В рамках реформы контроля и надзора принят Федеральный закон — «спутник»

Возможности: внесенные в законодательство о контрольно-надзорной деятельности изменения, позволят привести его к единым требованиям, установленных в рамках реформы контроля и надзора.

В рамках реформы контроля и надзора был принят масштабный закон-«спутник», направленный на приведение положений отраслевых федеральных законов о видах контроля в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ. Речь идет о Федеральном законе от 11.06.2021 N 170-ФЗ, который вступит в силу 1 июля 2021 года.
Изменения внесены в 169 законов, общими для данных поправок являются:
— определение предмета контроля и надзора,
— исключение дублирующих и излишних норм,
— установление особенностей проведения профилактических и контрольно-надзорных мероприятий.
Также установлено, что Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» будет применяться до 31 декабря 2024 года. До наступления указанной даты его положения будут действовать при организации и осуществлении 15 видов государственного контроля, а также в части, касающейся уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Большое количество изменений внесено в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым с 1 марта 2022 года должна упроститься работа с лицензиями, в частности:
— можно будет получить лицензию только на часть работ или услуг;
— срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии может быть сокращен;
— вместо переоформления лицензий нужно будет вносить изменения в реестр;
— лицензию смогут приостанавливать частично;
— периодическое подтверждение соответствия требованиям в отдельных случаях заменит плановые контрольно-надзорные мероприятия в части проверки соблюдения лицензионных требований.
Помимо этого изменения внесены и в сам Федеральный закон от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ, устанавливающий с 1 июля 2021 года новый порядок проведения контроля и надзора. Например, поправками уточнены: порядок досудебного обжалования, положения о проведении контрольных мероприятий, введен новый специальный режим госконтроля – «постоянный рейд» и проч.

На заметку: подробнее о предстоящей реформе читайте в Обзоре: «Реформа контроля и надзора: что изменится с 1 июля 2021 года» в СПС КонсультантПлюс.

 

Правительство расширило программу субсидирования найма

Возможности: получить субсидию смогут работодатели, трудоустраивающие выпускников колледжей и ВУЗов 2020 года, зарегистрированных в органах службы занятости после 1 января 2021 года.

В рамках программы субсидирования найма работодатели с конца апреля 2021 года могут обратиться за субсидией в ФСС РФ при приёме на работу безработных, зарегистрированных в центрах занятости до 1 января 2021 года. Подробнее читайте в обзоре «Запущена новая программа господдержки работодателей для трудоустройства безработных» на нашем сайте.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2021 N 915 внесены уточнения, которые позволят воспользоваться субсидией организациям и ИП, трудоустраивающим молодых специалистов, которые закончили обучение по основным образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования в 2020 году и зарегистрировались в центрах занятости после 1 января 2021 года.
Также внесено уточнение в срок предоставления субсидии: первый платеж работодатель получает через месяц после трудоустройства безработного, второй – через три месяца, третий – через шесть месяцев, но не позднее 27 декабря 2021 года (ранее срок второго и третьего платежа ограничивался 1 ноября 2021 года).
При этом предельный срок подачи заявления на возмещение затрат в ФСС РФ остался прежним — не позднее 1 ноября 2021 года.
По возникающим вопросам по получению субсидии при найме безработных можно обратиться на горячую линию ФСС: 8 (800) 302-75-49.

 

КоАП РФ: для юрлиц введена ответственность за нарушение работы с информацией ограниченного доступа

Риски: с 22 июня 2021 года за разглашение сведений, доступ к которым ограничен федеральным законодательством, и незаконное получение такой информации на юрлицо может быть наложен административный штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей.

Федеральным законом от 11.06.2021 N 206-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, направленные на ужесточение административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом.
Согласно внесенным поправкам:

  • Ответственность за разглашение сведений, доступ к которым ограничен федеральным законодательством, распространили на юрлиц, которые получили такую информацию в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Штраф для юрлиц за данное правонарушение может составлять от 100 000 до 200 000 рублей. Для остальных лиц за совершение данного правонарушения штрафы увеличены в 10 раз:
     — для граждан он составит от 5 000 до 10 000 рублей,
     — для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификация до 3 лет (ранее она не была предусмотрена).
  • Введена ответственность за незаконное получение информации ограниченного доступа, за исключением ситуаций, когда за такое нарушение ответственность уже предусмотрена другими статьями КоАП РФ или УК РФ. Штраф для юрлиц составит от 100 000 до 200 000 рублей, для граждан — от 5 000 до 10 000 рублей; для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет.
  • Введена ответственность для юрлиц за незаконное распространение сведений о защищаемых лицах. Для граждан и должностных лиц штрафы по данной статье многократно увеличены.

Рассматриваемые изменения вступят в силу 22 июня 2021 года.

 

Установлен порядок проведения дистанционного контроля в сфере противодействия отмыванию доходов

Риски: дистанционный мониторинг позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных «антиотмывочных» требований.
Возможности: риск-ориентированный подход позволит снизить проверочную нагрузку на бизнес.

Федеральным  законом от 11.06.2021 N 165-ФЗ Глава III Федерального закона от 07.08.2001 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» дополнена ст. 9.1 «Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
В указанной статье, в частности, установлен:
— порядок организации и проведения дистанционного мониторинга в целях выявления риска несоблюдения законодательства в сфере противодействия отмыванию доходов (ПОД) и финансирования терроризма (ФТ),
— порядок проведения контрольных мероприятий в указанной сфере с учетом риск-ориентированного подхода, предусматривающего отнесение деятельности организаций и ИП к определенному уровню риска, формируемому в том числе с учетом результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков, дистанционного мониторинга.
Надзор в данной сфере осуществляется контрольными органами в соответствующей сфере деятельности. В отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, являющихся членами СРО аудиторов, — СРО аудиторов, в отношении адвокатов — адвокатскими палатами субъектов РФ, в отношении нотариусов — нотариальными палатами субъектов РФ.

Так, Минфином России в Информационном сообщении от 15.06.2021 N ИС-аудит-44 разъяснены особенности контроля за аудиторами в сфере ПОД/ФТ в связи с принятием рассматриваемого федерального закона.
Изменения, внесенные Федеральным  законом от 11.06.2021 N 165-ФЗ, вступят в силу с 27 июня 2021 года.

 

Валютный контроль: установлены штрафы за непредставление резидентами отчетов о переводах денежных средств с использованием иностранных электронных кошельков

Риски: с 1 октября 2021 года вводится административная ответственность за нарушения резидентами требований в части представления отчетности о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

С 1 июля 2021 года резидент РФ может осуществлять перевод денежных средств нерезиденту без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг. За исключением приема таких электронных средств платежа на территории РФ в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также совершения операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа.

С этой же даты предусмотрена обязанность резидентов представлять в налоговые органы отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случае если общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год превышает 600 тыс. руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. руб. (Федеральный закон от 30.12.2020 N 499-ФЗ).

В целях контроля за исполнением данных норм принят Федеральный закон от 11.06.2021 N 200-ФЗ, который  внес поправки в КоАП РФ в части установления ответственности за несоблюдение установленного порядка представления резидентами отчетов о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и нарушение сроков представления таких отчетов.

Так, с 1 октября 2021 года ответственность установлена за следующие нарушения:

Нарушение Ответственность
Перевод денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Штраф на граждан, ИП и юрлиц в размере от 75 до 100% суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб.
Непредставление резидентом в налоговый орган отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, если представление такого отчета является обязательным Штраф на граждан, должностных лиц и юрлиц в размере от 20 до 40% суммы средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период
Несоблюдение установленного порядка представления таких отчетов Штраф на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юрлиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.
Нарушение установленных сроков представления таких отчетов не более чем на 10 дней Предупреждение или штраф на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц в размере от 500 до 1 тыс. руб.; на юрлиц — от 5 тыс. до 15 тыс. руб.
Нарушение установленных сроков представления таких отчетов более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней Штраф на граждан в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;; на юр лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб.
Нарушение установленных сроков представления таких отчетов более чем на 30 дней Штраф на граждан в размере от 2,5 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юрлиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

За повторные нарушения по несоблюдению установленного порядка представления отчета или по нарушению сроков его подачи установлены штрафы в значительно большем размере (п.6.4 и 6.5 ст.15.25 КоАП РФ).

Дела по новым составам правонарушений рассматривают налоговые органы и таможня. Протоколы составляют должностные лица налоговой, таможни и агенты валютного контроля (например, уполномоченные банки).