ФНС напомнила, что с 1 октября 2021 года платежные поручения на уплату налогов и страховых взносов нужно заполнять по обновленным правилам

Возможности: ознакомиться с подробными разъяснениями (с примерами) по новым правилам составления платежек на уплату налогов, страховых взносов и сборов, которые администрирует ФНС.

ФНС России в Письме от 20.09.2021 N КЧ-4-8/13355@ сообщает, что с 1 октября 2021 года изменится порядок указания информации, идентифицирующей платеж, а также плательщика, составившего распоряжение о переводе денежных средств, в уплату платежей, администрируемых налоговыми органами, а именно:

  • Основание платежа (реквизит 106) и Номер документа (реквизит 108)

При заполнении реквизита «106» распоряжения из перечня допустимых значений основания платежа исключаются значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР».

В случае погашения задолженности по таким основаниям в поле «106» распоряжения указывается значение «ЗД», а в поле «108» в номере документа первые два знака обозначают вид документа, например:

‒ «ТР0000000000000» ‒ номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);
‒ «ПР0000000000000» ‒ номер решения о приостановлении взыскания;
‒ «АП0000000000000» ‒ номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
‒ «АР0000000000000» ‒ номер исполнительного документа (исполнительного производства).

Номер документа указывается после буквенного значения вида документа и должен четко соответствовать значениям и количеству знаков, указанным в соответствующем требовании, решении или исполнительном документе.

Например, при погашении требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов) N 41797 в реквизите «108» распоряжения должно быть указано: «ТР41797».

В случае добровольного погашения задолженности по налоговым платежам при отсутствии документа взыскания и указания в реквизите «106» распоряжения значения основания платежа «ЗД» в показателе «108» («Номер документа») указывается значение «0».

  • Статус плательщика (реквизит 101)

В реквизите 101 платежного поручения указывается статус плательщика денежных средств в бюджет. С 1 октября 2021 года вместо статусов плательщика денежных средств в бюджет 09, 10, 11, 12 будет применяться единый статус 13 ‒ налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) ‒ физическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, исключены статусы 21, 22, 25,26.

Вышеуказанные изменения предусмотрены Приказом Минфина от 14.09.2020 N 199н.

На заметку: о других изменениях в заполнении платежных поручений с 1 октября 2021 года, предусмотренных Приказом Минфина от 14.09.2020 N 199н, читайте в Статье: Налоговые платежи в бюджет: новые Правила оформления платежек (Зобова Е.П., «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», 2020, N 12) в СПС КонсультантПлюс.

 

Определен порядок исчисления среднего заработка по последнему месту работы для расчета пособия по безработице: что важно учесть работодателю

Риски: с 25 сентября 2021 года действуют новые Правила, по которым работодатели в установленных случаях обязаны рассчитывать средний заработок для определения размеров пособия по безработице бывшим работникам.

Постановлением Правительства РФ от 14.09.2021 N 1552 утверждены Правила исчисления среднего заработка по последнему месту работы для определения размеров пособия по безработице.
По общему правилу средний заработок рассчитывают органы службы занятости на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях по последнему месту работы, на которые были начислены страховые взносы на ОПС.
Работодатель должен исчислить средний заработок только в установленных случаях, если на расчетный период пришлось хотя бы одно из обстоятельств:

В этих случаях гражданин представляет в органы службы занятости справку работодателя о среднем заработке, подписанную руководителем и главным бухгалтером (при наличии) или ИП.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат (их полный перечень приводится в Правилах). Некоторые периоды и суммы исключаются из расчета среднего заработка, например, когда работник был на больничном или в командировке.
Средний заработок работника считается за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующие месяцу увольнения.
В Правилах подробно описано, как его считать, если:
– в расчетном периоде у работника не было начисленной зарплаты или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода;
– за расчетный период и до расчетного периода работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней;
– работнику был установлен суммированный учет рабочего времени;
– работник трудился неполное рабочее время;
– работнику выплачивались премии;
– работнику повышали зарплату.

Рассматриваемые Правила применяются с 25 сентября 2021 года.
Как оформить справку о среднем заработке для пособия по безработице, рассказано в Типовой ситуации в СПС КонсультантПлюс.

 

Как правильно сформировать кассовый чек, если в нем несколько маркированных товаров

Риски: по каждому маркированному товару в чеке обязательно указывать реквизит «Код товара», поэтому каждый такой товар нужно отдельно отражать в чеке.

Реквизит кассового чека «Код товара» является обязательным и применяется для товаров, в отношении которых предусмотрена обязательная маркировка, а также для отдельных видов товаров, являющихся средствами индивидуальной защиты по установленному Перечню. Подробнее об этом читайте в Готовом решении: Что должно быть в кассовом чеке (КонсультантПлюс, 2021).

ФНС России в Письме от 09.09.2021 N АБ-4-20/12831@ разъяснила, как оформить кассовый чек при продаже группы маркированных товаров. Ведомство отмечает, что реквизит «Код товара» (тег 1163) в составе реквизита «Предмет расчета» (тег 1059) неповторяющийся (Приказ ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@).

Следовательно, в данной ситуации в кассовом чеке необходимо каждый маркированный товар указывать в отдельном реквизите «Предмет расчета» (тег 1059) с соответствующим кодом товара.

 

Прекращается ли прослеживаемость товара при включении его в набор (комплект)

Риски: при включении прослеживаемого товара в комплект (набор) он не перестает быть прослеживаемым: при реализации такого комплекта (набора) счет-фактуру или УПД нужно выставить в электронном виде и отразить в нем реквизиты прослеживаемости по данному товару. Передача товара в ремонт тоже не влечет прекращение его прослеживаемости.

В Письме от 26.07.2021 N СД-4-15/10449@ ФНС России напомнила, что товар перестает быть прослеживаемым, например, в связи с передачей в производство или на переработку, в том числе в качестве давальческого сырья (материалов), комплектующих, для изготовления новых товаров.

А вот если товары объединяют в набор (например, монитор включают в комплект АРМ), прослеживаемость не прекращается, так как в этом случае товар не перерабатывается, его физические характеристики не изменяются, он не становится неотъемлемой частью другого имущества.

Поэтому при последующей реализации комплекса (набора) товаров, среди которых есть прослеживаемые, нужно:

–  сформировать счет-фактуру или УПД в электронном виде,

– в графах с реквизитами прослеживаемости нужно отразить эти реквизиты по каждому прослеживаемому товару, включенному в набор (комплект), в подстроках к строке с набором (комплектом).

Также ведомство разъяснило, что ремонт товара тоже не является основанием для прекращения его прослеживаемости, так как товар не передается в производство (переработку). В связи с этим операции по передаче бракованного товара в ремонт и возвращению его после ремонта не нужно отражать в отчете об операциях с прослеживаемыми товарами.

На заметку: как оформить счет-фактуру и УПД при совершении операций с прослеживаемыми товарами, рассказано в Готовом решении: Как оформлять документы и подавать отчетность при совершении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (КонсультантПлюс, 2021).

 

В день отдыха за работу в выходной работник заболел: как быть работодателю

Возможности: у работодателя нет обязанности переносить день отдыха, предоставленный работнику за работу в выходной день, если работник заболел.
Риски: вопрос о доплате за работу в выходной день либо о предоставлении другого дня отдыха решается по согласованию с работником.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (ч. 4 ст. 153 ТК РФ). В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

ГИТ в г. Москве в Письме от 02.09.2021 N ПГ/25751/10-31337-ОБ/1366 разъяснила, как быть работодателю в случае наступления у работника временной нетрудоспособности в день отдыха, предоставленный взамен работы в выходной или нерабочий праздничный день.

Больничный лист в таких случаях нужно оплатить в общем порядке (ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). А работодатель не обязан переносить период отдыха на другое время, если работник заболел в период отгула, который ему был предоставлен за работу в выходные дни.

При этом работодатель по желанию работника может предоставить ему другой день отдыха или доплатить за отработанный выходной день.

На заметку: отметим, что у представителей сайта «Онлайнинспекция.РФ» немного иная позиция по этому вопросу: работодатель вправе (но не обязан) перенести работнику дополнительный день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день (Вопрос-ответ от 04.02.2021 на «Онлайнинспекция.РФ»).

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Минфин пояснил, можно ли создать резерв на ремонт ОС только по некоторым объектам

Риски: формировать резерв на ремонт ОС в отношении отдельных объектов нельзя.

В налоговом учете можно создать резерв на ремонт ОС. Тогда в расходах признаются отчисления в резерв, а фактические затраты списываются за счет резерва  (п. 3 ст. 260  НК РФ).

Минфин России в Письме от 30.08.2021 N 03-03-06/3/69849 ответил на вопрос, можно ли создать такой резерв не по всем, а по некоторым объектам основных средств.

Порядок создания резерва под предстоящий ремонт ОС определен ст. 324 НК РФ, п. 2 которой установлено, что налогоплательщик, создающий  резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт рассчитываются от стоимости всех амортизируемых основных средств. В связи с этим создавать такой резерв только по одному из нескольких объектов основных средств неправомерно.

 

Можно ли принять к вычету НДС на основании счета-фактуры, в котором изменена внешняя форма

Возможности: оформление шапки счета-фактуры в виде двух колонок не препятствует вычету НДС, если не нарушено содержание и число предусмотренных показателей.

В силу ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем к вычету указанной в счете-фактуре суммы НДС.

ФНС России в Письме от 23.08.2021 N 3-1-11/0116@ разъяснила, можно ли получить вычет по НДС, если изменена внешняя форма счета-фактуры, например, показатели строк 1-8 расположены в две колонки.

Ведомство напоминает: п. 2 ст. 169 НК РФ установлено, что счета-фактуры являются основанием для принятия к вычету сумм НДС при выполнении требований, установленных пп. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ.

Форма счета-фактуры утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 и учитывает состав сведений, предусмотренных п. 5 ст. 169 НК РФ. Указанным документом не предусмотрено право налогоплательщика исключать строки и графы из утвержденной формы счета-фактуры.

При этом ФНС отмечает, что измененный внешне счет-фактура соответствует требованиям налогового законодательства, если налогоплательщиком не нарушены содержание и число показателей, предусмотренных п. 5 ст. 169 НК РФ и Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

Таким образом, формирование счета-фактуры, в котором показатели строк 18 расположены в две колонки, не противоречит требованиям законодательства о налогах и сборах.

 

В целях НДС утвержден перечень видов электронной и бытовой техники, которая приобретена у физлиц для перепродажи

Риски: с 1 января 2022 года при реализации приобретенных у физлиц ноутбуков, планшетов, холодильников и иных видов электронной и бытовой техники из специального перечня НДС нужно считать в особом порядке.

С 1 января 2022 года вводится новый порядок определения налоговой базы по НДС при реализации отдельных видов электронной, бытовой техники, ранее приобретенной у физлиц (не являющихся плательщиками НДС) для перепродажи. В этом случае налоговая база определяется как разница между ценой, рассчитанной согласно ст. 105.3 НК РФ с учетом налога, и ценой приобретения такой техники, то есть НДС считается с разницы между ценой покупки и ценой продажи (п. 5.1 ст. 154 НК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1544 утвержден перечень такой электронной и бытовой техники. В него вошли:

  • электронная техника – ноутбуки, планшеты, компьютеры (содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода), мобильные телефоны;
  • бытовая техника – холодильники, морозильники, стиральные машины и пылесосы.

Отметим: ранее такой порядок исчисления НДС уже применялся – при перепродаже приобретенных у физлиц автомобилей.

На заметку: как рассчитать НДС при реализации приобретенного у физлица автомобиля или предмета бытовой (электронной) техники, рассказано в Готовом решении: НДС с межценовой разницы (КонсультантПлюс, 2021).

 

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Минфин сообщил, что теперь на УСН можно учитывать расходы на тестирование работников на коронавирус

Возможности: с начала 2021 года при применении УСН можно учитывать расходы на тестирование работников на коронавирус, если обязанность проводить такие тестирования установлена законодательно.

С 1 января 2021 года налогоплательщики на УСН с объектом  «доходы минус расходы» при определении налоговой базы могут учитывать расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ (подп. 40 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).

Минфин разъяснил, что к таким расходам, в частности, относятся затраты на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников коронавируса, которые работодатели несут для исполнения требований законодательства (Письмо от 08.09.2021 N 03-11-06/2/72533).

На заметку: до внесения изменений в НК РФ Минфин был против учета в составе расходов на УСН затрат на проведение тестирования на коронавирус (см. Письмо Минфина России от 23.11.2020 N 03-11-06/2/101770).