С 1 марта 2026 года вводится контроль за деятельностью по исследованию товарных рынков РФ
Риски: с 1 марта 2026 года введен правовой механизм, регулирующий деятельность по исследованию товарных рынков РФ, в том числе: установлен ряд ограничений при осуществлении данной деятельности; определено, что организаторы исследований товарных рынков обязаны подтвердить соответствие новым требованиям до 15 мая 2026 года, предоставив необходимые данные в уполномоченный орган.
Товарный рынок – это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Исследование товарного рынка позволяет, в частности производителям корректировать свои маркетинговые и производственные планы.
Федеральным законом от 31.07.2025 N 351-ФЗ установлены правовые основы регулирования деятельности по исследованию товарных рынков РФ, а также введен ряд ограничений при осуществлении указанной деятельности. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Поправками определено следующее:
— Под «деятельностью по исследованию товарных рынков» понимается вид предпринимательской деятельности по оказанию услуг по обработке и (или) анализу данных о структуре товарных рынков в РФ. Это касается информации об уровне спроса, предложения или об условиях обращения товаров на товарных рынках, в том числе: данные о стоимости товаров, об объемах производства, импорта (экспорта) и продаж товаров, обобщенные данные о потребителях, производителях и об импортерах товаров и иная информация, используемая для продвижения товаров на рынке.
— Не вправе осуществлять деятельность по исследованию товарных рынков (если иное не предусмотрено международным договором): иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юрлицо, российское юрлицо с долей иностранного участия более 20%, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин РФ, имеющий гражданство другого государства. Также указанными лицами не допускается установление любых иных форм контроля над организатором исследований товарных рынков.
— Организатор по исследованию товарных рынков, а также лица, входящие с ним в одну группу, обязаны соблюдать установленные правила, например, связанные с:
- обработкой персональных данных и иной информации ограниченного доступа;
- с использованием баз данных, находящихся на территории РФ, при записи, хранении, анализе, извлечении информации;
- размещением на территории РФ технических средств, используемых для исследований;
- предоставлением сведений и документов по запросу уполномоченного органа и т.д.
Исключения
Все рассматриваемые положения не применяются если выручка организатора по исследованию за последний календарный год не превышает 800 млн рублей или исследование осуществляется:
— в собственных интересах и результаты проведенных исследований не подлежат передаче лицам, не входящим с таким организатором исследований товарных рынков в одну группу лиц;
— по заказу органа государственной власти, органа местного самоуправления либо находящихся в их ведении организаций;
— в соответствии нормативными правовыми актами РФ с использованием информации, содержащейся в государственных и иных информационных системах.
Федеральный закон от 31.07.2025 N 351-ФЗ вступает в силу с 1 марта 2026 года, при этом установлено, что действующие организаторы исследований обязаны представить не позднее 15 мая 2026 года в уполномоченный орган сведения и документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям.
Возможности: в уставе ООО или АО может быть предусмотрено, что решение о создании ассоциаций (союзов) и иных объединений юрлиц или граждан и юрлиц и об участии в них, принимается советом директоров (наблюдательным советом) или коллегиальным исполнительным органом общества.
В целях исключения правовой неопределенности и приведения действующего регулирования в соответствие с ГК РФ Федеральным законом от 31.07.2025 N 312-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты, направленные на установление порядка принятия решений о создании соответствующими хозяйственными обществами ассоциаций (союзов), иных объединений и об участии, в том числе о прекращении участия, в них.
В частности:
— В Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что:
- к компетенции общего собрания акционеров относится принятие решений о создании ассоциаций (союзов) и иных объединений юрлиц или граждан и юрлиц и об участии, в том числе о прекращении участия, в ассоциациях (союзах) и иных объединениях юрлиц или граждан и юрлиц, в них;
- уставом АО принятие таких решений может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа общества;
- решение о создании АО иных организаций и об участии общества, в том числе о прекращении участия, в иных организациях, принимается советом директоров (наблюдательным советом) в случае, если уставом АО принятие таких решений не отнесено к компетенции исполнительных органов общества.
— В Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрено, что:
- к компетенции общего собрания участников ООО относится решение о создании ассоциаций (союзов) и других объединений юрлиц или граждан и юрлиц и об участии общества, в том числе о прекращении участия, в ассоциациях (союзах) и других объединениях юридических лиц или граждан и юридических лиц;
- уставом ООО может быть предусмотрено, что принятие таких решений относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, если их принятие уставом ООО не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа общества.
Рассматриваемые решения не могут принимать органы управления должника в ходе наблюдения, соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Внесены и другие изменения.
Федеральный закон от 31.07.2025 N 312-ФЗ вступил в силу 31 июля 2025 года.
На заметку: о том, как правильно внести изменения в устав общества, читайте в Готовом решении: Как внести изменения в устав ООО и в Готовом решении: Как внести изменения в устав АО.
Отслеживать изменения по рассматриваемой теме поможет Обзор: «Основные изменения в корпоративном законодательстве (АО и ООО) в 2025 году».
Госпошлины: вводятся новые, повышаются размеры прежних, меняется порядок взимания
Риски: с 1 сентября 2025 года повышаются размеры ряда госпошлин в сфере транспорта, а также вводятся новые виды госпошлин (в сферах транспорта, миграции, оборота оружия). С 31 июля 2025 года введены новые госпошлины за государственный кадастровый учет или госрегистрацию права собственности на земельные участки КФХ, с 31 августа 2025 года вводятся госпошлины за переоформление лицензий на розничную торговлю алкоголем в ряде случаев. Внесены изменения в отдельные положения НК РФ, предусматривающие порядок взимания госпошлин.
Возможности: с 31 июля 2025 года определены случаи, при которых госпошлина не уплачивается за государственный кадастровый учет и при госрегистрации доли в праве общей собственности.
- Федеральным законом от 31.07.2025 N 271-ФЗ повышены размеры ряда госпошлин и введены их новые виды (в сфере транспорта, миграции и оборота оружия), в связи с чем внесены изменения в НК РФ, вступающие в силу с 1 сентября 2025 года.
В частности, повышены размеры госпошлин:
— за выдачу национального водительского удостоверения — с 2 до 4 тыс. рублей на пластиковой основе, с 3 до 6 тыс. рублей на пластиковой основе нового поколения;
— за выдачу международного водительского удостоверения — с 1600 до 3200 рублей;
— за выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили — с 2 до 3 тыс. рублей;
— за выдачу свидетельства о регистрации ТС — с 500 до 1500 рублей на бумажной основе, с 1500 до 4500 рублей на пластиковой основе нового поколения.
Устанавливаются новые госпошлины:
- за внесение сведений в базу данных техосмотра (ЕАИСТО) при оформлении диагностической карты – 500 руб.;
- для автошкол — в размере 15 тыс. рублей за выдачу заключения о соответствии учебно-материальной базы требованиям Минпросвещения РФ;
- за продление срока действия разрешения на работу иностранного гражданина или лица без гражданства — 4200 рублей;
- за выдачу либо переоформление патента иностранного гражданина или лица без гражданства — 4200 рублей;
- за выдачу заключения о соответствии гражданского и служебного оружия криминалистическим требованиям к гражданскому и служебному оружию — 200 рублей и др.
Более подробно с новыми размерами госпошлин и новыми их видами можно ознакомиться в Обзоре: «Закон о повышении ряда госпошлин и появлении новых вступит в силу с 1 сентября 2025 года» (КонсультантПлюс, 2025).
- Федеральным законом от 31.07.2025 N 275-ФЗ изменен порядок взимания госпошлин при госрегистрации прав на объекты недвижимости. В частности, в подп. 22 ст. 333.33 НК РФ внесены поправки, касающиеся взимания госпошлины за госрегистрацию прав в отношении доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости. Установлена зависимость размера пошлины от размера такой доли в праве собственности. Эти положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 года.
Кроме того, с 31 июля 2025 года установлены госпошлины:
- за государственный кадастровый учет или госрегистрацию права собственности на земельный участок, предназначенный для ведения крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности — 700 рублей;
- за одновременный государственный кадастровый учет и госрегистрацию указанного права собственности – 1 тыс. рублей;
С той же даты:
— при госрегистрации доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в МКД, ином здании, сооружении госпошлина не уплачивается, если такая доля находится в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территории гаражного назначения или малоэтажного жилого комплекса;
— определены случаи, при которых госпошлина не уплачивается за государственный кадастровый учет.
С 31 августа 2025 года вводятся госпошлины за переоформление лицензий на розничную торговлю алкоголем в ряде случаев.
Есть ряд и других поправок.
На заметку:
— как уплатить и учесть госпошлину, можно узнать в материалах Типовой ситуации в СПС КонсультантПлюс;
— как заполнить платежное поручение на уплату госпошлины, можно узнать в Готовом решении в СПС Консультантплюс.
Какие требования с 1 сентября 2025 года следует учитывать при обезличивании персональных данных
Риски: с 1 сентября 2025 года операторы персональных данных должны соблюдать требования Роскомнадзора к обезличиванию персональных данных, обеспечивать соблюдение установленных методов обезличивания, принять ряд локальных актов, определяющих порядок обезличивания данных и порядок их обработки. При получении требования от Минцифры по направлению обезличенных персональных данных, нужно руководствоваться правилами, утвержденными Правительством РФ.
Обезличивание персональных данных — это действия, в результате которых становится невозможным определить принадлежность персональных данных (далее — ПДн) конкретному субъекту без использования дополнительной информации. Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (в редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2025 года) определены случаи, при наступлении которых оператор ПДн обязан осуществить обезличивание данных, в частности:
1. По общему правилу оператор персональных данных обязан обезличить ПДн, если достигнуты цели их обработки или утрачена необходимость в достижении этих целей и при этом ПДн не уничтожены. Приказом Роскомнадзора от 19.06.2025 N 140 с 1 сентября 2025 года вводятся требования к обезличиванию персональных данных.
Установлено, что при обезличивании ПДн оператор должен обеспечить:
— использование утвержденных методов обезличивания (за некоторыми исключениями);
— определение массива ПДн, подлежащих обезличиванию;
— оценку достаточности выбранного метода (методов) обезличивания для достижения целей обработки ПДн;
— невозможность без использования дополнительной информации определения принадлежности ПДн, полученных в результате обезличивания, субъекту персональных данных путем применения методов обезличивания;
— использование информационных систем и (или) программ, которые предназначены или используются для обезличивания ПДн, в которых обеспечиваются безопасность и конфиденциальность ПДн;
— исключение совместного хранения массива ПДн, подлежащих обезличиванию, и ПДн, полученных в результате обезличивания;
— учет осуществляемых действий по обезличиванию ПДн, а также действий (операций), совершаемых с ПДн, полученными в результате обезличивания.
Оператору также необходимо принять локальные акты, определяющие порядок:
— обработки ПДн, подлежащих обезличиванию,
— осуществления деятельности по обезличиванию ПДн,
— оценки достаточности применяемого метода (методов) обезличивания,
— обработки ПДн, полученных в результате обезличивания,
— разбиения массива ПДн, перемешивания ПДн, изменения состава или семантики ПДн путем удаления, искажения или изменения атрибутов ПДн.
При этом оператору надлежит исключить доступ третьих лиц к указанным локальным актам, к информации об используемых методах обезличивания, информационных системах или программах, а равно иной информации о процедуре проведения обезличивания ПДн. Локальные акты о правилах разбиения массива ПДн, перемешивания ПДн, изменения состава или семантики ПДн путем удаления, искажения или изменения атрибутов ПДн необходимо хранить отдельно от обезличенных данных.
Предусмотрены и иные требования к обезличиванию ПДн. С 1 сентября 2025 года признается утратившим силу Приказ Роскомнадзора от 05.09.2013 N 996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных».
2. С 1 сентября 2025 года Минцифры России в ряде случаев, определенных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 N 538 (например, при угрозе или возникновении ЧС, при проведении некоторых исследований и пр.), может потребовать от оператора ПДн направить обезличенные ПДн в ГИС «Единая информационная платформа национальной системы управления данными». Оператор после получения указанного требования обязан обезличить обрабатываемые им ПДн и предоставить обезличенные данные в указанную информационную систему.
Постановлением Правительства РФ от 01.08.2025 N 1154 определено, что такое требование подлежит согласованию с ФСБ России, Роскомнадзором, а также Банком России (например, при направлении требования банкам, иным кредитным организациям, субъектам национальной платежной системы и др.). Также Правительство определило, какие правила и требования при обезличивании необходимо в данном случае выполнить оператору и какие методы обезличивания он может при этом использовать. В частности, при обезличивании ПДн оператор должен обеспечить: соблюдение правил обезличивания персональных данных и методов их обезличивания, раздельное хранение персональных данных и обезличенных данных, исключение из обезличенных данных информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, возможность внесения изменений и дополнений в обезличенные данные и пр.
Определены и иные правила, которые необходимо соблюдать при обезличивании ПДн и предоставлении их в ГИС по требованию Минцифры России.
Постановление Правительства РФ от 01.08.2025 N 1154 вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Закреплены правовые основы платформенной экономики
Риски: с 1 октября 2026 года регламентируются отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ, их партнерами, пользователями и иными лицами в связи с продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг.
Федеральным законом от 31.07.2025 N 289-ФЗ (далее – Закон) с 1 октября 2026 года устанавливаются правовые основы платформенной экономики в РФ и регламентируются отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ, их партнерами, пользователями и иными лицами в связи с продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг.
Особенности взаимодействия операторов указанных платформ и партнеров-исполнителей введены, в том числе, в целях отграничения гражданско-правовых отношений от трудовых.
Отмечены виды правоотношений, к которым Закон не применяется, а также субъекты, на которых не распространяется его действие.
Итак, Законом:
- определено, что уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти будет вестись реестр посреднических цифровых платформ;
- установлены требования к размещению карточки товара партнером, к логистической инфраструктуре оператора, а также особенности взаимодействия с пунктами выдачи заказа;
- запрещено размещение на платформах карточки товара, содержащей предложения о продаже товаров, изъятых из оборота, а также не прошедших госрегистрацию пестицидов, агрохимикатов, БАДов, лекарственных препаратов и медицинских изделий;
- закреплена обязанность оператора платформы размещать в карточке товара информацию о том, что он не является продавцом товара, исполнителем работ, услуг и не заключает с пользователем договор купли-продажи товара, договор подряда, договор возмездного оказания услуг, за исключением случаев, когда он продает товары, выполняет работы, оказывает услуги от своего имени;
- предусмотрены обязательное информационное взаимодействие операторов платформ с налоговыми органами и госнадзор за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики.
В связи с установлением правовых основ платформенной экономики Федеральным законом от 31.07.2025 N 290-ФЗ в ряд правовых актов внесены связанные изменения, вступающие в силу с 1 октября 2026 года:
- в Закон РФ от 07.02.1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей» введены положения о возможности предъявления требований к продавцу на посреднической цифровой платформе (далее – Платформа) в случае обнаружения недостатков в товаре или в выполненной работе (услуге), приобретенных с ее использованием. При этом оператор Платформы должен обеспечить возможность возврата потребителю уплаченных денежных средств с использованием Платформы. Если товар был доставлен с использованием логистической инфраструктуры оператора Платформы, оператор обязан также обеспечить возможность возврата потребителем приобретенного им товара продавцу;
- в Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» введены требования к размещению предложений о продаже товаров;
- в Федеральный закон от 01.07.2021 N 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории РФ» внесены поправки, касающиеся деятельности посреднических цифровых платформ.
На заметку: какие правила установлены при торговле дистанционным способом через Интернет, можно узнать в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
С 1 апреля 2026 года вступят в силу новые правила предоставления рассрочки потребителям
Возможности: на законодательном уровне сформирован прозрачный и контролируемый государством механизм предоставления рассрочки, позволяющий защитить права граждан, снизить потребительские риски. Рассрочка является бесплатным сервисом и имеет ограничения по срокам уплаты, а также по сумме рассрочки в некоторых случаях.
Риски: детально регламентированы обязательные требования, предъявляемые к лицам, предоставляющим рассрочку гражданам, за несоблюдение которых ЦБ РФ может исключить из реестра операторов сервиса рассрочки. Информация о рассрочке, предоставленной на сумму более 50 000 рублей, будет отражаться в кредитной истории физлица, а при нарушении условий договора с пользователя может быть взыскана неустойка (штраф, пени), но в размере не более 20% годовых от суммы просроченной задолженности.
Федеральным законом от 31.07.2025 N 283-ФЗ определены правовые основы деятельности по предоставлению сервиса рассрочки. В частности, установлено следующее:
— Сервис рассрочки представляет собой информационную систему, с помощью которой заключается договор о предоставлении рассрочки (далее – договор рассрочки) между оператором сервиса рассрочки (далее – оператор) и пользователем, в соответствии с которым оператор обязуется оплатить объект рассрочки (товар, услугу и пр.) в соответствии с договором, заключенным пользователем с продавцом (исполнителем, подрядчиком, лицензиаром), а пользователь — уплатить оператору цену договора рассрочки.
— Оператором сервиса рассрочки может быть только юрлицо, внесенное в специальный реестр Банка России, отвечающее ряду требований, включая минимальный размер капитала (5 млн рублей). Ключевое отличие деятельности этих лиц от профессиональных кредиторов — бесплатность их услуг для потребителя, что делает регулирование данной деятельности более облегченным в сравнении с деятельностью профессиональных кредиторов.
— Цена договора о предоставлении сервиса рассрочки — сумма денежных средств, которая равна цене объекта рассрочки, и которую пользователь обязан уплатить оператору в связи с приобретением им объекта рассрочки.
— Максимальный срок уплаты пользователем цены договора не может составлять более:
- 6 месяцев с момента заключения договора (по договорам, заключенным с 1 апреля 2026 года);
- 4 месяцев с момента заключения договора (по договорам, заключенным с 1 апреля 2028 года).
— Договор о рассрочки не может быть заключен с пользователем, если цена договора и сумма задолженности пользователя перед оператором и аффилированными с ним лицами превышает 50 000 рублей и оператор не передает данные в бюро кредитных историй.
— Размер неустойки (штрафа, пеней), иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение пользователем обязательств по уплате цены договора рассрочки не может превышать 20% годовых от суммы просроченной задолженности пользователя.
— Оператор обязан обеспечить возможность пользователя в любое время досрочно уплатить цену договора полностью или частично без взимания платы.
— Оператор должен утвердить правила предоставления сервиса рассрочки и разместить их в местах обслуживания пользователей и на своем официальном сайте.
— Договор рассрочки включает в себя: цену договора; количество, размер и периодичность (сроки) платежей пользователя, график таких платежей; срок уплаты пользователем цены договора; ответственность пользователя за ненадлежащее исполнение обязательств, размер неустойки (штрафа, пеней), порядок ее расчета; информацию об объекте рассрочки; сведения о лице, в адрес которого оператор обязуется совершить оплату объекта рассрочки; сведения об операторе, включая информацию о внесении сведений в реестр операторов сервиса рассрочки.
— В случае если цена договора, сумма задолженности пользователя перед оператором превысит 50 000 рублей, оператор обязан передать в бюро кредитных историй данные о договорах (заключенных этим оператором с пользователем), а также сведения о погашении обязательств, данные о которых ранее были переданы в бюро кредитных историй оператором.
— Оператор при предоставлении рассрочки должен обеспечить соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей, в отношении которых осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей.
Также детально регламентированы:
— требования к операторам, их органам управления и участникам (акционерам),
— условия приобретения права на осуществление рассматриваемой деятельности,
— основания для отказа внесения в реестр операторов и для исключения из реестра операторов,
— порядок регулирования рассматриваемой деятельности и контроля со стороны Банка России,
— правила предоставления сервиса рассрочки,
— обязанности оператора и ограничения деятельности по предоставлению сервиса рассрочки
— порядок разрешения споров и рассмотрения оператором обращений от заявителей.
Федеральный закон от 31.07.2025 N 283-ФЗ вступает в силу с 1 апреля 2026 года, за исключением статьи 11 «Документы, отчетность и иная информация оператора сервиса рассрочки», вступающей в силу с 1 января 2027 года.
Особенности применения новых правил о рассрочке
Действие положений Федерального закона от 31.07.2025 N 283-ФЗ не распространяется:
- на правоотношения, возникшие из договоров о предоставлении сервиса рассрочки, заключенных до 1 апреля 2026 года;
- на договоры купли-продажи (подряда, оказания услуг), условия которых предусматривают оплату потребителем товара (работы, услуги) в рассрочку или через определенное время напрямую продавцу (исполнителю, подрядчику), в том числе на договоры, заключаемые с участниками эксперимента в соответствии с Федеральным законом от 04.08.2023 N 417-ФЗ, а также на договоры потребительского кредита (займа).
Требования рассматриваемого Федерального закона от 31.07.2025 N 283-ФЗ (за исключением требований, установленных ст. 4, 8 и 9) применяются к кредитным организациям и к микрофинансовым организациям, осуществляющим деятельность по предоставлению сервиса рассрочки, в части, не урегулированной положениями специальных федеральных законов (Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).
В связи с принятием рассмотренных изменений в ряд законодательных актов Федеральным законом от 31.07.2025 N 284-ФЗ с 1 апреля 2026 года внесены связанные поправки. Например, в Законе РФ от 07.021992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» закрепляется запрет для продавцов устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от использования потребителем сервиса рассрочки или оплаты товара (работы, услуги) потребителем в рассрочку или через определенное время.
На заметку: подробнее о требованиях к операторам можно узнать в материале Готовое решение: Как стать оператором сервиса рассрочки с 1 апреля 2026 г. (КонсультантПлюс, 2025).
Что учесть производителям органической продукции: изучаем новый Федеральный закон
Возможности: до 1 сентября 2030 года для производителей органической продукции установлен переходный период в течение которого допускается использование слов «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зеленый» или сходных по значению слов либо их сокращений либо обозначений «эко», «био» при индивидуализации продукции и ее производителей в отсутствие подтверждения соответствия такой продукции.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2023 N 367-ФЗ с 1 сентября 2025 года начинают действовать требования к надписям, используемым для маркировки органической продукции.
Федеральным законом от 31.07.2025 N 349-ФЗ уточнены особенности маркировки такой продукции производителями и до 1 сентября 2030 года установлен переходный период, в течение которого допускается использование слов «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зеленый» или сходных по значению слов либо их сокращений либо обозначений «эко», «био» при индивидуализации продукции и ее производителей в отсутствие подтверждения соответствия такой продукции.
Также внесены поправки технического характера в федеральные законы, регулирующие вопросы агропромышленного комплекса и производства продуктов питания, вступившие в силу 31 июля 2025 года.
На заметку: с последними изменениями в порядке предоставления потребительской информации можно ознакомиться в соответстующем материале в СПС КонсультантПлюс.
НКО будут сдавать единую отчетность в Минюст
Возможности: с 1 сентября 2025 года НКО вместо отчетности в Росстат и Минюст будут предоставлять единый электронный отчет только в Минюст.
Для снижения административной нагрузки на НКО устанавливается единый электронный отчет вместо отчетности в Росстат и отчетности в Минюст (Федеральный закон от 31.07.2025 N 313-ФЗ).
Отчет о персональном составе высшего органа управления, об источниках, объемах формирования, о целях и об объемах использования денежных средств и иного имущества должен будет ежегодно размещаться в электронном формате в личном кабинете на сайте Минюста. Единая форма, сроки и порядок представления отчета установит Минюст по согласованию с Росстатом.
Предоставлять отчет отдельно в Росстат не нужно. Необходимые сведения будут предоставлены в Росстат в рамках межведомственного взаимодействия.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Риски: с 1 марта 2026 года устанавливаются требования для признания разработчика российского ПО значимым, правила формирования перечня значимых разработчиков ПО, а также требования к программам, сведения о которых будут внесены в такой перечень.
Федеральным законом от 31.07.2025 N 325-ФЗ установлены правила формирования перечня значимых разработчиков российского ПО и определены правила внесения в него отечественных ИТ-компаний. Так, с 1 марта 2026 года устанавливаются требования к российским разработчикам ПО для признания их значимыми. Для этого разработчику нужно:
- являться российским хозяйственным обществом, которое находится под контролем РФ, субъекта РФ, муниципального образования или гражданина РФ;
- заключить с Правительством РФ соглашение о разработке и (или) модернизации за счет собственных средств программ для ЭВМ и баз данных в целях импортозамещения ПО для реализации особо значимых проектов.
При этом Правительством РФ могут быть установлены и дополнительные требования к разработчикам российского ПО. Перечень значимых разработчиков российского ПО будет вести Минцифры России.
Считается, что такой перечень нужен, чтобы выделить те ИТ-компании, которые могут участвовать в крупных госконтрактах и национальных программах.
Кроме того, установлены:
- особенности включения в перечень значимых разработчиков российского ПО, исключительные права на которое принадлежат г. Москве;
- требования к программам, сведения о которых могут быть включены в указанные перечни (например, компания должна быть правообладателем и сама распоряжаться программным продуктом; соответствие требованиям информационной безопасности и др.).
Минцифры России будет вести как перечень значимых разработчиков ПО, так и перечень доверенных российских программ для ЭВМ и баз данных.
Если законодательно установлено требование об использовании программы для ЭВМ и базы данных, сведения о которых включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, указанное требование считается выполненным при условии использования этих программ и баз данных российскими юрлицами.
Также предусмотрено, что Правительство РФ по представлению Минцифры России определит некоммерческую организацию, осуществляющую функции оператора реестра российского ПО.
Все поправки вступают в силу с 1 марта 2026 года.
На заметку: как внести сведения в единый реестр российского программного обеспечения, можно узнать в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Определены особенности исполнительного производства в отношении застройщиков
Возможности: с 11 августа 2025 года по исполнительному документу о взыскании с застройщика неустойки может предоставляться отсрочка (рассрочка) его исполнения.
Федеральным законом от 31.07.2025 N 272-ФЗ установлено, что:
- до 31 декабря 2025 года в рамках исполнительного производства по исполнительному листу о взыскании с застройщика неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В этом случае отсрочка или рассрочка исполнения исполнительного документа предоставляется судом на срок не менее чем до 31 декабря 2025 года;
- если до 30 июня 2025 года судом на основании акта Правительства РФ предоставлялась отсрочка исполнения исполнительного листа о взыскании с застройщика неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, то такая отсрочка действует до 31 декабря 2025 года. В этом случае обращаться в суд о продлении отсрочки не требуется.
Соответствующие поправки вступили в силу с 11 августа 2025 года.
На заметку: каков порядок взыскания неустойки с застройщика по договору участия в долевом строительстве, можно узнать в материалах Ситуации в СПС КонсультантПлюс.
Риски: с 31 июля 2025 года в СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях, при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и в рекламе запрещено воспроизведение объектов религиозного назначения без соответствующих им религиозных символов.
В целях защиты религиозных символов, присущих признаваемым в России религиозным конфессиям (христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия) принят Федеральный закон от 31.07.2025 N 319-ФЗ.
Так, с 31 июля 2025 года не допускается использование изображений и иных форм воспроизведения культовых зданий и иных объектов религиозного назначения, официальных геральдических знаков, их узнаваемых частей, содержащих на момент воспроизведения определенные религиозные символы, без данных символов.
Исключения:
— воспроизведение исторических изображений с указанием на соответствующий период времени при условии, что в этот период религиозные символы отсутствовали,
— воспроизведение религиозных символов влечёт за собой их осквернение.
Новые правила касаются использования таких изображений в СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях, при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и в рекламе.
Законодатели отмечают, что ограничения направлены на усиление гарантий по защите чувств верующих, совершенствование условий для уважительного и добросовестного отношения общества и государства к традиционным духовным ценностям многоконфессионального населения России.


