Вопрос: если гражданин вывозит строительный мусор в контейнерные площадки, а они не предназначены для этого, какие меры можно применить к нему? и в чьей это компетенции?

Ответ:

Согласно п. 3.3 ГОСТ Р 53691-2009 твердые бытовые отходы — это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Как следует из Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации. МДС 13-8.2000, утв. Постановлением Коллегии Госстроя РФ от 22.12.1999 N 17, к твердым бытовым отходам (далее — ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы.

ТБО образуются из двух источников: жилых зданий; административных зданий, учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).

Как следует из ст. 1 Закона об отходах, ТКО — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ (утв. Приказом Минприроды России от 14.08.2013 N 298) под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.

По сути, в указанном документе между двумя рассматриваемыми понятиями отходов поставлен знак равенства. Если же анализировать вышеуказанное определение понятия ТКО, то в нем прямо указано, что ТКО образуются в т.ч. в результате удовлетворения бытовых нужд.

Таким образом, и ТБО, и ТКО — это единый вид отходов, объединенный в понятии твердых коммунальных отходов.

Складирование ТКО должно производиться в контейнеры, установленные на специальных площадках (подпункт «б» пункта 10 Правил). При этом указано, что «контейнер» — мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов (твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах). Соответственно, складирование крупно габаритных отходов в контейнеры (далее — КГО) не допустимо. Для складирования КГО  должны быть предусмотрены бункеры либо специальные площадки (пункту 2 Правил)

Существует Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, в соответствии с которым отходы из жилищ крупногабаритные (7 31 110 02 21 5) в составе вида отходов «Отходы из жилищ» (7 31 100 00 00 0) относятся к подтипу «Отходы коммунальные твердые» (7 31 000 00 00 0).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1447-ст, к крупногабаритным отходам (КГО) относятся отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.

Таким образом, КГО входит в понятие «твердые коммунальные отходы» и является их частью. Соответственно КГО не является строительным мусором.

В соответствии с Методическими рекомендациями по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 10.11.1998 N 8, текущий ремонт здания — комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) элементов здания и поддержанию эксплуатационных показателей.

Вместе с тем группы отходов «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки)» (8 24 100 00 00 0), «Отходы затвердевших строительных смесей прочих» (8 24 910 00 00 0) и «Отходы линолеумов, полимерных плиток» (8 27 100 00 00 0) относятся к типу «Отходы строительства зданий, сооружений» (8 20 000 00 00 0). То есть все то, что обычно используется для ремонта и остается после него – строительный мусор.

Таким образом, полагаем, что строительный мусор не подлежит складированию на площадках, предназначенных для сбора ТКО и КГО. Граждане самостоятельно, за свой счет должны производить вывоз строительного мусора.

Кодекс РФ об административных правонарушениях не устанавливает специальной ответственности за нарушения при обращении со строительными отходами. За эти нарушения привлечь к ответственности можно на общих основаниях — как за нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами, а также за нарушение санитарных норм и т.п., в частности:

  • за несоблюдение требований по охране окружающей среды, в т.ч. при сборе, накоплении и транспортировании отходов по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Юрлицо в этом случае могут оштрафовать на сумму от 100 000 до 250 000 руб., ИП — на сумму от 30 000 до 50 000 руб., должностное лицо — на сумму от 10 000 до 30 000 руб., гражданина — на сумму от 2 000 до 3 000 руб. К юрлицу или ИП вместо штрафа могут применить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ).
  • за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами административная ответственность предусмотрена ст. 6.35 КоАП РФ. Юрлицо в этом случае могут оштрафовать на сумму от 250 000 до 350 000 руб., ИП — на сумму от 50 000 до 60 000 руб., должностное лицо — на сумму от 30 000 до 40 000 руб., гражданина — на сумму от 2 000 до 3 000 руб. К юрлицу или ИП вместо штрафа могут применить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ).

Требования об обращении с отходами (в т.ч. со строительными отходами) могут устанавливаться законами и иными НПА субъектов РФ (глава 8 Закона Тульской области от 09.06.2003 г. N 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области»), а также муниципальными НПА (Правила благоустройства МО) (п. 1 ст. 2 Закона об отходах). Административная ответственность за нарушения таких законов и НПА может быть предусмотрена законами субъектов РФ. Это следует из п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ.

Таким образом, в случае нарушения гражданином Правил благоустройств или Закона Тульской области от 09.06.2003 г. N 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области РФ в части складирования строительного мусора в контейнер, не предназначенный для этого, то привлечь к административной ответственности вправе орган местного самоуправления (в рамках муниципального контроля).

Что касается привлечения за подобное нарушение в раках КоАП РФ, то по  ст. 8.2 КоАП РФ — должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ); а по ст. 6.35 КоАП РФ —  органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 1 статьи 23.13 КоАП РФ).