Риски: с 4 января 2026 года за незаконное использование товарного знака, произведения, объекта смежных прав, изобретения, полезной модели, промышленного образца правообладатель сможет потребовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплатить компенсацию в размере до 10 млн рублей включительно.
Возможности: компенсация, применяемая как альтернатива взыскания убытков, носит восстановительный характер и позволяет избежать сложностей, связанных с определением и доказыванием размера имущественных потерь правообладателя, понесенных им в связи с нарушением его исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
В целях реализации положений Постановлений КС РФ от 13.12.2016 N 28-П и от 24.07.2020 N 40-П в часть 4 ГК РФ Федеральным законом от 07.07.2025 N 214-ФЗ внесены изменения, направленные на защиту результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Данными поправками в части 4 ГК РФ:
- Ст. 1252 ГК РФ дополнена положением, уточняющим, что нарушением исключительного права считается незаконное использование одного результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации каким-либо одним способом (это означает, что если у произведения, объекта смежных прав, изобретения несколько правообладателей, то незаконное использование такого результата будет рассматриваться как одно нарушение).
- Выделена специальная ст. 1252.1 ГК РФ (взамен положений п. 3 ст. 1252 ГК РФ), посвященная особенностям компенсации, как меры гражданско-правовой ответственности:
- как и ранее, определено, что в случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права и при этом правообладатель, обратившийся за защитой своего права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков;
- в новой статье детально определены способы расчета компенсации, в том числе в случае, если в одном контрафактном материальном носителе незаконно использовано несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации;
- непосредственно размер компенсации определяется судом в зависимости от обстоятельств дела соразмерно объему и характеру нарушения, а также с учетом требований разумности и справедливости;
- компенсация не взыскивается в случае применения такого способа использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, который объективно необходим для применения другого способа использования и сам по себе не имеет самостоятельного экономического значения;
- при нарушении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, принадлежащее нескольким правообладателям, с требованием о взыскании компенсации может обратиться любой из правообладателей, однако взысканную компенсацию необходимо разделить между всеми правообладателями в равных долях (если иное не оговорено законом, соглашением);
- если несколько лиц совершили самостоятельные нарушения исключительного права с использованием одних и тех же контрафактных материальных носителей, суд может взыскать с этих лиц компенсацию солидарно при условии, что привлечение этих лиц к ответственности перед правообладателем по отдельности привело бы к его неосновательному обогащению;
- предусмотрены положения по определению размера компенсации в том случае, если нарушитель не знал и не должен был знать, что допускает нарушение исключительного права.
- Уточнены особенности защиты прав лицензиатов (ст. 1254 ГК РФ): если с исками о взыскании компенсации обратились как правообладатель, так и лицензиат, то требования таких правообладателя и лицензиата являются солидарными.
- Скорректированы способы защиты права авторства и права автора на имя (ст. 1265 ГК РФ): если использование произведений допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, то такое использование, осуществленное с указанием источника заимствования, но с нарушением требования об обязательном указании имени автора произведения в связи с отсутствием имени автора в источнике заимствования не будет являться нарушением исключительного права. Данное нарушение влечет применение мер, предусмотренных п. 1 ст. 1251 ГК РФ: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсация морального вреда, публикация решения суда о допущенном нарушении.
- Уточнен размер компенсаций за некоторые нарушения. Например, за незаконное использование товарного знака правообладатель сможет потребовать от нарушителя от 10 000 до 10 млн рублей включительно (ранее от 10 000 до 5 млн рублей). Аналогичные поправки касаются незаконного использования произведений и объектов смежных прав, а также изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (для них также до 50 000 рублей повышен минимальный порог).
Предусмотрены и иные новшества.
Изменения вступят в силу 4 января 2026 года.
На заметку: разобраться в вопросах защиты исключительных прав помогут материалы СПС КонсультантПлюс:
– Готовое решение: Какие способы защиты интеллектуальной собственности существуют в РФ.
– Готовое решение: Какой предусмотрен порядок защиты прав на товарный знак.
КоАП РФ: приняты поправки в сфере ПДД для всех, а также при движении крупногабаритного транспорта
Риски: с 18 июля 2025 года усилена административная ответственность за отдельные правонарушения при осуществлении весогабаритного контроля, нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта, а также до одного года увеличен срок давности за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта, невнесение платы в систему «Платон». За невыполнение требования об остановке ТС предусмотрен увеличенный штраф в размере от 7 000 до 10 000 рублей, при повторном правонарушении могут лишить водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Возможности: с 18 июля 2025 года административный штраф за превышение размеров крупногабаритного транспортного средства в пределах 10 см установлен только для собственника (владельца) ТС в фиксированном размере 150 000 рублей.
Федеральным законом от 07.07.2025 N 209-ФЗ в КоАП РФ внесен ряд изменений, в числе прочего направленных на усиление ответственности за нарушения правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (далее – ТС), осуществления весогабаритного контроля, грузоперевозок.
В частности, поправки внесены в ст. ст. 12.21.1, 12.21.5 КоАП РФ, согласно которым:
- В случае движения крупногабаритного ТС с превышением допустимых габаритов на величину не более 10 см без специального разрешения либо с превышением габаритов, указанных в разрешении, на величину не более 10 сантиметров к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 рублей привлекается только собственник (владелец) ТС (ранее могли оштрафовать водителя, должностное лицо, ответственное за перевозку).
- Уменьшены штрафы для собственников (владельцев) ТС за превышение без спецразрешения габаритов более чем на 10 см, но не более 50 см, или массы (нагрузки на ось) более чем на 10%, но не более 50%.
- Собственников тяжеловесных или крупногабаритных ТС могут оштрафовать на 600 000 рублей:
– за невыполнение законного требования о прохождении весового и габаритного контроля ТС, в том числе об остановке ТС в пункте транспортного контроля, либо отказ или уклонение от выполнения указанного требования;
– за нарушение Правил движения ТС, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 3,5 тонны, в зоне автоматического весового и габаритного контроля, а также за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги в этой зоне (исключение – за нарушение, совершенное на автомобиле иностранного перевозчика, оштрафуют водителя на эту же сумму). - Определено, что штраф за нарушение Правил движения ТС в зоне автоматического весового и габаритного контроля в связи с несоблюдением требований к минимальной дистанции до следующего впереди ТС наступает в случае выявления превышения допустимой массы, нагрузки на ось, габаритов ТС.
Также рассматриваемым Федеральным законом от 07.07.2025 N 209-ФЗ:
– Увеличен срок давности за правонарушения, предусмотренные пп. 12.21.1, 12.21.3, 12.21.5 КоАП РФ (нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта, невнесение платы в систему «Платон») – до 1 года (ранее – 60 календарных дней).
– За нарушение порядка размещения информации в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов и порядка ее эксплуатации введены штрафы для должностных лиц.
– Предусмотрена ответственность за нарушение порядка размещения информации в системе выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства и порядка ее эксплуатации (повышенные штрафы предусматриваются за повторное совершение правонарушения).
– Ужесточена ответственность за невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица Ространснадзора об остановке ТС (штраф от 7 000 до 10 000 рублей, ранее – от 500 до 800 рублей), а также установлена повышенная ответственность за повторное совершение такого правонарушения (штраф – 10 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев).
Внесены и другие изменения, в частности уточняются подведомственность и подсудность дел о рассматриваемых административных правонарушениях, а также основания задержания тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Изменения вступают в силу 18 июля 2025 года.
На заметку: разобраться в теме перевозки крупногабаритных грузов можно с помощью материала СПС КонсультантПлюс: Вопрос: Как получить разрешение на перевозку крупногабаритных грузов?
Отслеживать изменения помогут Обзор: «Основные изменения в КоАП РФ в 2025 году» (КонсультантПлюс, 2025) и Обзор: «Основные изменения в ПДД в 2023–2025 годах» (КонсультантПлюс, 2025).
Возможности: с 1 сентября 2025 года доли в ООО можно будет продавать без учета преимущественного права на их выкуп другими участниками общества, если такое условие будет включено в устав общества, что придаст большую гибкость корпоративной структуре ООО и индивидуализацию правового регулирования корпоративных отношений ООО, исходя из конкретных потребностей участников общества.
Риски: возможность с 1 сентября 2025 года ограничения или исключения преимущественного права выкупа долей для отдельных участников ООО снижает уровень защиты их интересов при отчуждении долей, в частности в связи с тем, что изменение условий преимущественного права возможно только единогласно (при включении) или квалифицированным большинством (при исключении), что может затруднить защиту прав миноритариев.
С 1 сентября 2025 года уточняются нормы о преимущественном праве участников ООО приобретать доли в уставном капитале:
- Федеральным законом от 07.07.2025 N 185-ФЗ внесены изменения в абз. 2 п. 2 ст. 93 части первой ГК РФ, согласно которым участники ООО пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества, если уставом общества не предусмотрено иное;
- Федеральным законом от 07.07.2025 N 186-ФЗ внесены изменения в ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», которыми устанавливается возможность включения в устав ООО положений о неприменении норм о преимущественном праве покупки доли или части доли в уставном капитале, принадлежащих другим участникам общества, в случае их отчуждения третьим лицам и (или) положений об осуществлении такого права под условием.
Определено, что для неприменения преимущественного права покупки доли в уставе общества может быть прямо предусмотрено, что правила о преимущественном праве покупки доли (или части доли) не применяются:
– в отношении одного или нескольких участников, прямо поименованных в уставе (с указанием идентифицирующих сведений);
– в отношении участников, обладающих определенными признаками (например, размер доли не менее или не более определенного значения);
– в отношении всех участников общества.
Устав также может предусматривать, что осуществление преимущественного права обусловлено наступлением или ненаступлением определенных обстоятельств, сроком или их сочетанием.
Рассматриваемые положения о неприменении преимущественного права покупки доли в уставе общества могут быть включены в устав при учреждении ООО или же внесены в него позже, но только по единогласному решению общего собрания участников ООО. Исключение этих положений из устава ООО осуществляется решением общего собрания, принятым большинством не менее 2/3 голосов, если устав не требует большего числа голосов. При этом все решения о внесении или исключении таких положений из устава должны быть нотариально удостоверены.
Процедура продажи доли в ООО
- Участник, намеренный продать долю третьему лицу, обязан уведомить остальных участников (к которым применяется преимущественное право) и общество нотариально удостоверенной офертой.
- Оферта считается полученной всеми такими участниками с момента ее получения обществом.
- Оферта может быть акцептована только действующим участником общества или самим обществом в установленных случаях.
- Оферта считается неполученной, если до дня ее получения обществом поступило извещение о ее отзыве.
- Отзыв оферты после получения обществом возможен только с согласия всех участников, имеющих преимущественное право, если иное не предусмотрено уставом.
- Участник вправе запросить у общества сведения о лицах, имеющих преимущественное право, а общество обязано предоставить их в течение 5 рабочих дней.
- Срок для реализации преимущественного права – 30 дней с даты получения оферты обществом.
Переход доли к новому лицу не влечет автоматического распространения на него специальных положений устава о преимущественном праве покупки доли или части доли в уставном капитале, действовавших в отношении прежнего участника.
На заметку: разобраться в вопросе преимущественного права покупки доли ООО можно с помощью Готового решения: Как участнику ООО реализовать преимущественное право покупки (выкупа) доли в уставном капитале общества (КонсультантПлюс, 2025). Отслеживать изменения помогут материалы Обзор: «Основные изменения в корпоративном законодательстве (АО и ООО) в 2025 году» (КонсультантПлюс, 2025) и Обзор: «Основные изменения в ГК РФ в 2024–2025 годах» (КонсультантПлюс, 2025).
Возможности: программа предоставления государственных гарантий по кредитам и облигационным займам, привлекаемым организациями на капитальные вложения и поддержку своей производственной деятельности, будет действовать до конца 2025 года.
Постановлением Правительства РФ от 01.07.2025 N 987 до конца 2025 года продлено действие программы предоставления государственных гарантий по кредитам и облигационным займам, привлекаемым организациями на капитальные вложения и поддержку своей производственной деятельности (Правила предоставления госгарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юрицами на цели, установленные Правительством РФ в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 N 549).
В Информации от 07.07.2025 на сайте Правительства РФ сообщается, что в рамках этой программы госгарантия обеспечивает обязательства организаций по кредитам и облигационным займам, привлекаемым на период от 3 до 7 лет на поддержку текущей производственной деятельности и капитальные вложения. Такая поддержка государства помогает снизить риски кредиторов и повысить привлекательность капиталовложений в важных для развития страны сферах. Продление этой меры поддержки повысит привлекательность капиталовложений в различных отраслях экономики и позволит бизнесу решить ряд важных задач, в том числе связанных с развитием производства и строительством новых мощностей.
На заметку: о том, какие меры налоговой поддержки при инвестировании в производство и новые технологии введены в рамках налоговой реформы, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Закон о защите прав потребителей дополнен новыми требованиями к продаже технически сложных товаров
Риски: с 1 сентября 2025 года устанавливаются дополнительные требования к продаже технически сложных товаров с предустановленным программным обеспечением, направленные на предотвращение искусственных ограничений в сфере распространения и использования программного обеспечения. Несоответствие товара установленным требованиям будет считаться недостатком технически сложного товара.
В целях уточнения условий распространения программ, используемых потребителями на отдельных видах технически сложных товаров, Федеральным законом от 07.07.2025 N 194-ФЗ внесены изменения в Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Установлено, что при продаже и эксплуатации отдельных видов технически сложных товаров с предустановленными программами для электронных вычислительных машин (далее – ПО, программа), включая единый магазин приложений, должны быть обеспечены следующие условия:
– недопустимо ограничивать приобретение (установку) ПО – запрещаются условия, которые ограничивают возможность приобретения или установки программ посредством единого магазина приложений;
– недопустимо ограничивать функционал ПО – запрещаются условия, ограничивающие или делающие невозможным использование функциональных возможностей предустановленных или приобретенных через единый магазин приложений программ, включая: ограничения поиска, обновления, настройки программ; препятствия взаимодействию с потребителями, отправку уведомлений; особые требования к ценообразованию услуг в рамках магазина приложений; ограничения функциональных возможностей самого технически сложного товара при использовании программ;
– недопустимо ограничивать способы оплаты – запрещаются условия, ограничивающие способы оплаты при покупке, установке и использовании программ через единый магазин приложений.
Несоответствие товара с предварительно установленным ПО указанным требованиям (а также уже действующим) будет считаться недостатком технически сложного товара.
Речь идет о продаже и использовании товаров с предустановленным ПО, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1867.
Изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
На заметку: оставаться в курсе изменений по рассматриваемой теме могут помочь материалы в СПС КонсультантПлюс:
– Последние изменения: Соблюдение правил розничной торговли.
Правительство РФ поддержит инвесторов на приграничных территориях
Возможности: с 16 июля 2025 года инвесторы, реализующие новые проекты на приграничных территориях, смогут стать резидентами свободной экономической зоны и пользоваться соответствующими налоговыми льготами.
С 1 июля 2023 года на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей Федеральным законом от 24.06.2023 N 266-ФЗ установлена свободная экономическая зона (далее – СЭЗ) с особым режимом предпринимательской деятельности. Подробно о налоговых преференциях участников СЭЗ рассказано в обзоре на нашем сайте. Федеральный закон от 22.06.2024 N 147-ФЗ позволил распространить условия налогообложения СЭЗ на прилегающие территории. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2024 N 1314 установлены особенности функционирования СЭЗ на отдельных территориях субъектов РФ, прилегающих к территориям Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Постановление Правительства РФ от 05.07.2025 N 1023 вносит изменения с 16 июля 2025 года в Постановление Правительства РФ от 27.09.2024 N 1314, позволяющие получить льготы большему числу проектов. Изменения коснутся инвестиционных проектов на прилегающих территориях, а также на территориях субъектов РФ, на которых введен (вводился) правовой режим КТО и в отношении жителей принималось решение о временном отселении.
Воспользоваться льготным режимом смогут инвесторы в следующих областях:
- обрабатывающие производства (имеются исключения);
- добыча полезных ископаемых (имеются исключения);
- туристская деятельность;
- логистическая деятельность;
- сельское, лесное хозяйство (имеются исключения);
- разработка компьютерных технологий и создание программного обеспечения, оказание консультационных услуг в указанной области и других сопутствующих услуг, ИТ, научные исследования и разработки.
Также при реализации проекта на прилегающих территориях, финансовое обеспечение которого начато не ранее 1 июля 2025 года и не позднее трех лет после окончания СВО, размер инвестиций в первые 3 года с даты заключения договора должен быть:
- не менее 1 млн рублей для проектов в области ИТ-технологий;
- не менее 3 млн рублей для МСП;
- не менее 30 млн рублей для иных лиц.
Правительство РФ в Информации от 08.07.2025 сообщает, что теперь режим СЭЗ будет распространяться не только на пострадавшие предприятия. Инвестиционные проекты на приграничных территориях Брянской, Белгородской и Курской областей смогут пользоваться данным преференциальным режимом СЭЗ с учетом новых требований.
Резиденты СЭЗ пользуются пониженными ставками по налогу на прибыль, НДПИ, а также правом на освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога. Также организациям и ИП предоставлено право применять пониженные тарифы страховых взносов.
В Федеральные законы об АО и ООО внесены изменения
Возможности: с 1 августа 2025 года хозяйственное общество (ООО и АО) может иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Федеральный закон от 24.06.2025 N 178-ФЗ внес изменения в ГК РФ, согласно которым хозяйственное общество (ООО или АО) сможет иметь в качестве единственного участника (учредителя) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Подробно об изменениях рассказано в обзоре «С 1 августа 2025 года упрощается создание организаций с единственным учредителем» на нашем сайте.
В связи с изменениями ГК РФ принят Федеральный закон от 07.07.2025 N 201-ФЗ, который вносит изменения сразу в два Федеральных закона: в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Изменения позволят хозяйственным обществам (ООО и АО) иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Изменения действуют с 1 августа 2025 года.
На заметку: о том, в каком порядке создается ООО единственным учредителем, рассказано в Готовом решении: Как создать ООО (КонсультантПлюс, 2025).