Временный запрет на блокировку счетов налоговыми органами продлен до 1 июля 2022 года

Возможности: до 1 июля 2022 года налоговые инспекции не будут приостанавливать операции по счетам должников, а после 1 июля 2022 года и до отдельного распоряжения не будут блокировать счета до истечения двухнедельного срока с момента направления в банк поручений ФНС на списание и перечисление в бюджет задолженности по налогам и сборам.

С 10 марта до 1 июня 2022 года налоговые органы не блокировали операции по счетам налогоплательщиков из-за задолженности. 

Для снижения рисков неплатежеспособности юрлиц и ИП, которые вызваны введением санкций, ФНС поручила продлить до 1 июля 2022 года действие моратория на блокировку счетов (Письмо ФНС России от 31.05.2022 N ЕД-26-8/10@).

Так, до 1 июля 2022 года инспекции не будут принимать решения о приостановлении операций по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников. А с 1 июля 2022 года и до отдельного распоряжения инспекциям поручено не приостанавливать операции по счетам до истечения двухнедельного срока с момента направления в банк поручений налогового органа на списание и перечисление в бюджет задолженности по налогам и сборам.

 

Введен штраф за отказ обслуживать потребителя без передачи персданных

Риски: с 1 сентября 2022 года юрлицо либо его должностное лицо могут оштрафовать за отказ заключить, исполнить, изменить или расторгнуть договор с потребителем по причине непредоставления им персональных данных.

В связи с установлением с 1 сентября 2022 года запрета на необоснованный сбор персональных данных покупателей, выражающийся в отказе обслуживания потребителей без передачи персональных данных, в КоАП РФ была введена норма, предусматривающая ответственность за несоблюдение данного запрета.

Соответствующие изменения в ст. 14.8 КоАП РФ внесены Федеральным законом от 28.05.2022 N 145-ФЗ.

Так, с 1 сентября 2022 года за отказ заключить, исполнить, изменить или расторгнуть договор с потребителем из-за того, что он не предоставил персональные данные, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Размер штрафа может составить:

  • для юрлиц – от 30 000 до 50 000 рублей,
  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

Исключением являются случаи, когда предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с законом или непосредственно связано с исполнением договора с потребителем.

Составлять протоколы и рассматривать дела будет Роспотребнадзор.

 

Штрафы за нарушение требований пожарной безопасности будут значительно увеличены с 8 июня 2022 года

Возможности: административные штрафы за нарушение требований пожарной безопасности с 8 июня 2022 года увеличатся в несколько раз для всех категорий нарушителей.

Федеральным законом от 28.05.2022 N 141-ФЗ внесены изменения в статьи 8.32 «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах» и 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» КоАП РФ, направленные на ужесточение ответственности за несоблюдение пожарной безопасности.

Согласно данным поправкам с 8 июня 2022 года для всех нарушителей (физлиц, должностных лиц, юрлиц, ИП) в разы увеличатся возможные размеры противопожарных штрафов.

Так, например, штрафы по общему составу КоАП РФ о нарушении требований пожарной безопасности для компаний и ИП поднимут в два раза:

  • юрлиц могут оштрафовать на сумму от 300 000 до 400 000 рублей (ранее – от 150 000 до 200 000 рублей),
  • ИП – от 40 000 до 60 000 рублей (ранее от 20 000 до 30 000 рублей).

За это же правонарушение размер штрафа для граждан может составить от 5 000 до 15 000 рублей (ранее – от 2 000 до 3 000 рублей); для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей (ранее – от 6 000 до 15 000 рублей).

При этом остается действующей возможность назначения наказания в виде предупреждения либо административного приостановления деятельности за некоторые нарушения требований пожарной безопасности.

На заметку: ознакомиться с противопожарными требованиями к офисам можно в Готовом решении: Какие требования предъявляются к офисным помещениям (КонсультантПлюс, 2022).

О возможных мерах ответственности при нарушении требований можно узнать в Готовом решении: Какая ответственность установлена за нарушение требований пожарной безопасности (КонсультантПлюс, 2022).

 

В ГК РФ внесены уточнения относительно госрегистрации товарных знаков

Риски: с 29 мая 2023 года не допускается госрегистрация, использование и отчуждение в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые могут ввести потребителей в заблуждение относительно места производства товаров.
Возможности: запрет на регистрацию и использование товарных знаков с информацией о местах, которые не имеют отношения к товарам, защитит интересы местных и региональных изготовителей, а также право потребителей получать достоверную информацию о продукции.

Федеральным законом от 28.05.2022 N 143-ФЗ в целях приведения законодательства РФ в соответствие с положениями Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях были внесены соответствующие изменения в некоторые положения ГК РФ, касающиеся условий госрегистрации, отчуждения и использования товарных знаков.

В частности, согласно изменениям, внесенным в п. 7 ст. 1483 ГК РФ, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с ГК РФ, а также обозначения, заявленные на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака, в отношении:

  • однородных товаров, за исключением случая, если такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара;
  • неоднородных товаров, если использование этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с такими географическим указанием или наименованием места происхождения товара и может ущемить законные интересы обладателя исключительного права на такие географическое указание или наименование места происхождения товара.

Таким образом, незаконным использованием географического указания признается (среди прочего) использование для любых товаров обозначения, включающего, воспроизводящего или имитирующего зарегистрированное географическое указание, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или характеристик товара.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использовано географическое указание, являются контрафактными, поэтому правообладатель вправе требовать их изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя.

В связи с этим также уточняются положения ГК РФ, предусматривающие запрет на отчуждение исключительного права на товарные знаки, если такое отчуждение может явиться причиной введения потребителей в заблуждение относительно места производства товаров.

Рассматриваемые изменения вступят в силу 29 мая 2023 года.

На заметку: о том, как зарегистрировать товарный знак, можно узнать в материале Вопрос: Как подать заявку на регистрацию товарного знака? (Консультация эксперта, 2022) в СПС КонсультантПлюс.

 

Правительство определило, кому при размещении интернет-рекламы надо подавать сведения в Роскомнадзор

Риски: в случае соответствия установленным критериям рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, размещающие в сети Интернет рекламу, с 1 сентября 2022 года будут обязаны предоставлять информацию о ней в Роскомнадзор.

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 N 948 утверждены критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в сети Интернет рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, к лицам, обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор с 1 сентября 2022 года.

Выделено три категории:

  • рекламодатели, за исключением обладающих исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющихся изготовителями или продавцами товаров, информацию о рекламе которых в Роскомнадзор или оператору рекламных данных обязаны предоставлять рекламораспространители, операторы рекламных систем в рамках исполнения договорных обязательств с такими рекламодателями;
  • рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые осуществляют и/или организуют распространение рекламы любых рекламодателей в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире;
  • рекламораспространители, являющиеся владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в сети Интернет, включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторами поисковых систем.

Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 948 вступит в силу 1 сентября 2022 года и будет действовать в течение шести лет с даты вступления в силу.

На заметку: следить за последними изменениями законодательства по рассматриваемой теме можно также с помощью материала Последние изменения: Реклама в Интернете (КонсультантПлюс, 2022).