КоАП РФ: усилена ответственность за отдельные правонарушения в сфере транспорта, связи и информации

Риски: с 1 сентября 2025 года вводится ряд новых составов административных правонарушений в сферах транспортно-экспедиционной деятельности, связи, цифровых коммуникаций и информационных технологий, предусматриваются существенные размеры штрафов для бизнеса за несоблюдение установленных требований.

Федеральным законом от 31.07.2025 N 281-ФЗ внесены множественные изменения в КоАП РФ, направленные на ужесточение административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере транспорта, связи и информации.

Согласно данным поправкам с 1 сентября 2025 года вводятся новые составы административных правонарушений в следующих областях:

  1. Транспорт и транспортно-экспедиционная деятельность

— За нарушение выполнения экспедитором ряда обязанностей при взаимодействии с госорганами, осуществляющими оперативно-разыскные мероприятия:

предусматривается штраф для юрлиц и ИП — от 0,001 до 0,003 размера суммы выручки за предыдущий год, но не менее 500 000 рублей. За повторное правонарушение установлены повышенные меры ответственности — штраф составит от 0,01 до 0,03 размера суммы выручки за предыдущий год, но не менее 1 млн рублей.

— За непредставление или несвоевременное представление клиентом экспедитору информации о наличии в составе груза предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, — штраф составит: для граждан – 3 000 до 5 000 рублей, для юрлиц – от 50 000 до 100 000 рублей.

— За нарушение требований водительского преимущества установлена следующая ответственность: если водитель не уступил дорогу ТС со спеццветографией, маячком синего, синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом либо ТС без цветографий, но с маячком синего и красного цветов и звуковым сигналом, а также сопровождаемому транспортному средству, предусмотрен штраф в размере от 7 500 до 10 000 рублей или лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев.

  1. Мобильная связь и Интернет

— За передачу абонентом — физлицом или пользователем услугами связи абонента — юрлица либо ИП абонентского номера (SIM-карты) иному лицу, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — предусматривается штраф для граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

— За передачу абонентского номера (SIM-карты) юрлицом либо ИП, лицам, не являющимися их работниками, либо неисполнение указанными юрлицом либо ИП обязанности по предоставлению оператору связи сведений о пользователях услугами связи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — предусмотрен штраф для ИП в размере от 50 000 до 100 000 рублей; для  юрлиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

— За передачу информации, необходимой для регистрации и (или) авторизации пользователя для получения доступа к интернет-ресурсам, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — предусматривается штраф для граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей, для ИП — от 50 000 до 100 000 рублей; для  юрлиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

— За незаконное использование абонентского терминала пропуска трафика или виртуальной телефонной станции, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрен штраф для граждан в размере от 50 000 до 80 000 рублей; для должностных лиц — от 80 000 до 150 000 рублей; для юрлиц — от 200 000 до 500 000 рублей.

— За нарушение организатором распространения информации в Интернете правил взаимодействия с госорганами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, либо непринятие необходимых мер по нераспространению ряда данных предусматривается штраф для граждан в размере от 15 000 до 30 000 рублей; для должностных лиц от 100 000 до 500 000 рублей; для юрлиц — от 3 до 5 млн рублей. За повторное правонарушение – повышенные размеры штрафов (для юрлиц не менее 10 млн рублей).

— За несоблюдение обязанности по обеспечению реализации установленных требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым организатором распространения информации в Интернете в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными госорганами мероприятий в целях оперативно-разыскной деятельности или обеспечения безопасности РФ — предусмотрен штраф: для граждан от 15 000 до 30 000 рублей; для должностных лиц – от 100 000 до 500 000 рублей; для юрлиц — от 0,001 до 0,003 размера суммы выручки за предыдущий год, но не менее 1 млн рублей.
За повторное правонарушение – повышенные размеры штрафов (для юрлиц не менее 10 млн рублей).

  1. Информация

— За умышленный поиск экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов или указанных в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», и получение доступа к ним, в том числе с использованием VPN и аналогичных программно-аппаратных средств доступа к ресурсам и сетям, доступ к которым ограничен, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

— За распространение рекламы VPN и аналогичных программно-аппаратных средств доступа к ресурсам и сетям, доступ к которым ограничен, предусмотрены штрафы от 50 000 до 80 000 рублей — для граждан; от 80 000 до 150 000 рублей – для должностных лиц; для юрлиц — от 200 000 до 500 000 рублей.

— За нарушение порядка использования на территории Российской Федерации VPN и аналогичных программно-аппаратных средств доступа к ресурсам и сетям, доступ к которым ограничен, предусматриваются штрафы для владельцев указанных программно-аппаратных средств в случае несоблюдения:

  • установленного порядка взаимодействия с Роскомнадзором,
  • требований Роскомнадзора о подключении к федеральной системе информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен,
  • запрета на предоставление доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории РФ.

Размеры штрафов: для граждан от 50 000 до 80 000 рублей; для должностных лиц — от 80 000 до 150 000 рублей; для юрлиц — от 200 000 до 500 000 рублей. За повторное совершение указанных правонарушений предусмотрены повышенные размеры штрафов (например, для юрлиц — от 800 000 до 1 млн рублей).

  1. Деятельность надзорных органов

— Предусмотрена ответственность за невыполнение предписаний и требований уполномоченных госорганов о предоставлении информации, например, о информации используемой при оказании экспедиционных услуг, информации, связанной с хранением данных о фактах приема, передачи, доставки или обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информации об этих пользователях, и др. Диапазон размера штрафов для юрлиц – от 300 000 до 1 млн рублей.

С 1 сентября 2025 года также вступят в силу и другие изменения, например: нормы об административной юрисдикции и процессуальным полномочиям по новым составам правонарушений; новые штрафы для собственников или иных владельцев технологической сети связи, имеющими уникальный идентификатор в сети Интернет, за невыполнение установленных требований к сетям и средствам связи или за нарушение правил взаимодействия с уполномоченными госорганами, и проч.

С 1 марта 2026 года вводится штрафы за осуществление транспортно-экспедиционной деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности, если такие действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (штраф для юрлиц — от 100 000 до 300 000 рублей). За повторное совершение административного правонарушения предусмотрены увеличенные размеры штрафов.

На заметку: быть в курсе всех изменений КоАП РФ в этом году поможет Обзор: «Основные изменения в КоАП РФ в 2025 году».

 

Кредитные каникулы для самозанятых и субъектов МСП: Федеральный закон принят

Возможности: с 1 октября 2025 года заемщик (самозанятый или субъект МСП) вправе взять кредитные каникулы сроком до 6 месяцев раз в пять лет по каждому кредиту, включая кредиты, договоры по которым заключены с 1 марта 2024 года.
Риски: в период кредитных каникул проценты продолжат начисляться, и добавляться к сумме долга.

Как было ранее анонсировано Банком России,  самозанятые граждане, а также представители малого и среднего бизнеса смогут брать кредитные каникулы.

Федеральный закон от 31.07.2025 N 276-ФЗ установил, что такие заемщики вправе получить налоговые каникулы сроком до 6 месяцев раз в пять лет по каждому кредиту.

В период кредитных каникул не начисляются штрафы и пени за просроченные платежи, но проценты по кредиту  продолжат начисляться. Для самозанятых, малых и микропредприятий проценты войдут в основной долг. Средним предприятиям проценты необходимо выплачивать ежемесячно, иначе они пойдут в состав основного долга.

Заемщик вправе в любой момент в течение льготного периода прекратить его действие, направив кредитору уведомление.

Требование о предоставлении льготного периода

Заемщик может подать требование кредитору о предоставлении льготного периода (кредитных каникул) и определить его длительность сроком не более 6 месяцев, а также дату начала периода, которая должна быть не ранее даты предоставления требования и не позднее месяца после этого. Если заемщик не указал длительность и дату начала  льготного периода, то период считается равным шести месяцам, а датой начала — дата направления требования.

К требованию прикладывается согласие поручителя или залогодателя при их наличии. Срок действия договора залога или поручительства в этом случае продлевается так же, как и срок действия кредита.

Кредитор в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения требования, обязан сообщить заемщику об изменении условий договора кредита либо об отказе в удовлетворении требования с указанием причины отказа.

Ограничения

На дату получения требования о предоставлении льготного периода заемщик не может находиться в процессе ликвидации, реорганизации или банкротства, а по кредиту не должен действовать льготный период, установленный в соответствии с требованиями других федеральных законов.

На кредитные каникулы не могут претендовать компании, которые участвуют в уставном капитале юридических лиц, не относящихся к МСП, с долей такого участия более 25% или сами имеют в качестве участника  юридическое лицо, не относящееся к МСП, с долей участия в уставном более 25%.

Лимиты по сумме кредита следующие:

  • для самозанятых – до 10 млн рублей;
  • для микропредприятий – до 60 млн рублей;
  • для малых предприятий – до 400 млн рублей;
  • для средних предприятий – до 1 млрд рублей.

Лимиты могут быть пересмотрены Правительством РФ.

Федеральный закон от 31.07.2025 N 277-ФЗ вносит в действующие законодательные акты РФ необходимые для применения Федерального закона от 31.07.2025 N 276-ФЗ изменения.

Федеральные законы вступают в силу с 1 октября 2025 года и распространяются на правоотношения, возникшие из договоров кредита (займа), заключенных с 1 марта 2024 года.

На заметку: об иных мерах поддержки субъектов МСП Вы можете узнать из Обзора: «Перечень антикризисных мер» (КонсультантПлюс, 2025).

 

ВС РФ обобщил судебную практику, связанную с взысканием с руководителя убытков, причиненных ООО или АО

Возможности: изучение и практическое применение правовых позиций ВС РФ, посвященных нормам об ответственности руководителей за убытки, которые они причинили организации неверными или недобросовестными действиями, позволит им учесть ошибки и избежать возможной ответственности.

В целях обеспечения единообразного подхода к применению положений ст. 53.1 ГК РФ (об ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юрлица, членов коллегиальных органов юрлица и лиц, определяющих действия юрлица) при рассмотрении арбитражными судами дел по корпоративным спорам, указанным в п. 3 и 4 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ, Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2025 утвержден «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел по корпоративным спорам, связанным с применением статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации».

ВС РФ привел в данном Обзоре правовые позиции по 26 судебным спорам. Например, сделаны следующие выводы:

  • Если сделка совершена руководителем хозяйственного общества в условиях конфликта интересов, который не был им раскрыт перед участниками общества (акционерами) или членами совета директоров (наблюдательного совета), презюмируется, что причиненные обществу убытки возникли в связи с указанными действиями руководителя.
  • Руководитель хозяйственного общества, раскрывший заинтересованность в совершении сделки, считается действовавшим в интересах юридического лица при ее заключении, пока иное не будет доказано истцом.
  • Руководитель хозяйственного общества не вправе самостоятельно устанавливать (изменять) размер выплачиваемого ему вознаграждения без получения согласия участников (акционеров) общества или совета директоров (наблюдательного совета). Произведенные при отсутствии такого согласия выплаты могут быть взысканы с руководителя общества в качестве убытков, причиненных юридическому лицу.
  • На руководителя хозяйственного общества не может быть возложена ответственность за расходование средств общества на себя и (или) на иных лиц, если осуществление таких расходов связано с экономическими интересами общества и их защитой.
  • Руководитель хозяйственного общества может быть освобожден от ответственности за причиненные обществу убытки, если установлено, что совершенные им действия были направлены на предотвращение большего ущерба интересам данного юридического лица.
  • Ответственность руководителя хозяйственного общества в виде возмещения убытков исключается, если руководитель, действуя разумно, не мог предотвратить их возникновение вследствие недостаточности (ограниченности) у юридического лица имущества и невозможности привлечь дополнительное финансирование.
  • Совершение руководителем хозяйственного общества крупной сделки без получения необходимого корпоративного одобрения не является основанием для взыскания убытков, если действия руководителя не были направлены на причинение вреда интересам юридического лица.
  • Лицо, получившее фактическую возможность управлять текущей деятельностью хозяйственного общества, отвечает за убытки, причиненные юридическому лицу, по правилам, определяющим ответственность руководителя юридического лица.

Подробнее также читайте в Обзоре КонсультантПлюс «Взыскание убытков с директора: Верховный суд обобщил практику».

На заметку: о том, как взыскать убытки с руководителя, можно узнать в материалах КонсультантПлюс: Статья: Ответственность руководителя организации и Вопрос: Как взыскать с директора убытки, которые организация понесла по его вине? (Консультация эксперта, 2025).

 

С 25 июля 2025 года действуют критерии отнесения к рекламе информации, размещаемой в Интернете

Риски: для определения обязанности уплаты обязательных отчислений за распространение рекламы в Интернете нужно учитывать установленные критерии отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных интернет-ресурсах.

В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ к рекламе относится информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В связи с введением обязательных отчислений за распространение рекламы в Интернете Постановлением Правительства РФ от 24.07.2025 N 1087 утверждены критерии отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в Интернете. Установлено, что информация в Интернете будет считаться рекламой, если она соответствует понятию рекламы и отвечает следующим критериям:

  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (товару, услуге, юрлицу и т.д.), формирует или поддерживает интерес и продвигает его на рынке; 
  • не относится к справочно-информационным или аналитическим материалам (результаты поиска, каталоги, сведения о товарах на сайте производителя, оценки пользователей без навязчивого описания и призывов к покупке);
  • не является объявлениями физических или юридических лиц вне предпринимательской деятельности (например, частные продажи, безвозмездная передача, отзывы и пр.).

Данные критерии применяются к информации, размещаемой на определенных интернет-ресурсах (сайтах, страницах, информационных системах, программах для ЭВМ), которые:

— позволяют ознакомиться с предложением, заключить договор и оплатить товар или услугу;

— дают пользователям возможность размещать и реагировать на объявления о товарах, услугах, поиске работы и сотрудниках, если охват за сутки превышает определенный порог (более 100 000 пользователей РФ в сутки);

— позволяют пользователям публиковать информацию на персональных страницах с возможностью размещения рекламы и значительным ежедневным охватом (более 500 000 пользователей РФ в сутки);

— являются поисковыми системами, кроме тех, что используются для государственных и муниципальных функций.

В частности, речь идет о маркетплейсах, сайтах-агрегаторах, поисковых системах и соцсетях.

Постановление Правительства РФ от 24.07.2025 N 1087 вступило в силу с 25 июля 2025 года.

Отметим, что в сети Интернет можно распространять только ту рекламу, которой оператор рекламных данных присвоил идентификатор. За несоблюдение требований к маркировке интернет-рекламы может наступить ответственность по ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ в случае ее распространения без идентификатора либо с нарушением требований к его размещению (штраф для юрлиц — от 200 000 до 500 000 рублей).

На заметку: отслеживать изменения по рассматриваемой теме поможет обзор Последние изменения: Правила размещения рекламы в Интернете (КонсультантПлюс, 2025).

Разобраться, кто и в каком размере должен производить отчисления с доходов от распространения интернет-рекламы, можно с помощью Готового решения: Какие требования установлены к размещению рекламы в сети Интернет (КонсультантПлюс, 2025).

Об ответственности за неуплату рекламного сбора читайте в материале Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за неуплату или несвоевременную уплату рекламного сбора? Какова процедура привлечения к ответственности? (Консультация эксперта, ФАС России, 2025).

 

КоАП РФ: с 11 августа 2025 года уточняется механизм устранения недостатков в материалах дела об административном правонарушении

Риски: в случае исправления в установленном порядке недостатков в протоколе и/или материалах дела об административном правонарушении, участник данного дела не сможет обратиться суд с требованием о признании постановления о привлечении к ответственности незаконным.
Возможности: участники дела об административном правонарушении вправе обжаловать определение о возвращении протокола и других материалов дела для исправления недостатков в течение суток с момента его получения от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Федеральным законом от 31.07.2025 N 300-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, направленные на правовое регулирование вопроса об устранении недостатков в материалах дела об административном правонарушении.

В частности, установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение о возвращении протокола и других материалов дела в орган, должностное лицо которого составило протокол, лицам, составившим такой протокол, в случае:

  • составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами,
  • неправильного составления протокола и оформления других материалов дела,
  • неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Копия такого определения вместе с материалами дела направляется в день его вынесения в орган, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, лицам, составившим такой протокол, а также потерпевшему, прокурору (в случае их участия лицу) и лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Недостатки протокола и материалов дела должны быть устранены в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Материалы дела с внесенными в них изменениями и дополнениями необходимо вернуть обратно в течение суток со дня устранения недостатков.

Данное определение может быть обжаловано участниками дела об административном правонарушении в течение суток с момента поступления (получения) соответствующего определения от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Жалоба подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи.

Рассматриваемые поправки направлены среди прочего на реализацию Постановления КС РФ от 03.10.2024 N 43-П.

Федеральный закон от 31.07.2025 N 300-ФЗ вступает в силу 11 августа 2025 года.

На заметку: о требованиях, предъявляемых к протоколу об административном правонарушении, рассказано в материале Готовое решение: Какие требования предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении (КонсультантПлюс, 2025).

 

Обязательно ли использовать новый мессенджер МАХ для подписания электронных документов через приложение «Госключ»

Возможности: приложение «Госключ» остается основным инструментом для подписания электронных документов, а интеграция с MAX призвана лишь сделать этот процесс более удобным за счет своевременных уведомлений.

В Информации от 30.07.2025 Минцифры России опровергло информацию о том, что мессенджер MAX станет обязательным для подписания электронных документов через приложение «Госключ».

Ведомство отмечает, что Федеральный закон от 24.06.2025 N 156-ФЗ касается исключительно подписания документов через приложение «Госключ». Он не накладывает никаких обязательств по использованию других сервисов, в том числе мессенджера MAX, для данной цели. Пользователи, которые привыкли подписывать документы с использованием токенов или физических носителей, смогут продолжать пользоваться этими методами. Подробнее с положениями данного Федерального закона можно ознакомиться в обзоре на нашем сайте.

Также рассматриваемый Федеральный закон предусматривает «использование инфраструктуры» для взаимодействия «Госключа» с национальным мессенджером. Это означает, что MAX может использоваться для уведомления пользователей о том, что в «Госключ» поступили документы, требующие подписания.

Таким образом, сообщения о том, что MAX становится обязательным для всех документов, подписываемых в «Госключе», не соответствуют действительности. Заявления с Портала госуслуг и ведомственные документы также не обязательно будут направляться через MAX.

На заметку: руководители юридических лиц и ИП могут самостоятельно оформлять и использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) прямо в приложении «Госключ». 

Как организовать ЭДО с контрагентами, рассказано в Типовой ситуации в СПС КонсультантПлюс.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Какие изменения в сфере персональных данных вступят в силу с 1 сентября 2025 года? Как к ним подготовиться?

Риски: с 1 сентября 2025 года согласие на обработку персональных данных должно оформляться отдельным документом. Минцифры получит право требовать обезличенные персданные. Если использование обезличенных данных может угрожать обороне страны и безопасности государства, ФСБ имеет право запретить предоставление этих данных.

С 1 сентября 2025 года вступит в силу ряд поправок, которые затрагивают порядок обработки и защиты персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных

Согласно Федеральному закону от 24.06.2025 N 156-ФЗ  с 1 сентября 2025 года согласие на обработку персональных данных нужно оформлять отдельным документом.

Вводится обязанность оформлять согласие на обработку персональных данных отдельно от другой информации или документов, которые физлицо подтверждает либо подписывает.

Нововведение исключит частую практику, когда разрешение обрабатывать личные сведения включают в пользовательские соглашения и другие документы.

Обезличенные персональные данные и новые полномочия госорганов

Федеральным законом от 08.08.2024 N 233-ФЗ определены особенности обработки персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, при формировании составов таких данных и предоставления доступа к ним. Перечень случаев формирования составов персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, сгруппированных по определенному признаку, при условии, что последующая обработка таких данных не позволит определить принадлежность таких данных конкретному субъекту персональных данных, утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 N 538.

С 1 сентября 2025 года Минцифры получит право направлять операторам требования о предоставлении обезличенных персональных данных. Операторы обязаны обезличивать данные согласно методике, утверждаемой Правительством РФ и ФСБ. Некорректное обезличивание, допускающее идентификацию, будет считаться прямым нарушением закона.

ФСБ получит расширенные полномочия по контролю за соблюдением мер безопасности в области обработки персональных данных. В случае если использование результатов обработки составов данных, полученных в результате обезличивания, может повлечь причинение вреда обороне страны и безопасности государства, ФСБ России вправе принять решение о запрете предоставлять такие результаты обработки составов данных.

Чтобы получить доступ к системе, в которой разрешат обрабатывать составы обезличенных сведений, юрлицу нужно пройти проверку на соответствие ряду требований. Ее проведет Минцифры по запросу компании (Постановление Правительства РФ от 22.05.2025 N 702).

Как подготовиться к изменениям

Рекомендуем провести аудит документации, касающейся обработки персональных данных и при необходимости внести изменения, в том числе следует уделить особое внимание шаблонам согласий на обработку данных.

Также следует проверить применяемые алгоритмы обезличивания персональных данных на соответствие законодательным нормам.