Минцифры напоминает: ИТ-компаниям необходимо подтвердить аккредитацию до 1 июня 2023 года
Риски: аккредитованные ИТ-компании, в том числе получатели льгот, могут лишиться аккредитации, если не подадут заявление на ее подтверждение и согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну.
Возможности: компании, которые пользуются налоговыми льготами в I квартале 2023 года, могут не подтверждать аккредитацию. Правообладатели продуктов из Реестра российского ПО могут не подтверждать соответствие критерию по уровню заработной платы.
Чтобы ИТ-компания могла претендовать на установленные государством льготы, ей необходимо в обязательном порядке получить аккредитацию, при этом она должна ее ежегодно подтверждать.
На сайте Минцифры 29.04.2023 опубликована Информация с напоминанием о том, что ИТ-компаниям для сохранения аккредитации необходимо подать заявление на Портале госуслуг до 1 июня 2023 года.
Ведомство разъяснило, что необходимо указать в заявлении, а также на что еще заявителям следует обратить внимание при подтверждении аккредитации.
Например, следует проверить:
- актуальность согласия на раскрытие налоговой тайны или подать его (с указанием кода 20009);
- уровень средней зарплаты (он должен быть выше, чем по стране или региону, в котором зарегистрирована компания), в том числе посредством специального калькулятора соответствия зарплат;
- актуальность информации об ИТ-деятельности на сайте организации.
Однако есть исключение: компании, которые пользуются налоговыми льготами в I квартале 2023 года, могут не подтверждать аккредитацию, а правообладатели продуктов из Реестра российского ПО могут не подтверждать соответствие критерию по уровню заработной платы.
На заметку: подробнее о существующих налоговых льготах для ИТ-компаний читайте в Готовом решении: Меры налоговой поддержки для ИT-отрасли в СПС КонсультантПлюс.
КоАП РФ: какие новые штрафы начали действовать с 9 мая 2023 года
Риски: с 9 мая 2023 года введены штрафы за противоправное распространение сведений, содержащихся в ЕГРН, и за нарушение установленных правил продажи рецептурных лекарственных препаратов. Также с этой даты значительно повышены штрафы за продажу несовершеннолетнему никотинсодержащей и табачной продукции, а также устройств для ее потребления.
В конце апреля 2023 года в КоАП РФ внесены изменения, направленные на увеличение размера некоторых штрафов, а также установление новых.
В частности:
- Федеральным законом от 28.04.2023 N 151-ФЗ установлена административная ответственность за противоправное распространение сведений, содержащихся в ЕГРН, которое может выражаться в:
- предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, третьим лицам за плату,
- создании сайтов и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН,
- использовании таких сайтов, программ и приложений в целях предоставления указанных сведений заинтересованным лицам.
Штраф за данное правонарушение может составить: для граждан – от 15 000 до 25 000 рублей; для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей; для ИП и самозанятых – от 80 000 до 100 000 рублей; для юрлиц – от 350 000 до 400 000 рублей.
Кроме того, при повторном совершении данного правонарушения предусмотрена повышенная ответственность.
Однако ответственности можно избежать, если предоставляемая информация, содержащая сведения ЕГРН, одновременно отвечает следующим условиям:
– по форме и содержащейся в ней совокупности сведений не соответствует утвержденным формам предоставления сведений из ЕГРН;
– не содержит подписи (в том числе электронной) должностных лиц органа регистрации прав и (или) Росреестра.
- Федеральным законом от 28.04.2023 N 175-ФЗ установлены размеры штрафов за нарушение установленных правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих учету, выразившееся в отпуске указанных лекарственных препаратов без рецепта, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Фармацевтические работники, совершившие данное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица.
Для должностных лиц предусмотрен штраф от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до одного года; для ИП – штраф от 50 000 до 100 000 рублей; для юрлиц – штраф от 150 000 до 200 000 рублей.
- Федеральным законом от 28.04.2023 N 175-ФЗ увеличены размеры штрафов за продажу несовершеннолетнему табачной, никотинсодержащей продукции, устройств для ее потребления, табачных изделий, кальянов.
Штраф для граждан может составить от 40 000 до 60 000 рублей (ранее от 20 000 до 40 000 рублей); для должностных лиц – от 150 000 до 300 000 рублей (ранее от 40 000 до 70 000 рублей); для юрлиц – от 400 000 до 600 000 рублей (ранее от 150 000 до 300 000 рублей).
Также увеличены размеры штрафов за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
Все рассматриваемые изменения вступили в силу 9 мая 2023 года.
Какие действия нотариусы не вправе совершать удаленно с 28 апреля 2023 года
Риски: нотариусы больше не вправе удаленно удостоверять решения единственного участника юрлица.
Федеральным законом от 28.04.2023 N 145-ФЗ внесены изменения в Основы законодательства о нотариате (далее – Основы), согласно которым из перечня нотариальных действий, которые можно совершать без личной явки заявителя или его представителя, исключили удостоверение решения единственного участника юрлица.
Данная поправка принята в связи с тем, что при удостоверении нотариусом решения единственного участника юрлица в соответствии со ст. 103.10-1 Основ нотариус, помимо установления личности единственного участника, его полномочий и права на принятие решения, должен непосредственно убедиться из личного общения с заявителем о наличии у него воли на принятие соответствующего решения, что невозможно при совершении нотариального действия удаленно в порядке, предусмотренном ст. 44.3 Основ.
Кроме того, поправками уточнены положения о гражданско-правовой ответственности стажера нотариуса, которому в связи с прохождением стажировки становятся известны сведения, составляющие нотариальную тайну.
Изменения вступили в силу 28 апреля 2023 года.
На заметку: какие сделки требуют нотариального удостоверения, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Почему ФНС считает нецелесообразным закрепление в НК РФ понятия «должная осмотрительность»
Риски: отсутствие в НК РФ понятия «должная осмотрительность» позволяет налоговым органам в каждом конкретном случае применять индивидуальный подход при оценке поведения налогоплательщика в зависимости от обстоятельств налогового спора и судебной практики по аналогичным делам.
В Письме от 25.04.2023 N БВ-19-7/126@ ФНС России указала, что закрепление в НК РФ положений, предписывающих налогоплательщику действовать при свершении сделок с надлежащей степенью осмотрительности, а также термина «должная осмотрительность» является нецелесообразным.
Проявление должной осмотрительности направлено на снижение рисков ненадлежащего исполнения сделок, а также получения необоснованной налоговой выгоды.
ФНС сообщает, что термин «должная осмотрительность», а также критерии его применения определены в судебных актах высших судебных инстанций.
Так, в Определении КС РФ от 25.07.2001 N 138-О указано, что по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Согласно подходу, изложенному в постановлениях ВАС РФ от 25.05.2010 N 15658/09, от 20.04.2010 N 18162/09, от 12.02.2008 N 12210/07, проявление надлежащей осмотрительности предполагает, что при выборе контрагента субъекты предпринимательской деятельности, как правило, оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.
ФНС напомнила, что вопрос о критериях добросовестности контрагента урегулирован ст. 54.1 НК РФ, а также рекомендациями по применению положений этой статьи – Письмами ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@, от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@. В данных рекомендациях указано на недопустимость формального подхода при оценке соблюдения предпринимателем критериев должной осмотрительности и предписано учитывать условия делового оборота, в рамках которого заключалась оспариваемая сделка.
Стандарт осмотрительного поведения предполагает проверку деловой репутации, возможности исполнения контрагентом своих обязательств и его платежеспособности в целях предупреждения возможных убытков вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по сделкам. При нарушении данного стандарта лица, входящие в состав органов управления организации, могут быть привлечены к ответственности по иску организации за причинение указанных убытков, возникших вследствие нарушения обязанности действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно.
В связи с этим, по мнению ФНС, вносить в НК РФ изменения и вводить в него понятие «должная осмотрительность» нецелесообразно.
На заметку: при банкротстве компании в связи с неуплатой налогов, доначисленных по результатам проверки, к субсидиарной ответственности могут привлекать лиц, участвующих в управлении компанией (руководителей, учредителей, бенефициаров). Необходимым условием для привлечения к субсидиарной ответственности является установление прямой причинно-следственной связи между действиями лица и заключенными сделками. Напомним, что в настоящее время налоговые органы активно выявляют и привлекают к ответственности реальных бенефициаров.
Возможности: использовать наборы открытых данных ФНС о суммах доходов и расходов организаций за 2022 год и о специальных налоговых режимах по состоянию на 1 апреля 2023 года для проверки контрагентов.
В Информации ФНС России от 02.05.2023 сообщается о размещении сведений о суммах доходов и расходов организаций за 2022 год по данным бухгалтерской отчетности. ФНС отметила, что эти сведения в дальнейшем будут размещаться 25-го числа каждого месяца текущего календарного года до декабря. Сведения за 2023 год будут размещены 1 мая 2024 года.
Также размещен набор данных о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, по состоянию на 1 апреля 2023 года. В дальнейшем такие сведения будут размещаться 25-го числа каждого месяца и содержать данные по состоянию на 1-е число месяца размещения.
На заметку: с какой периодичностью размещаются другие наборы открытых данных с 1 апреля 2023 года, рассказано в Обзоре «Что важного ждет бухгалтера в II квартале 2023 года» (КонсультантПлюс, 2023)