Вопрос: включается ли НДС в начальную цену Договора при проведении конкурентной закупки на выполнение работ по текущему ремонту по Закону 223-ФЗ?

 

В ответ на Ваш вопрос сообщаем:

Наличие или отсутствие НДС в НМЦД должно быть указано в документации конкурентной закупки согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, поэтому о включении/невключении НДС в начальную цену Договора при проведении конкурентной закупки на выполнение работ по текущему ремонту по Закону N 223-ФЗ необходимо прямо указать в документации.

 

Обоснование:

В документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в частности, обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Как указала ФАС России в своем письме от 22.08.2018 N АД/66562/18 при определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом содержит или нет установленная цена НДС.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021 указано, что увеличение цены, указанной обществом, на сумму НДС для целей сравнения заявок участников закупки лишено законных оснований, поскольку участник, применяющий упрощенную систему налогообложения, не может быть понужден к увеличению предложенной им цены на сумму НДС по требованию заказчика. Иное противоречило бы нормам законодательства о налогах и сборах.

Заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно п. 2 ст. 171 НК РФ заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени.

Однако упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2022 по делу N 304-ЭС22-2729 установлено, что при сопоставлении ценовых предложений участников запроса котировок без учета НДС заказчиком создаются условия, при которых участник закупки, не являющийся плательщиком НДС и предложивший наиболее низкую цену по сравнению с ценой участника, являющегося плательщиком НДС, может не стать победителем закупки в случае, если после исключения НДС из ценового предложения участника, находящегося на общей системе налогообложения, его ценовое предложение окажется меньше цены, предложенной участником, применяющим упрощенную систему налогообложения таким образом такой порядок оценки и сопоставления заявок участников, применяющих разные режимы налогообложения, свидетельствует о предоставлении преимуществ при участии в закупке участникам — плательщикам НДС, по сравнению с участниками — не плательщиками НДС.

Исходя из вышеизложенного, обосновывая НМЦД, в документах закупки нужно указать в том числе сведения о включенных в нее налогах, в частности НДС (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). При этом заказчик вправе установить только одно значение НМЦД, указав, учитывается в нем НДС или нет. Такое значение должно быть установлено для всех участников закупки независимо от применяемой ими системы налогообложения (Решение Верховного Суда РФ от 23.11.2023 N АКПИ23-809).