Вопрос: подача ИП без работников уведомлений в Роскомнадзор об обработке персональных данных. Интересуют в частности такие моменты, что значит автоматизированный способ учета для целей обработки данных (это программа 1с, например)? Если у ИП несколько контрагентов-юр лиц, подается ли уведомление? Если ИП работает в такси через агрегатор — считается что ИП осуществляет сбор данных? Есть ли информация, если подавать после 30 мая выписывают ли штрафы, или может быть предупреждение. если ли рекомендации.
В ответ на Ваш вопрос сообщаем:
Обязан ли подавать ИП без работников уведомления в Роскомнадзор об обработке персональных данных?
Если ИП обработку персональных данных не осуществляет (в частности, у него нет работников, чьи данные он получает, и обработку персональных данных клиентов-физлиц он не ведет), то оператором персональных данных он не является и уведомлять Роскомнадзор он не должен. Это следует из п. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 22 Закона о персональных данных.
Таким образом, если ИП не получает какие-либо персональные данные физических лиц, то уведомление не подается
Что значит автоматизированный способ учета для целей обработки данных (это программа 1с, например)?
Автоматизированной считается обработка данных с помощью средств вычислительной техники. Обработкой без применения средств автоматизации считаются действия с персональными данными, которые осуществляются при непосредственном участии человека (п. 4 ст. 3 Закона о персональных данных, п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 687).
Исходя из практики, обработка ПД при помощи баз данных (в том числе 1с), различных информационных систем относится к автоматизированному способу обработки ПД.
Если у ИП несколько контрагентов-юр лиц, подается ли уведомление?
Нет, если ИП не получает персональные данные работников данных юр. лиц.
Если ИП работает в такси через агрегатор — считается что ИП осуществляет сбор данных?
Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п. 1 ст. 3, Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О персональных данных»).
Поскольку законодательство не содержит конкретного перечня персональных данных, к таковым может быть отнесена любая информация о гражданах, в частности:
- фамилия, имя, отчество;
- пол, возраст;
- образование, квалификация и т.п.;
- контактная информация (адрес, номер телефона и т.п.);
- семейное положение, наличие детей;
- факты биографии;
- финансовое положение;
- фотография, используемая для установления личности (Письма Роскомнадзора от 10.02.2020 N 08АП-6782, Минцифры России от 17.07.2020 N ОП-П24-070-19433).
Соответственно, если ИП через агрегатор получает какие-либо данные, по которым можно идентифицировать человека, то он обязан подать уведомление, так как будет являться оператором ПД.
Есть ли информация, если подавать после 30 мая выписывают ли штрафы, или может быть предупреждение. если ли рекомендации.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, на основании положений части 2 статьи 3.4 КоАП при решении вопроса о замене административного штрафа на предупреждение суды дают оценку обстоятельствам совершенного правонарушения на предмет причинения или возникновения вреда объектам, перечисленным в указанной норме, в том числе безопасности государства, а также имущественного ущерба.
По вопросу замены штрафа за неуведомление Роскомнадзора предупреждением в настоящее время какие-либо официальные разъяснения отсутствуют. В связи с этим, пока не появится правоприменительная практика, сказать однозначно, возможна ли замена предупреждением, не представляется возможным.