Не позднее 25 октября 2021 года нужно впервые сдать Отчет по прослеживаемым товарам
Риски: если за период с 8 июля по 30 сентября 2021 года были совершены операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, сведения о которых подлежат отражению в Отчете, то участники оборота товаров обязаны представить Отчет в срок до 25 октября 2021 года включительно.
В Информации от 19.10.2021 ФНС России напоминает, что Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами нужно подавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором они совершены, то есть за III квартал 2021 года – не позднее 25 октября 2021 года (п. 32 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров).
Участники системы прослеживаемости, у которых в III квартале 2021 года были операции с прослеживаемыми товарами, должны в зависимости от режима налогообложения и вида совершенных операций представить Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и/или декларацию по НДС с реквизитами прослеживаемости.
Перечень операций, о которых надо отчитаться, различается для плательщиков НДС и тех, кто его не платит (применяет спецрежим или освобожден от обязанностей налогоплательщика).
В Письме ФНС России от 29.09.2021 N ЕА-4-15/13792@ разъясняется, что плательщики НДС должны подать Отчет в следующих случаях:
1) приобретение (получение) прослеживаемого товара (в том числе через агента или комиссионера) у организаций или ИП, которые не уплачивают НДС, так как применяют спецрежим или освобождены от обязанностей налогоплательщика;
2) прекращение прослеживаемости товара по причине:
- исключения его из Перечня товаров, подлежащих прослеживаемости;
- выбытия прослеживаемого товара из оборота, например в результате утилизации, уничтожения, передачи товара в производство и в переработку;
- выявления недостачи товара при инвентаризации;
3) восстановление прослеживаемости по причине:
- возврата неиспользованных товаров, переданных ранее в производство (переработку);
- выявление при инвентаризации товаров, по которым ранее была выявлена недостача;
4) реализация (передача), приобретение (получение) прослеживаемых товаров, которые не признаются объектом обложения НДС по п. 2 ст. 146 НК РФ или освобождены от налогообложения по ст. 149 НК РФ.
Спецрежимникам или освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в Отчет нужно включить следующие операции (п. 33 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров):
1) приобретение (получение), реализация (передача) прослеживаемого товара (в том числе через агента или комиссионера);
2) передача (получение) прослеживаемого товара, не связанная с реализацией или передачей (получением) на безвозмездной основе права собственности на товар;
3) прекращение и возобновление прослеживаемости товара.
Подавать Отчет нужно в инспекцию по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) или по месту жительства ИП (п. 32 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров).
Также ФНС отметила, что если прослеживаемые товары реализованы физлицам (для целей, не связанных с предпринимательством), плательщикам НПД, на экспорт либо в государства – члены ЕАЭС, в книге продаж такие операции отражаются на основании:
– первичных учетных документов;
– документов, содержащих суммарные (сводные) данные по операциям за месяц (квартал);
– бумажных счетов-фактур, содержащих реквизиты прослеживаемости.
Заполнить Отчет поможет Готовое решение: Как оформлять документы и подавать отчетность при совершении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (КонсультантПлюс, 2021).
На заметку: до 1 июля 2022 года участников системы прослеживаемости не будут привлекать к ответственности за неисполнение установленных обязанностей (например, за несдачу отчета по прослеживаемым товарам).
Скорректирован порядок отправки и получения требований об уплате налогов
Возможности: с 1 января 2022 года при передаче требования по ТКС действует правило: если квитанция о приеме не поступит в инспекцию в течение шести рабочих дней со дня направления требования, то оно будет считаться полученным по истечении указанного срока (ранее – одного рабочего дня).
Приказ ФНС России от 07.09.2021 N ЕД-7-8/795@ актуализировал Порядок направления и получения документов, предусмотренных НК РФ, по ТКС. Согласно поправкам с 1 января 2022 года утратит силу Приказ ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@, в настоящее время регулирующий порядок отправки и получения требования об уплате налогов, сборов, взносов, пени, штрафов и процентов. А скорректированный порядок направления требований будет содержаться в Порядке электронного обмена налоговыми документами.
С 1 января 2022 года этот Порядок дополнен новым положением, которое устанавливает, что требование об уплате налога (сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов) считается полученным:
– если отправителю поступила квитанция о приеме электронного документа, подписанная УКЭП плательщика,
– либо по истечении шести рабочих дней с даты отправления (зафиксированной в подтверждении), если отправителю не поступило уведомление об отказе в приеме требования.
При получении отправителем квитанции о приеме Требования об уплате датой его получения в электронной форме по ТКС считается дата, указанная в квитанции о приеме, но не позднее шести рабочих дней с даты отправления.
Таким образом, с 2022 года квитанцию о приеме требования направляют в течение шести рабочих дней со дня его отправки инспекцией. По ранее действующим правилам это нужно было сделать в течение одного рабочего дня с момента получения требования.
На заметку: как организации уплатить налог и пени по требованию инспекции, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Возможности: при соблюдении трех условий с 1 января 2022 года организации общепита смогут применять пониженные тарифы страховых взносов.
С 1 января 2022 года организации общепита со среднесписочной численностью до 1 500 человек и долей доходов от общепита не менее 70% могут применять пониженные тарифы взносов для малого бизнеса (ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ). ФНС России в Письме от 19.10.2021 N БС-4-11/14783@ рассказала об условиях их применения.
Для применения пониженных тарифов общепит должен соответствовать следующим условиям:
- среднесписочная численность работников превышает 250 человек по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
- сумма доходов за предшествующий календарный год в совокупности не превышает 2 млрд рублей;
- удельный вес доходов от реализации услуг общепита за предшествующий календарный год в общей сумме доходов составляет не менее 70%;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных Расчетов по страховым взносам, был не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте РФ.
Последнее условие применяется только с 1 января 2024 года.
Таким образом, для применения пониженных тарифов страховых взносов в 2022 и 2023 годах общепит должен соответствовать только первым трем условиям.
На заметку: с начала 2022 года услуги общепита освобождаются от НДС. При каких условиях, можно узнать в Готовом решении: Как получить освобождение от НДС по услугам общепита с 1 января 2022 г. (КонсультантПлюс, 2021).
Нужно ли выдавать работникам расчетные листки при каждой выплате зарплаты
Возможности: расчетный листок можно выдавать один раз по итогам месяца, если в нем отражены сведения обо всех выплатах работнику за этот месяц.
В Письме от 17.09.2021 N ПГ/26944-6-1 Роструд напомнил правила оформления и выдачи работникам расчетных листков.
В соответствии с ч. 1 ст. 136 ТК РФ расчетный листок должен содержать информацию:
1) о составных частях зарплаты, причитающейся работнику за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении или других выплат;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Таким образом, расчетный листок содержит детальную информацию обо всех видах выплат, входящих в состав заработной платы и начисляемых работнику за каждый отработанный месяц.
Исходя из этого, Роструд считает, что расчетный листок достаточно выдавать один раз в месяц при выплате зарплаты за отработанный месяц при условии, что в нем отражена детальная информация обо всех видах выплат, входящих в состав зарплаты и начисляемых работнику за каждый отработанный месяц.
На заметку: подробнее о том, как оформить и выдать расчетный листок, рассказано в Типовой ситуации в СПС КонсультантПлюс.
ФНС утвердила единую форму справки о состоянии расчетов с бюджетом
Возможности: с 1 октября 2022 года вместо двух форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам будет применяться оптимизированная единая форма справки о состоянии расчетов с бюджетом (не будет отдельной формы для физлиц – не ИП).
Приказ ФНС России от 06.08.2021 N ЕД-7-19/728@ утвердил форму справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме.
Согласно Приказу с 1 октября 2022 года форма справки о состоянии налоговых расчетов станет единой для организаций, ИП и физических лиц, не являющихся ИП.
В настоящее время применяются две формы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам, утвержденные Приказом ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@: одна – для организаций и ИП (КНД 1160080), а вторая для физлиц, не являющихся ИП (КНД 1160081).
Кроме того, в единой форме справки в таблице с данными появится новая графа для внесения кода налогового органа, чтобы не формировать комплект справок о состоянии расчетов по всем налоговым органам, в которых налогоплательщик состоит на учете, а указать все в одной справке.
Также из формы справки исключено поле для адреса организации или ИП.
ФНС актуализировала порядок ведения кабинета ККТ
Возможности: новый Порядок ведения кабинета ККТ практически не отличается от прежнего.
В рамках реформы контроля и надзора Приказом ФНС России от 08.09.2021 N ЕД-7-20/798@ утвержден новый Порядок ведения кабинета контрольно-кассовой техники взамен прежнего, утвержденного Приказом ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/232@.
Порядком ведения кабинета ККТ определены, в частности, перечень документов (информации, сведений) в электронной форме, размещаемых и передаваемых через кабинет ККТ, а также порядок доступа организаций и ИП к кабинету ККТ.
Новый Порядок полностью повторяет прежний с учетом технических правок. Так, в новом Порядке закреплено положение п. 8.1 ст. 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ, что изготовитель направляет через кабинет ККТ заключение по результатам экспертизы фискального накопителя.
Новый Порядок будет применяться с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.
Напомним, с 1 марта 2022 года документы о регистрации (перерегистрации) ККТ или снятии ККТ с учета нужно будет подавать исключительно в электронной форме через кабинет ККТ. Подробнее об этом читайте в обзоре «Кабинет ККТ: что изменится с 1 марта 2022 года» на нашем сайте.
На заметку: кабинет ККТ позволяет организациям и ИП передавать в налоговый орган и получать от него документы, связанные с эксплуатацией ККТ. О том, как пользоваться кабинетом ККТ, читайте в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Договор на оказание услуг с банкротом заключен до 2021 года и продолжает действовать: что с НДС
Возможности: услуги (работы), оказываемые с 1 января 2021 года организацией-банкротом, не признаются объектом налогообложения НДС независимо от условий договора.
Риски: вычет НДС по таким услугам с начала 2021 года невозможен.
С 1 января 2021 года текущая деятельность банкротов не облагается НДС (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ). До указанной даты рассматриваемая норма НК РФ была сформулирована нечетко и допускала двойное толкование.
ФНС России в Письме от 12.10.2021 N СД-4-3/14460@ разъяснила, что будет с НДС, если договор с организацией-банкротом заключен 1 января 2021 года и продолжает действовать в 2021 году.
С учетом разъяснений, направленных ранее в Письмах Минфина России от 23.04.2021 N 03-07-11/31160, от 17.03.2021 N 03-07-11/18708, ФНС делает следующий вывод.
Услуги по аренде имущества, оказываемые с 1 января 2021 года организацией-банкротом, не облагаются НДС независимо от того, что стоимость услуг в договорах, заключенных до 1 января 2021 года и имеющих длящийся характер, указана с учетом НДС.
ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ
Как в целях налогообложения прибыли учесть расходы на ДМС при увольнении застрахованного работника?
Возможности: при увольнении застрахованного работника признанные к моменту увольнения расходы на ДМС в налоговом учете не корректируются.
Риски: дальнейший учет расходов в целях налогообложения зависит от того, остался работник в списке застрахованных лиц после своего увольнения или исключен из этого списка.
В случае, когда после увольнения работник по-прежнему может пользоваться страховкой, то расходы на ДМС в части, приходящейся на него, в налоговом учете не признаются (Письма Минфина России от 01.02.2019 N 03-03-06/1/5947, от 13.10.2017 N 03-03-06/1/67067, от 05.05.2014 N 03-03-06/1/20922).
Если после увольнения работник исключен из списка застрахованных лиц, но вместо него в список включен новый сотрудник, то можно продолжать учитывать страховую премию (взнос) в расходах в том же порядке, что и ранее. Это связано с тем, что договор продолжает действовать и срок его действия остается прежним. А изменения в списке застрахованных лиц на возможность учета расходов в целях налогообложения не влияют (п. 16 ст. 255 НК РФ, Письма Минфина России от 01.02.2019 N 03-03-06/1/5947, от 29.01.2010 N 03-03-06/2/11 (п. 2), от 18.12.2007 N 03-03-06/1/869). Такие расходы учитываются с учетом ограничений, предусмотренных п. 16 ст. 255 НК РФ (Письмо Минфина России от 01.02.2019 N 03-03-06/1/5947).
При возврате страховщиком уплаченной страховой премии в части, приходящейся на уволенного работника, сумма возврата в доходах для целей налогообложения прибыли не учитывается (Письмо Минфина России от 05.05.2014 N 03-03-06/1/20922).