ВС РФ опубликовал третий Обзор судебной практики по коронавирусу
Возможности: разъяснения ВС РФ помогут при решении вопросов, возникающих в связи с применением антиковидных норм права.
Президиум ВС РФ 17.02.2021 утвердил третий Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Данный Обзор подготовлен на основе вопросов, возникших у судов, в целях обеспечения единообразного применения:
– гражданского законодательства;
– законодательства о налогах и сборах;
– уголовного и уголовно-процессуального законодательства;
– законодательства об административных правонарушениях.
Также даны ответы на такие общие вопросы судопроизводства, как:
– Вправе ли суд приостановить производство по делу, если свидетель по делу, специалист или эксперт лишены возможности присутствовать в судебном заседании в связи с ограничительными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
– Являются ли введенные в связи с распространением на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) меры основанием для приостановления исполнительного производства.
Приведем некоторые позиции ВС РФ в сфере гражданского и налогового законодательства:
– субарендаторы недвижимого имущества (за исключением жилых помещений) из пострадавших отраслей экономики также имеют право на отсрочку уплаты арендной платы на основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ по договорам, заключенным до принятия субъектом РФ решения о введении режима повышенной готовности или ЧС;
– заключение арендатором и арендодателем соглашения об уменьшении размера арендной платы или изменение договора аренды на основании решения суда не лишает арендатора права на предоставление ему отсрочки в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, в том числе за периоды, предшествовавшие заключению соглашения о снижении арендной платы или вступления в силу соответствующего решения суда;
– установленный п. 2 ст. 138 НК РФ обязательный досудебный (административный) порядок урегулирования споров не применяется в отношении требований об оспаривании отказа налоговых органов в предоставлении субсидии, а также бездействия налоговых органов в отношении заявлений о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства из пострадавших отраслей экономики.
Также в Обзоре рассмотрены отдельные аспекты исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, договора воздушной перевозки.
На заметку: с выводами ВС РФ подробнее можно ознакомиться в Обзоре «Верховный Суд выпустил третий обзор практики по коронавирусу» в СПС КонсультантПлюс.
Правительство РФ определило порядок ведения реестра обязательных требований
Возможности: систематизация обязательных требований позволит предпринимателям ориентироваться в нормативных правовых актах, их устанавливающих, и не допускать ошибок в своей деятельности, что в свою очередь снизит риски привлечения их к ответственности за правонарушения.
В целях обеспечения систематизации требований и информирования заинтересованных лиц в ближайшее время будет создан реестр обязательных требований (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2021 N 128 определены Правила формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований, то есть требований, содержащихся в нормативных правовых актах, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках:
– госконтроля (надзора),
– муниципального контроля,
– привлечения к административной ответственности,
– предоставления лицензий и иных разрешений,
– аккредитации,
– оценки соответствия продукции,
– иных форм оценки и экспертизы.
В документе приводится перечень сведений, которые будут включены в реестр в отношении каждого обязательного требования. Например, в реестре будет содержаться следующая информация:
– в чем суть обязательного требования,
– действует оно или нет,
– на кого распространяется требование,
– какая ответственность предусмотрена за несоблюдение требования и проч.
В документе также приведены принципы функционирования и функции реестра, а также план-график наполнения реестра, согласно которому до 30 апреля 2021 года сведения в него должны разместить Роструд, Роспотребнадзор, Минстрой и Росаккредитация. Сведения о требованиях в сфере пожарной безопасности МЧС России должно разместить в реестре до 31 мая 2021 года.
Постановление Правительства РФ от 06.02.2021 N 128 вступит в силу 1 марта 2021 года.
Минцифры разъяснило порядок включения продуктов в реестр российского ПО
Возможности: при выпуске новой версии программы производителю не требуется повторно подавать заявку на включение в реестр российского ПО.
Минцифры России на своем сайте разместило Информацию от 02.02.2021 года, в которой даны разъяснения о порядке включения продуктов в реестр российского ПО.
Минцифры сообщает, что при выпуске новой версии программы производителю не требуется повторно подавать заявку на включение в реестр российского ПО. Такое решение было принято на Экспертном совете по программному обеспечению при Минцифры России. Кроме того, для сокращения объема информации в реестре отечественного ПО будет отображаться только базовое название без указания конкретных релизов и версий.
Обновленные правила не распространяются на версии программного обеспечения, обладающие различными функциональными характеристиками и, как следствие, относящиеся к разным классам ПО, а также построенные на различных технологических стеках. Новую заявку необходимо подать, если исключительные права на версии программного обеспечения принадлежат различным правообладателям.
Также согласно Информации Минцифры России от 10.02.2021 Министерство подготовило Проект постановления, предусматривающий оптимизацию порядка включения продуктов в реестр российского ПО. Изменения позволят вдвое сократить срок рассмотрения заявок, а также исключить риск включения в реестр продуктов, принадлежащих иностранным компаниям.
В частности, данным Проектом вводятся требования к локализации производителей программного обеспечения. Устанавливается, что технические средства, необходимые для выпуска, использования, обслуживания продуктов, а также исходный текст и объектный код должны располагаться на территории РФ. Проект также закрепляет за правообладателем ответственность за реализацию прав на программное обеспечение, в том числе обязывает обеспечивать техническую поддержку и гарантийное обслуживание.
Новостной дайджест в формате Word вы можете скачать по ссылке.