Минтруд обозначил сроки представления работодателями отчетности в органы службы занятости

Риски: работодатели обязаны своевременно представлять в органы службы занятости сведения и информацию о ситуации с занятостью работников в организациях в сроки, установленные Минтрудом.

Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе выполнения законодательных требований, в том числе о представлении установленной отчетности в центр занятости населения.

С 1 января 2023 года применяются новые формы отчетности, установленные Приказом Минтруда России от 16.12.2022 N 786. Подробнее об этом рассказано В Письме от 03.03.2023 N 16-3/ООГ-383 Минтруд сообщил, в какие сроки работодатели обязаны представлять отчеты в центр занятости.

Вид отчета Срок представления
Организации ИП
Отчет о принятии решения о ликвидации организации либо о прекращении деятельности ИП, сокращении численности или штата работников организации, ИП и возможном расторжении трудовых договоров (приложение N 1) не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий,

не позднее чем за три месяца в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников

не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий

 

Отчет о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели (приложение N 2) в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Отчет подается в случаях, когда указанный режим может повлечь массовое увольнение работников

Отчет о введении режима простоя (приостановке производства) (приложение N 3) в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий
Отчет об организации дистанционной (удаленной) работы (приложение N 4) подается в случаях, когда инициатива работника о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы или о переводе работника на дистанционный режим работы связана со сложившейся в организации ситуацией, которая может оказать негативные последствия для деятельности организации или повлечь массовое высвобождение работников
Отчет об отпусках без сохранения заработной платы (приложение N 5)
Отчет о применении в отношении работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве) (приложение N 6) ежемесячно с даты начала применения процедуры несостоятельности (банкротства) до ее окончания
Информация о наличии созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов (приложение N 7) ежемесячно; рекомендуется предоставлять данную информацию регулярно, например до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом

 

Информация, необходимая для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов (приложение N 8) ежемесячно

В отчетах значения показателей указываются в целом по организации (филиалу, представительству или обособленному подразделению).

При изменении ранее поданных сведений рекомендуется предоставлять актуальную информацию в течение одного рабочего дня с момента принятия решения, повлекшего изменение сведений.

На заметку: за нарушение ст. 25 «Содействие работодателей в обеспечении занятости населения» Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц от 300 до 500 руб., на юридических лиц ‒ от 3 000 до 5 000 руб.

 

Минтруд рассказал, как поступать работодателю, если истек срок действия срочного трудового договора с мобилизованным работником

Возможности: в связи с тем, что работодатель не может уведомить работника, пребывающего на военной службе, о расторжении срочного трудового договора и ознакомить его с приказом об увольнении, работодателю рекомендуется сделать соответствующую запись на этом приказе.

По своей инициативе работодатель может расторгнуть приостановленный трудовой договор с мобилизованным работником только в случаях (ст. 351.7 ТК РФ):

– ликвидации организации либо прекращения деятельности ИП,

– истечения срока действия трудового договора, если он был заключен на определенный срок.

В Письме от 21.02.2023 N 14-6/В-173 Минтруд дал разъяснения по расторжению срочного трудового договора с мобилизованным работником.

  • В связи с отсутствием у работодателя возможности письменно уведомить мобилизованного работника о расторжении срочного трудового договора и ознакомить его с приказом о прекращении трудового договора работодателю следует сделать на приказе соответствующую запись.
  • Трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные работниками при увольнении, хранятся у работодателя до востребования.
  • При прекращении срочного трудового договора окончательный расчет не производится, так как в период приостановления действия трудового договора рабочее место сохраняется, но заработная плата не начисляется.

На заметку: у мобилизованного работника есть преимущество при приеме на ранее занимаемую должность к работодателю, у которого он трудился по срочному трудовому договору до мобилизации. Подробнее об этом рассказано в Готовом решении: Какие гарантии, компенсации и льготы положены работникам, призванным на военную службу по мобилизации согласно Указу Президента РФ от 21.09.2022 N 647 (КонсультантПлюс, 2023)

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета? Какая ответственность?

Риски: за несообщение в установленный срок сведений о принятых на работу гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, предусмотрена административная ответственность.
Возможности: работодатель не вправе отказать в приеме на работу военнообязанному соискателю при отсутствии у него военного билета или заменяющего военный билет документа. При этом работодатель вправе прописать в локальном акте срок представления работником такого документа.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военный билет, временное удостоверение или справку взамен военного билета), если оно является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон N 53-ФЗ)).

Таким образом, для военнообязанных предусмотрено представление как военного билета, так и временного удостоверения, выданного взамен военного билета, или справки взамен военного билета (п. 28 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее – Положение), п. 32 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее – Инструкция N 700)).

Постановка на воинский учет по месту работы

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях (пп. 6, 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ, п. 27 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении) (подп. «а» п. 30 Положения);
  • информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (подп. «г» п. 30 Положения);
  • выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу или увольнении сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания в военных комиссариатах или органах местного самоуправления (подп. «д» п. 30 Положения).

Сведения о принятых на работу гражданах, а также сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять (с вручением им направления в военный комиссариат для постановки на воинский учет), нужно направлять в военкомат в течение двух недель (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ, подп. «б» п. 32 Положения).

Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма 10) (п. 31 Инструкции N 700).

В целях организации воинского учета работодателю стоит разработать соответствующий локальный нормативный акт (ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

Обратите внимание! За несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ (п. 54 Положения).

Правомерность приема на работу без военного билета

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (ч. 1 ст. 64 ТК РФ).

Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в трудовом законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, а также их отсутствие не связано с его деловыми качествами.

Кроме того, работник может быть допущен к работе и до оформления трудового договора. Но подписать с таким работником трудовой договор нужно не позднее трех рабочих дней со дня со дня фактического допущения работника к работе (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Таким образом, прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета при трудоустройстве, по нашему мнению, правомерен. Представители Роструда также разъясняли, что работодатель не вправе отказать в приеме на работу соискателю без военного билета

При этом локальный акт, по нашему мнению, может содержать в том числе положения о сроке представления документов, не представленных при трудоустройстве (ст. 8 ТК РФ).

О правомерности применения дисциплинарного взыскания за непредставление военного билета рассказано в ответе на Вопрос: Правомерно ли принять на работу работника без военного билета? (Консультация эксперта, 2023) {КонсультантПлюс}.