Вопрос: к нам пришел запрос из Прокуратуры, просим Вас пояснить про ЭКГ-рейтинг. В каких случаях и как его применять в рамках 44-ФЗ. Текст запроса прилагаю. Спасибо.

Богородицкой межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры области проводится проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в части применения индекса деловой репутации в качестве критерия отбора поставщиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Из информации прокуратуры области следует, что только национальный стандарт РФ ГОСТ Р 71198-2023 «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг). Методики оценки и порядок формирования ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса» утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.12.2023 №1765-ст, введенный в действие 01.02.2024, следует применять в качестве критерия отбора поставщиков в рамках постановления Правительства РФ от 31.12.2021 №2604 «Об оценке на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п.4 постановления Правительства РФ от 20.12.2021 №2369 и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ».

Как правило, такие требования предъявляются к участникам закупок, предметом которых являются оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности. В связи с вышеизложенным, на основании ст. ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прошу к 18.00 21.08.2025 предоставить в межрайонную прокуратуру района следующую информацию: — заключались ли Контракты на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности после 01.02.2024 (номера извещений и номера контрактов предоставить); —  устанавливались ли Заказчиком к Подрядчику требования, отличные от тех, которые указаны в вышеперечисленном Национальном стандарте (предоставить копии подтверждающих документов ).

 

В ответ на Ваш вопрос сообщаем:

ЭКГ-рейтинг (индекс деловой репутации) используется в рамках показателя «Наличие у участников закупки деловой репутации» — пп. «г» п. 24 Положения об оценке, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.

 

Подробнее:

  • Требования к участникам закупки, подлежащие оценке заказчиком, необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, заказчик определяет самостоятельно с учетом специфики планируемой закупки. Главное, чтобы такие показатели и подтверждающие документы не ограничивали конкуренцию (Письма Минфина России от 30.11.2023 N 24-06-09/115228, от 06.05.2022 N 24-06-07/41956).

Если вы устанавливаете требование «наличие у участников закупки деловой репутации», то для оценки деловой репутации стоит применять только национальный стандарт ГОСТ Р 71198-2023 «Индекс деловой репутации (ЭКГ-рейтинг)».

 

Обоснование:

В соответствии с п. 4 Правил, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, при проведении аукционов применяется только критерий, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 «а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;».

В п. 5 Правил указаны критерии, применяемые при проведении конкурсов. Так, согласно п. 24 Правил для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки« могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 29 Положения показатель, предусмотренный подпунктом «г» пункта 24 Положения (то есть «г) наличие у участников закупки деловой репутации»), может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:

а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 Положения;

б) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются:

— документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;

— связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.

Минфин России в своем письме от 24.08.2022 N 24-06-06/82648 указал, что исходя из вышеизложенного применение заказчиком показателя оценки «наличие у участников закупки деловой репутации» возможно в случае осуществления закупки, предмет контракта которой относится к виду деятельности, имеющему соответствующий национальный стандарт в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.12.2023N 1765-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 71198-2023 «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг). Методика оценки и порядок формирования ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса» (далее — ГОСТ Р 71198-2023), который введен в действие 01.02.2024.

По общему правилу Стандарт применяется в отношении субъектов предпринимательства всех видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД 2 (ОК 029). В рейтинге, в частности, не участвуют: банки и другие финансовые организации, страховые компании, организации, руководителями которых выступают дисквалифицированные лица или иноагенты, компании, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации.

Таким образом, если вы хотите использовать показатель оценки «наличие у участников закупки деловой репутации», определите:

  • оценку количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с нацстандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном п. 20 Положения N 2604;
  • документ, установленный указанным нацстандартом и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;
  • связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с ОКВЭД 2, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.

При формировании сведений в отношении показателя оценки «наличие у участников закупки деловой репутации» вы можете воспользоваться Методическими рекомендациями применения национальных стандартов в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

Подробнее см.: Готовое решение: Какие критерии оценки заявок установлены для участников открытых электронных конкурсов по Закону N 44-ФЗ, как их выбрать и описать (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

 

  • Минэкономразвития России и ФАС России считают допустимым при закупке услуг ОСАГО проводить открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, а также заключить контракт с единственным поставщиком (Письма от 10.04.2017 N Д28и-2007, от 01.12.2014 N АД/48891/14, позиция актуальна и сейчас).

Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 применяется при проведении конкурентных процедур. ГОСТ Р 71198-2023 применяется в рамках исполнения вышеупомянутого Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604. Иными словами, при проведении закупки у единственного поставщика применять Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 и ГОСТ Р 71198-2023 не требуется.

Закупка услуг ОСАГО: особого порядка для закупки услуг ОСАГО не предусмотрено. Проводите конкурентную процедуру или закупку у единственного поставщика по общим правилам Закона N 44-ФЗ. Исходя из буквального толкования законодательства, ЭКГ-рейтинг применяется в качестве критерия отбора поставщиков при проведении закупки путем открытого конкурса, открытого конкурса в электронной форме.

 

Закупка аудиторских услуг:

Заказчики, перечисленные в п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, проводят закупки аудиторских услуг в общем порядке, предусмотренном положениями названного Закона. При этом необходимо учитывать ряд особенностей:

  • если вы относитесь к заказчикам из ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности и проводите закупку обязательного аудита, выбирайте электронный конкурс в качестве способа определения поставщика. Остальные заказчики могут выбрать способ определения поставщика с учетом общих правил Закона N 44-ФЗ;
  • установите требования к обеспечению заявок и обеспечению исполнения контракта. Нормы Закона об аудиторской деятельности о возможности не устанавливать обеспечение на вас не распространяются (см. Письмо Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018);
  • применяйте запрет на закупку аудиторских услуг, оказываемых иностранными лицами (пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, п. 147 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875);
  • если вы закупаете обязательный аудит, установите требования к участнику закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ о том, что участник конкурса должен быть аудиторской организацией, которая является членом саморегулируемой организации аудиторов (ч. 1, 2 ст. 3, ч. 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности). Установите, что в подтверждение указанного требования участник предоставляет выписку из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, выданную такой организацией (п. 22 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 15.11.2021 N 174н).

Также учтите, что при НМЦК 20 млн руб. и более надо установить дополнительное требование.

Важно! Участвовать в проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций может только аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат, выданный в соответствии с Законом об аудиторской деятельности. Такой вывод можно сделать на основе ч. 3.1 ст. 4 Закона об аудиторской деятельности.

Общественно значимым организациям аудиторские услуги могут оказывать только организации из соответствующего реестра (ч. 2, 3 ст. 5.1 Закона об аудиторской деятельности);

  • учитывайте предельные величины значимости критериев оценки заявок, установленные для аудиторских услуг;
  • если объем вашей выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб., обеспечьте участие в конкурсе аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Их участие является обязательным (ч. 5 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности). Для реализации данного требования нельзя устанавливать ограничения в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, так как это не предусмотрено Законом об аудиторской деятельности (ч. 7 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, Письмо ФАС России от 29.12.2022 N ПИ/118718/22). Более того, в Законе об аудиторской деятельности речь идет об обязательном участии, а не об ограничениях, кроме того, данные ограничения относятся только к субъектам малого предпринимательства и только вместе с социально ориентированными некоммерческими организациями, что не соответствует требованиям ч. 5 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. Минэкономразвития указывало, что для разъяснения порядка применения данной нормы целесообразно обратиться в Минфин России (см. Письмо Минэкономразвития России от 04.09.2015 N ОГ-Д28-11916);
  • при формировании технического задания и иных документов закупки используйте наименование, единицы измерения объема услуг, описание услуг, указанные в каталоге ТРУ (п. п. 2, 4 Правил использования каталога ТРУ). Для поиска позиций в каталоге можете воспользоваться контекстным поиском по наименованию услуг, по коду ОКПД2 или его части, по рубрикам, на которые разделен каталог. В каталог продолжают вносить позиции. В настоящее время в каталоге ТРУ размещены позиции по коду ОКПД2 20.10 «Услуги по проведению финансового аудита». При этом описание характеристик услуг отсутствует.