Вопрос: как оформить ситуацию, когда 2 ИП пользуются одним сайтом, чтоб не попасть под дробление бизнеса?

 

В ответ на Ваш вопрос сообщаем:

С точки зрения ФНС под единой предпринимательской деятельностью для целей установления признаков дробления понимается деятельность как единого хозяйствующего субъекта нескольких формально самостоятельных лиц (организаций, индивидуальных предпринимателей), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами (<Письмо> ФНС России от 18.10.2024 N СД-4-2/11836@ «О направлении рекомендаций по применению статьи 6 Федерального закона N 176-ФЗ»).

Цель дробления заключается в экономии на налогах за счет сохранения возможности применять спецрежимы, укладываться в лимиты, позволяющие не платить НДС или использовать более низкую ставку, распределять расходы между двумя субъектами с разным режимом или объектом налогообложения так, чтобы минимизировать налоговую нагрузку. Если деятельность через двух ИП не дает такого рода преимуществ, то нет и оснований для доначисления.

Использование общего сайта является одним из распространенных признаков дробления.

Для того, чтобы избежать обвинений в дроблении (и как следствие доначисления налогов исходя из объединения оборотов), нужно, во-первых, исключить иные признаки дробления, а во-вторых, обосновать деловую цель использования единого сайта двумя разными (независимыми) хозяйствующими субъектами.

К наиболее часто встречающимся признакам дробления, помимо общего сайта, относятся: использование общих каналов связи (номера телефонов, адреса электронной почты, почтовые адреса), сдача отчетности с одного IP-адреса, обеспечение хозяйственной деятельности с привлечением одних и тех же контрагентов (услуги провайдеров, услуги по уборке, по поставке питьевой воды и прочее) – см. <Письмо> ФНС России от 16.07.2024 N БВ-4-7/8051@ <О правовых позициях, сформированных судебной практикой и применяемых арбитражными судами при разрешении споров, связанных с установлением в действиях налогоплательщиков признаков «дробления бизнеса»> {КонсультантПлюс}.

 

Что касается собственно сайта:

Сайт – это смешанный объект интеллектуальной собственности, включающий доменное имя (адрес сайта в сети Интернет) и контент (наполнение сайта – дизайн, товарные карточки, программное обеспечение, обеспечивающее функционал сайта – возможность оформления заказов, просмотра каталога и т.п.)

В реестре доменных имен указан администратор сайта и владелец доменного имени. Это может быть один из двух ИП либо иное физическое лицо. Принадлежность домена не влечет автоматически возникновение прав на контент у того же лица. Право на контент возникает у его автора (разработчика), либо заказчика, по заказу которого контент создан, и права которому переданы от разработчика.

Если владельцем домена является иное лицо, нежели владелец контента, то целесообразно передать домен по договору, схожему с договором купли-продажи, и сменить владельца в реестре доменных имен, либо передать домен в аренду (тогда изменения в реестр доменных имен не требуются).

Из запроса следует, что фактически контент сайта используется двумя ИП. Если цель – избежать обвинений в дроблении, то такое использование необходимо урегулировать договором, заключенным на рыночных условиях. Здесь возможны различные варианты.

Самый простой из них – лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ).

Такой договор не подлежит государственной регистрации, т.к. сам передаваемый в пользование объект (контент сайта) не регистрируется.

В договоре можно определить параметры использования сайта вторым ИП, если контент принадлежит первому ИП. Если контент принадлежит иному лицу, то такие лицензионные договоры могут быть заключены этим лицом с обоими ИП.

Сделка должна быть выгодна для всех участвующих в ней сторон. Например: второй ИП платит первому за использование сайта. При этом второй ИП получает уже готовую рабочую площадку для продаж, а первый ИП – вознаграждение за использование, плюс привлекательность сайта для клиентов растет, т.к. расширяется ассортимент.

Также это может быть смешанный договор, содержащий элементы лицензионного договора, договора оказания услуг и агентирования, по которому первый ИП (владелец контента) предоставляет в пользование второму ИП функционал сайта за процент с продаж, совершенных посредством сайта. Аналогия – оферта для продавцов на маркетплейсах, которую можно упростить настолько, насколько требует ситуация.

Возможно предусмотреть совместное использование сайта и в рамках договора простого товарищества (гл. 55 ГК РФ), но это повлечет последствия, характерные для данной правовой конструкции (учет общего имущества товарищества, общей выручки, распределение прибыли).