ТК РФ: при сокращении работника, имеющего работу по совместительству, право на выплаты по сокращению сохраняется

Возможности: с 11 августа 2025 года в ТК РФ закреплено право на выплаты по сокращению для работника, имевшего на день увольнения работу по совместительству и продолжившему работать на ней.

В Постановлении от 22.11.2024 N 54-П КС РФ указал, что наличие у сотрудника работы по совместительству не должно лишать его выплат на основном месте работы при сокращении или ликвидации организации, и постановил внести соответствующие изменения в ТК РФ. Несмотря на то, что уволенный сотрудник имея работу по совместительству не может быть признан безработным, при увольнении с основного места работы, в том числе при ликвидации или по сокращению, работа по совместительству не становится основной автоматически без соглашения сторон. 

Федеральный закон от 31.07.2025 N 306-ФЗ внес соответствующие изменения в ст. 178 и ст. 318 ТК РФ, которые при расторжении трудового договора из-за ликвидации организации или сокращения численности (штата) закрепляют право работника, имевшему на  день увольнения работу по совместительству и продолжившему работать на ней, на получение выплат по сокращению. Аналогичные гарантии предусмотрены для граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На заметку: подробно о выплатах работникам при увольнении по сокращению, рассказано в Готовом решении СПС КонсультантПлюс.

 

С 1 августа 2025 года для сдачи статотчетности необходима МЧД

Риски: с 1 августа 2025 года при приеме первичных статистических данных Росстат будет проводить проверки на обязательное предоставление МЧД. Если полномочия предоставлены представителю, до сдачи отчетности необходимо оформить на него МЧД.
Возможности: при направлении статистической отчетности с УКЭП руководителя или ИП прилагать МЧД не нужно.

Первичные статистические данные представляют в Росстат в обязательном порядке все респонденты

В Информации от 29.07.2025 Росстат напоминает о необходимости наличия машиночитаемых доверенностей (МЧД) при сдаче первичных статистических данных с 1 августа 2025 года. Это требование коснется всех респондентов и основано на Федеральном законе от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Обязательное оформление МЧД распространяется на всех представителей, уполномоченных сдавать первичные статистические данные в Росстат от имени юридических лиц или ИП.

Несоблюдение данного требования может привести к отказу в приеме статистических данных, что, в свою очередь, может повлечь за собой административную ответственность.

На заметку: подробнее о заполнении и представлении форм статистической отчетности рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

У работника несколько десятков отгулов за работу в выходные дни: что учесть работодателю

Риски: с 1 марта 2025 года дни отдыха за работу в выходные или праздники можно брать в течение года или присоединять к отпуску. При неиспользовании таких дней отдыха расчет компенсации производится исходя из размера заработка на момент получения права на отгул.
Возможности: отгулы, право на которые возникло до 1 марта 2025 года, можно использовать в любое время до увольнения, но по согласованию с работодателем.

С 1 марта 2025 года взять день отдыха работник вправе в течение года с даты выполнения обязанностей в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153 ТК РФ). Сотрудник также может присоединить отгул к отпуску в этом периоде. Если в течение года отгулы не используются, денежная компенсация за них выплачивается при увольнении.

В Консультации от 10.06.2025 эксперты сайта «Онлайнинспекция.ру» разобрали ситуацию, когда у сотрудника накопилось множество таких дней отдыха, и разъяснили как правильно должны производиться расчеты.

Порядок расчета компенсации

Отмечается, что расчет суммы компенсации за работу в выходной день должен производиться исходя из размера заработной платы на момент получения отгула. Это связано с тем, что право на получение компенсации за неиспользованный день отдыха возникает именно в момент его получения, когда работник выбрал день отдыха вместо двойной оплаты.

Можно ли брать отгулы спустя годы

Работник вправе воспользоваться днями отдыха за прошлые годы в любое время, пока состоит в трудовых отношениях с работодателем. Это правило касается всех отгулов, право на которые возникло до 1 марта 2025 года. Отказ в предоставлении таких дней отдыха, если они не были использованы ранее, является нарушением трудовых прав работника.

На заметку: аналогичные разъяснения относительно использования отгулов прошлых лет содержатся в Письме Минтруда России от 21.02.2025 N 14-6/ООГ-804.

Обращаем внимание, что предоставление дополнительного дня отдыха (отгула) за ранее отработанное время или в иных случаях, установленных ТК РФ, осуществляется по соглашению между работником и работодателем (ст. 152часть 3 ст. 153 ТК РФ). Самовольное использование дня отдыха является основанием для увольнения работника за прогул (подп. «д» п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2). Ознакомиться с судебной практикой по данному вопросу можно в Путеводителе по трудовым спорам: Увольнение за прогул в СПС КонсультантПлюс.

Пример расчета компенсации за неиспользованный отгул, предоставленный за работу в выходные (нерабочие праздничные) дни смотрите в Готовом решении: Как произвести окончательный расчет с работником при увольнении (КонсультантПлюс, 2025).

 

Упрощенный порядок обжалования действий налоговых органов: как и на что можно жаловаться

Возможности: жалобу для рассмотрения в упрощенном порядке можно подать на любые акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц (кроме решений, принятых в соответствии со ст. 101 и 101.4 НК РФ).
Риски: для применения упрощенного порядка жалоба должна быть направлена по ТКС или через ЛК налогоплательщика с указанием на применение упрощенного порядка рассмотрения.

С 1 января 2025 года применяется новый порядок рассмотрения жалоб на действия налоговых органов, основанный на ст. 140.1 НК РФ. В частности, жалоба в упрощенном порядке рассматривается налоговым органом, чьи акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц обжалуются. Срок рассмотрения жалобы – 7 дней со дня ее получения. Этот механизм предназначен для оперативного рассмотрения жалоб на ненормативные правовые акты, а также на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, за исключением решений, принятых по ст. 101 и 101.4 НК РФ.

В целях эффективного применения нового порядка упрощенного рассмотрения жалоб, ФНС напоминает — в какой ситуации и каким способом можно направить жалобу в упрощенном порядке (Вопрос: Жалоба на какие действия/бездействие или ненормативные правовые акты налогового органа может быть подана для рассмотрения в упрощенном порядке? («Официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», 2025), Вопрос: Как подать жалобу в упрощенном порядке? («Официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», 2025)).

Какие акты можно обжаловать в упрощенном порядке

ФНС напоминает, что жалобу для рассмотрения в упрощенном порядке можно подать на любые акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц (кроме решений, принятых в соответствии со ст. 101 и 101.4 НК РФ). В таком порядке, в том числе, могут быть обжалованы:

  • требования налогового органа о предоставлении документов, информации или пояснений;
  • вызов лица на допрос в качестве свидетеля;
  • отказ налогового органа в принятии налоговой декларации или расчета;
  • приостановление операций по банковским счетам и переводов электронных денежных средств;
  • отказ в исполнении заявления о распоряжении средствами ЕНС (включая зачет или возврат);
  • бездействие налогового органа, связанное с зачетом или возвратом денежных средств;
  • требования налогового органа об уплате задолженности;
  • решения налогового органа о взыскании задолженности:
  • отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов;
  • вопросы, связанные с формированием сальдо ЕНС из-за неучета или неверного учета налоговой декларации, судебного акта или денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП.

Как подать жалобу в упрощенном порядке

Подача жалобы в упрощенном порядке возможна исключительно в электронной форме. Налогоплательщики – физлица могут воспользоваться своим личным кабинетом на сайте ФНС, а ИП – личным кабинетом налогоплательщика ИП. Также подача осуществляется через системы ЭДО по утвержденной утвержденным форме и формату (КНД 1110121).

При заполнении формы жалобы для рассмотрения в упрощенном порядке нужно указать на необходимость ее рассмотрения в упрощенном порядке.

На заметку: подробнее про правила подачи жалобы в упрощенном порядке рассказано в Статье: Как пожаловаться на ИФНС в упрощенном порядке: памятка бухгалтеру в СПС КонсультантПлюс.

 

Как иностранному гражданину встать на налоговый учет в России

Возможности: заявление о постановке на учет в налоговом органе иностранный гражданин может подать через сервис «Подача заявления физического лица о постановке на учет» на сайте ФНС России или Портал госуслуг, также лично, в МФЦ или по почте.

Для постановки на учет в налоговом органе иностранцу необходимо подать заявление по форме N 2-2-Учет и документы, удостоверяющие личность и подтверждающие право на проживание (пребывание) в РФ (п. п. 1012, 1519 Особенностей, утв. Приказом Минфина России от 11.09.2020 N 188н). Документы должны быть представлены на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

В Информации от 30.07.2025 региональное УФНС сообщает о возможности подать заявление различными способами:

 

Минфин напомнил, в какой момент в налоговом учете признавать доходы в виде договорной неустойки, штрафов и пеней

Возможности: штрафы и пени за ненадлежащее исполнение условий договора включаются во внереализационные доходы при расчете налога на прибыль на дату признания должником долга либо на дату вступления в законную силу решения суда.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

В Письме от 03.06.2025 N 03-03-06/1/54693 Минфин России напоминает, что учесть неустойку за нарушение договорных обязательств, признанную должником или подлежащей оплате по решению суда, следует во внереализационных доходах (п. 3 ст. 250 НК РФ).

При этом датой признания указанных внереализационных доходов является дата их признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

На заметку: подтверждением того, что должник добровольно признал свою обязанность, могут быть любые документы или его действия, которые свидетельствуют о том, что он согласен уплатить штрафы (пени) по договору (Письма Минфина России от 04.04.2025 N 03-03-06/1/33332, от 03.09.2020 N 03-03-06/1/77241, от 19.02.2016 N 03-03-06/1/9336, ФНС России от 24.08.2018 N СД-4-3/16391@). Подробно о порядке отражения в налоговом учете неустойки по договорам рассказано в Готовом решении СПС КонсультантПлюс.

 

Как считать налог на имущество организаций при заключении концессионного соглашения, если объект облагается по среднегодовой стоимости

Риски: имущество, полученное по концессионному соглашению, облагается налогом на имущество у концессионера. В случае, если налоговая база определяется по среднегодовой стоимости, то она считается из его остаточной стоимости, рассчитанной на основе первоначальной стоимости с учетом амортизации, обесценения и капитальных вложений.
Возможности: организации самостоятельно проводят тестирование на обесценение активов, руководствуясь МСФО и законодательными нормами о бухгалтерском учете.

Концессионное соглашение — это договор, который заключается в целях привлечения инвестиций в экономику РФ, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной (публичной) собственности, а также для повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

По концессионному соглашению концессионер обязан создать или реконструировать объект концессии, являющийся публичной собственностью, осуществлять его использование (эксплуатацию). По истечении срока действия соглашения объект концессии передается концеденту. Подробнее об этом рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

В Письме от 24.07.2025 N СД-4-21/6946@ ФНС направила позицию Минфина по вопросу определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, полученных по концессионным соглашениям.

Ведомство напомнило, что имущество, полученное концессионером по концессионному соглашению, облагается налогом на имущество у концессионера (ст. 378.1 НК РФ). В случае, если налоговая база определяется по среднегодовой стоимости, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости. Эта стоимость формируется в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, закрепленным в учетной политике организации.

Согласно положениям ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и п.1 ст. 375 НК РФ, остаточная стоимость объектов недвижимости (в том числе имущество, полученное по концессионному соглашению), учтенных на балансе в качестве основных средств, определяется исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объектов основных средств.

Минфин подчеркивает, что организации самостоятельно проводят тестирование на обесценение активов, руководствуясь Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов» и соблюдая требования Федерального закона от 06.12.2023 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

На заметку: первоначальная стоимость объекта, передаваемого концессионеру, устанавливается по соглашению сторон (Письмо Минфина России от 25.02.2020 N 03-05-05-01/13241).

Особенности отражения концессионером в бухгалтерском учете операций по концессионному соглашению приведены в Информации Минфина России N ПЗ-2/2007.

 

Минприроды ответило на вопросы по заполнению журнала учета отходов и подачи декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Риски: организации с лицензией на обращение с отходами, временно не ведущие деятельность, обязаны вести журналы учета отходов и предоставлять их по запросу контролирующих органов. При подаче декларации о плате за НВОС в электронном виде прилагаемые документы, включая договоры на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период, должны быть заверены простой электронной подписью руководителя юрлица, уполномоченного лица или ИП.

В Письме от 07.07.2025 N 25-47/28040 Минприроды разъяснило вопросы, связанные с ведением журнала учета отходов и подачей декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Ведение журнала учета отходов

Согласно п. 8 Порядка учета в области обращения с отходами (Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1028), учет полученных от сторонних организаций отходов ведется на основании первичных документов: счетов-фактур, платежных документов, товарных и транспортных накладных. Учет фактического количества образующихся, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых и размещаемых отходов должен соответствовать установленным требованиям. Учет может вестись как в электронном, так и в бумажном виде, при условии, что электронные данные сохраняются не менее пяти лет и могут быть выведены на бумагу.

Минприроды отмечает: если организация имеет лицензию на обращение с отходами, но временно не осуществляет деятельность, при проведении надзорных мероприятий контролирующие органы могут запросить документальное подтверждение отсутствия движения отходов.

Как направить приложения к декларации о плате за НВОС

Форма декларации о плате за НВОС и порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043. К декларации о плате за НВОС нужно приложить, в том числе копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период (п. 3 Порядка представления декларации о плате за НВОС).

Отмечается, что при подаче декларации в электронном виде копии прилагаемых документов должны быть заверены простой электронной подписью руководителя юрлица, уполномоченного лица или ИП.

На заметку: если у лица, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, платежная база в отчетном периоде равнялась нулю, то такая информация также подлежит внесению в декларацию о плате, подаваемую по итогам отчетного периода, то есть сдать придется и «нулевую» декларацию (Письмо Минприроды от 15.11.2024 N 19-44/46827). 

Подготовить и подать декларацию о плате за НВОС можно через Личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора. На бумаге декларацию можно сдать, только если годовой размер платы за НВОС за предыдущий год — не более 25 тыс. руб. Однако и в этом случае нужно представить копию на электронном носителе (п. 6 Порядка заполнения декларации о плате за НВОС).

Какие документы приложить к декларации о плате за НВОС рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Росстат обновил формы статистической отчетности по труду и заработной плате с 2026 года

Риски: с 1 января 2026 года применяются обновленные годовые, ежемесячные и ежеквартальные формы статистической отчетности по труду и заработной плате. Обновленная форма N 57-Т применяется начиная с отчетности за октябрь 2025 года.

Приказом Росстата от 22.07.2025 N 348 утверждены новые формы статистической отчетности, касающиеся численности работников и размера их заработной платы.

Годовая отчетность

С 1 января 2026 года должны применяться новые годовые формы (начиная с отчетного периода за 2025 год):

  • N 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников» — содержит общую информацию о кадровом составе и оплате труда,
  • N 1-Т(ГС) «Сведения о численности, фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании, кадровом составе государственных гражданских служащих» — специализированная отчетность для госслужащих,
  • N 1-Т(МС) «Сведения о численности и фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании, кадровом составе муниципальных служащих» — аналогичная форма для муниципальных служащих,
  • N 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда» — отчетность, связанная с условиями труда и компенсациями.

Ежемесячная отчетность

С января 2026 года начнут действовать новые ежемесячные формы:

  • N 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы» — содержит данные для анализа рынка труда (с отчетного периода за январь 2026 года),
  • N 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» (с отчетного периода на 31 января 2026 года).

Ежеквартальная отчетность

С 1 апреля 2026 года будут применяться новые ежеквартальные формы (начиная с отчетного периода за I квартал 2026 года):

  • N П-4(НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников,
  • N ЗП-образование, N ЗП-культура, N ЗП-наука, N ЗП-соц, N ЗП-здрав — формы, детализирующие численность и оплату труда работников в сферах образования, культуры, науки, социального обслуживания и здравоохранения по категориям персонала.

Дополнительные формы

Приказом также обновляются следующие формы:

  • N 1 (рабочая сила) «Сведения о составе затрат организации на рабочую силу» (периодическая — 1 раз в 4-5 лет) — применяется с отчетного периода за 2025 год,
  • N 57-Т «Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям» (периодическая — 1 раз в 2 года) — применяется с отчетного периода за октябрь 2025 года.

Утрачивают силу аналогичные формы отчетности, утвержденные предыдущими приказами Росстата.

На заметку: получить полный индивидуальный перечень форм федерального статистического наблюдения, который надо подать организации или ИП в 2025 году, можно с помощью Сервиса на нашем сайте. Для этого необходимо указать код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) или ИНН, или ОГРН.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Расходы на согласованные неотделимые улучшения не возмещаются арендатору и он их амортизирует. Договор аренды перезаключается еще на 11 месяцев. Можно ли продолжать начислять амортизацию по неотделимым улучшениям?

Возможности: арендатор может продолжать начислять амортизацию по неотделимым улучшениям, если договор аренды был пролонгирован. Это возможно, даже если пролонгация не была официально оформлена, но аренда фактически продолжается, при условии, что улучшения были выполнены с согласия арендодателя и расходы не возмещаются.
Риски: при заключении нового договора по окончании предыдущего, амортизация прекращается, расходы не учитываются в целях налога на прибыль.

Капитальные вложения в арендованное имущество в форме неотделимых улучшений, выполненные с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом у арендатора (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Если расходы на согласованные неотделимые улучшения не возмещаются арендатору, он может признать в налоговом учете амортизируемое имущество и в течение действия договора аренды списывать эти расходы через амортизацию. При пролонгации договора арендатор может продолжать начислять амортизацию (Письма Минфина России от 11.08.2017 N 03-03-06/1/51578, от 25.10.2011 N 03-03-06/1/689). Это правило действует и в том случае, если пролонгация не была оформлена, но аренда фактически продолжается (Письма Минфина России от 13.07.2023 N 03-03-06/2/65824, от 31.07.2018 N 03-03-06/1/53831).

Если же по окончании срока аренды стороны заключили новый договор, то арендатор должен прекратить начисление амортизации. Арендодатель, который не компенсирует стоимость неотделимых улучшений, не отражает ее в налоговом учете (пп. 32 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 258 НК РФ).

Если неотделимые улучшения выполнены без согласия арендодателя, то независимо от пролонгации договора их стоимость не отражается в налоговом учете ни у арендатора, ни у арендодателя (пп. 32 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 258 НК РФ).

На заметку: особенности начисления амортизации по неотделимым улучшениям смотрите в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

Какие налоговые риски нужно учесть при заключении договора аренды узнаете на семинаре «Договоры в хозяйственной практике: налоговые риски» 11 августа 2025 года.

 

Что важно учесть при расчете среднего заработка с 1 сентября 2025 года?

Риски: при исчислении среднего заработка с 1 сентября 2025 года нужно учесть новое правило расчета среднего месячного заработка для выходных пособий, а также особенности для расчета выходного пособия при суммированном учете рабочего времени.
Возможности: правила расчета среднего заработка в остальных случаях не изменились.

С 1 сентября 2025 года действуют новые правила расчета среднего заработка, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 N 540. Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы дополнено правилами для расчета среднего заработка при выплате выходного пособия, а также уточнениями для расчета среднего заработка работникам с суммированным учетом рабочего времени и при учете денежных поощрений.

Установлено следующее:

– средний месячный заработок для расчета выходного пособия определяется путем умножения среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней, приходящихся на один месяц в году;

– денежные поощрения при определении среднего заработка учитываются в порядке, аналогичном премиям и вознаграждениям;

– при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, теперь нужно учитывать новые положения:

  • средний месячный заработок для расчета выходного пособия определяется путем умножения среднего часового заработка на среднее количество рабочих часов, приходящихся на один месяц в году;
  • среднее количество рабочих часов, приходящихся на один месяц в году, рассчитывается путем деления количества рабочих часов в году, рассчитанного в соответствии с установленной для соответствующего работника продолжительностью рабочего времени, на 12.

Правила расчета среднего заработка в остальных случаях не изменились.

В правилах расчета отпускных с 1 сентября 2025 года изменений нет.