КоАП РФ: за нарушение противопожарных правил деятельность ИП и юрлиц может быть приостановлена
Риски: с 20 марта 2021 года для ИП и юрлиц в отдельных случаях за нарушение противопожарных правил предусмотрено приостановление деятельности на срок до 30 суток; введена повышенная административная ответственность за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.
Федеральным законом от 09.03.2021 N 36-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, направленные на усиление административной ответственности:
♦ за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска (ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ). В случае совершения данного правонарушения деятельность ИП или юрлица может быть приостановлена на срок до 30 суток вместо назначения штрафа.
Нарушение может выражаться в том, что эвакуационные пути или выходы не отвечают требованиям пожарной безопасности, либо в том, что не работают или неисправны:
– источники противопожарного водоснабжения;
– электроустановки, электрооборудование;
– автоматические или автономные установки пожаротушения;
– системы пожарной сигнализации или противодымной защиты;
– средства оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Штраф в таком случае составит:
– для граждан – от 3 000 до 4 000 рублей;
– для должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей;
– для ИП – от 30 000 до 40 000 рублей;
– для юрлиц – от 200 000 до 400 000 рублей.
♦ за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (абз.2 ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ). Введен штраф для ИП – от 50 000 до 60 000 рублей. Кроме того, для ИП и юрлиц также в качестве альтернативы штрафа предусмотрено приостановление деятельности на срок до 30 суток.
Наказание в виде административного приостановления деятельности назначается судьями районных судов в случаях, если надзорный орган, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье в соответствии со ст. 23.1 КоАП.
Изменения вступят в силу с 20 марта 2021 года.
Возможности: организации, которые оказывают гостиничные, медицинские, парикмахерские и косметологические услуги, услуги в области досуга и спорта и некоторые другие виды услуг, могут ознакомиться с подробными разъяснениями Роспотребнадзора об особенностях применения новых обязательных санитарных правил.
С 1 января 2021 года вступили в силу новые санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», которые действуют с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года. Подробно о содержании новых СП можно узнать в обзоре на нашем сайте.
Роспотребнадзор подготовил Презентацию, в которой рассказал, для чего приняты новые санитарные правила, что в них изменилось и как их применять.
- Цель новых правил – объединение требований к деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих гостиничные, медицинские, бытовые, социальные услуги, услуги в области спорта, организации досуга, развлечений, продажи товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд с учетом специфики каждого вида деятельности (вместо положений 21 нормативного документа, действовавших ранее). Из правил исключены дублирующие требования других нормативных документов.
- Санитарные правила не содержат рекомендательных норм, все нормы носят обязательный характер. При этом отсутствует императивность требований: организация может сама выбрать метод соблюдения санитарного требования или достижения гигиенических нормативов.
- Впервые установлены требования к услугам аптек и гостиниц, санитарно-эпидемиологические требования к которым до настоящего времени не были отражены в отдельных нормативно-правовых актах санитарного законодательства.
- В Презентации подробно описаны требования каждого раздела санитарных правил СП 2.1.3678-20. Например, указано, что в разделе «Общие требования» впервые на обязательной основе введено требование по обеспечению во всех помещениях, где предоставляются услуги населению, параметров микроклимата, воздухообмена, установленных гигиеническими нормативами. В воздухе не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, определенных требованиями гигиенических нормативов. Уровни естественного и искусственного освещения, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях должны соответствовать нормативам (пп.2.4 – 2.6 СП 2.1.3678-20).
На заметку: ответственность за неисполнение санитарных правил установлена ст. 6.3 КоАП РФ (для юрлиц штраф до 20 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток).
Возможности: с 2021 года в одни санитарные правила объединены требования ко всем типам организаций обучения, воспитания, отдыха детей и молодежи с учетом специфики и особенностей каждой организации.
Риски: санитарные правила являются обязательными к применению.
С 1 января 2021 года введены в действие санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Роспотребнадзор подготовил Презентацию, в которой рассказал об основных новеллах новых санитарных правил (далее – СП). Так, с 1 января 2021 года:
- Вместо 34 прежних СанПинов действуют новые СП, в которых объединены все требования ко всем типам организаций обучения, воспитания, отдыха, с учетом специфики и особенностей каждой организации.
- СП устанавливают требования по обеспечению безопасных условий:
1) образовательной деятельности;
2) оказания социальных услуг, услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми;
3) организации и проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения;
4) перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом;
5) культурно-массовым мероприятий;
6) отдыха и оздоровления.
СП не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.
- СП ввели единые требования к срокам прохождения гигиенической подготовки и аттестации всех работников хозяйствующих субъектов. Работники должны проходить:
• Предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр.
• Периодические медицинские осмотры. |
Все работники один раз в два года (за исключением работников, связанных с питанием). |
• Профессиональную гигиеническую подготовку.
• Аттестацию. • Иметь личную медицинскую книжку со всеми результатами. |
Работники, занятые в приготовлении пищи и ее раздаче, один раз в год. |
- В СП нет рекомендательных норм, все нормы носят обязательный характер. По отдельным нормам указаны допуски, определяющие возможность вариативного и наиболее оптимального функционирования организаций без рисков для здоровья детей и молодежи.
- СП впервые установили требования к детским игровым комнатам, организациям высшего и среднего профессионального образования, организациям, предоставляющим услуги временного проживания детей, к проведению массовых мероприятий с участием детей.
На заметку: ответственность за неисполнение санитарных правил установлена ст. 6.3 КоАП РФ (для юрлиц штраф до 20 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток).
ВС РФ актуализировал разъяснения в сфере антимонопольного законодательства
Возможности: разъяснения ВС РФ можно использовать при решении вопросов, возникающих в связи с применением антимонопольного законодательства.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 04.03.2021 N 2 актуализировал разъяснения для судов, касающиеся особенностей применения антимонопольного законодательства.
В частности, проанализирован порядок применения норм законодательства в части:
– запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
– запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия;
– запрета недобросовестной конкуренции;
– запрета на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия органов публичной власти;
– антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений;
– полномочий антимонопольных органов;
– рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольных органов;
– рассмотрения судами споров, связанных с реализацией положений антимонопольного законодательства в гражданском обороте.
Остановимся на отдельных выводах, сделанных Пленумом ВС РФ в рассматриваемом Постановлении.
- Факт того, что в исследуемый период новые конкуренты на рынке не появились, сам по себе не свидетельствует о доминировании на рынке. При оценке возможности доступа на товарный рынок новых конкурентов суд в числе прочего вправе учитывать доводы о том:
– существуют ли административные барьеры для доступа на рынок;
– требуются ли для вхождения на рынок какие-то значимые экономические преимущества;
– могут ли потребители на этом рынке перейти к новому участнику без существенных затрат.
- Рассматривая такой признак доминирующего положения, как возможность ущемления интересов неопределенного круга потребителей, не требуется устанавливать точное число потребителей на тот или иной момент. Необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка, с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.
- Недобросовестное исполнение обязательств доминирующей на рынке компанией перед контрагентами или потребителями не говорит о злоупотреблении доминирующим положением. Нужно определить, могла бы компания так себя вести при отсутствии доминирования. В частности, доказать отсутствие злоупотребления можно следующими фактами:
– компания соблюдала правила безопасности, установленные в соответствующей сфере, иные обязательные или обычные для этой сферы требования;
– поведение компании экономически выгодно для контрагентов, которые будут с ней взаимодействовать.
- Навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов. Например, такими условиями могут быть:
– условие о продаже первого товара только при обязательной покупке второго, если первый товар может использоваться без второго или товары реализуются иными поставщиками по отдельности;
– условие о необходимости впоследствии покупать навязанный дополнительный товар у конкретного производителя или пользоваться исключительно инфраструктурой определенного лица;
– отказ предоставить гарантию качества на первый товар в случае отказа покупателя приобрести сопутствующий товар.
Признаны не подлежащими применению пункты 1—8, 11—16, 18—23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 и п. 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 года N 11.
На заметку: подробнее о разъяснениях Пленума ВС РФ читайте также в Обзоре: «Верховный суд разъяснил, как применять антимонопольное законодательство» в СПС КонсультантПлюс.
Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.