ФНС напоминает: приближается срок представления декларации НДС по новой форме
Риски: не позднее 25 апреля 2025 года необходимо подать декларацию по НДС по новой форме. За I квартал 2025 года организации и ИП на УСН, не освобожденные от НДС, также обязаны представить декларацию по НДС.
С 1 января 2025 года организации и ИП на УСН признаются плательщиками НДС (п. 1 ст. 143, ст. 346.11 НК РФ). За I квартал 2025 года плательщики НДС, в том числе организации и ИП на УСН, с доходом, превышающим 60 млн руб., обязаны представить декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по ТКС (п. 5 ст. 174 НК РФ).
В Информации от 31.03.2025 региональное УФНС напоминает, что срок представления декларации по НДС за I квартал 2025 года – не позднее 25 апреля 2025 года.
Декларация по НДС за I квартал 2025 года представляется по новой форме. Ее форма, порядок заполнения, а также формат представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/989@.
Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Риски: при расчете транспортного налога и авансовых платежей по нему за 2025 год необходимо использовать новый Перечень дорогостоящих автомобилей. По сравнению с 2024 годом Перечень значительно расширен.
Повышающий коэффициент по транспортному налогу нужно применять по автомобилям, которые включены в специальный Перечень. В него входят некоторые модели легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн руб. Перечень ежегодно обновляется Минпромторгом.
В конце марта 2025 года Минпромторг опубликовал Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей на 2025 год.
В Перечень 2025 года вошло 303 модели автомобилей стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет (в 2024 году в этом разделе было 295 моделей). Также в него включили 252 модели автомобилей стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет (в 2023 году таких моделей было 222). Например, в перечень добавили Aston Martin DB12 Volante, Audi Q7 3.0 TDI 286 hp quattro, BMW X5 xDrive40d и другие модели.
На заметку: повышающий коэффициент 3 применяется по автомобилям, модель, двигатель и возраст которых соответствуют Перечню. Возраст машины считается с года выпуска. Например, автомобилю 2024 года выпуска в 2025 году два года. За сколько он куплен, неважно (Письма ФНС от 02.03.2015 N БС-4-11/3274@, от 28.02.2020 N БС-4-21/3389@).
Если автомобиль стоит от 10 млн руб., но в Перечне его нет, то применять коэффициент не надо (Письмо Минфина России от 13.05.2019 N 03-05-06-04/33968).
Пример расчета налога с повышающим коэффициентом смотрите в Типовой ситуации: Транспортный налог: расчет, уплата, отчетность (Издательство «Главная книга», 2025) {КонсультантПлюс}.
Компенсация за работу в выходные и праздники: какие изменения вступили в силу с 1 марта 2025 года
Риски: с 1 марта 2025 года день отдыха за работу в выходной или праздник можно использовать в течение года со дня работы или присоединить к отпуску, предоставленному в этот период. При увольнении работодатель обязан выплатить работнику разницу между двойной оплатой работы в выходной и фактически произведенной одинарной оплатой за все неиспользованные отгулы.
С 1 марта 2025 года вступили в силу поправки в ст. 153 ТК РФ «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни», внесенные Федеральным законом от 30.09.2024 N 339-ФЗ.
В Письме от 21.02.2025 N 14-6/ООГ-804 Минтруд разъяснил новый порядок компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
До 1 марта 2025 года работодатель был обязан оплатить работу в выходной или праздничный день не менее чем в двойном размере или по желанию работника предоставить другой день отдыха с оплатой в одинарном размере. Право выбора вида компенсации принадлежит работнику. Если работник выбрал отдых, работодатель обязан предоставить его в течение трудовой деятельности или компенсировать при увольнении.
Что изменилось с 1 марта 2025 года:
- срок использования отгула – день отдыха за работу в выходной или праздник можно использовать в течение года со дня работы или присоединить к отпуску, предоставленному в этот период (ч. 5 ст. 153 ТК РФ);
- компенсация при увольнении – работодатель при увольнении обязан выплатить сотруднику разницу между двойной оплатой (или иной, установленной коллективным договором) за работу в выходной/праздник и фактически произведенной оплатой за все неиспользованные дни отдыха (ч. 6 ст. 153 ТК РФ).
На заметку: в связи с введением срока использования дня отдыха за работу в выходной или праздник возникает вопрос, не сгорит ли такой отгул после истечения года. В Консультации от 10.03.2025 эксперты Роструда отмечают: если работник не использует дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни в течение года работы у работодателя, то денежная компенсация неиспользованного отгула будет выплачена в день увольнения в соответствии с ч. 6 ст. 153 ТК РФ.
Риски: с 1 января 2024 года самостоятельную утилизацию отходов могут проводить только утилизаторы. Если лицо, проводящее утилизацию (производитель, импортер или привлеченный для этого утилизатор), не будет включено в специальный реестр, самостоятельная утилизация в целях исчисления экологического сбора не будет признаваться выполненной.
Возможности: в отношении товаров, реализованных в 2023 году, условие о включении в реестр утилизаторов не применяется.
Производители и импортеры товаров обязаны представить отчетность и уплатить экологический сбор как за товары, реализованные в 2023 году, так и за товары, произведенные или импортированные в 2024 году, до 15 апреля 2025 года (Федеральный закон от 04.08.2023 N 451-ФЗ).
В Письме от 18.03.2025 N 25-47/11129 Минприроды даны разъяснения по вопросу представления отчетности о выполнении нормативов утилизации.
Отмечается, что до 1 января 2024 года к организациям и ИП, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров, не предъявлялись требования о включении в реестр утилизаторов. Кроме того, результаты утилизации не подпадали под действие Постановления Правительства РФ от 29.12.2023 N 2394, определяющего перечень видов отходов, вторичного сырья и товаров, которые могут быть использованы для исполнения нормативов утилизации. Акты утилизации в этот период оформлялись по форме, утвержденной Приказом Росприроднадзора от 15.02.2022 N 90.
С 1 января 2024 года действуют новые положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Для утилизации отходов от товаров и упаковки, произведенных или ввезенных в РФ с этой даты, юрлица и ИП, осуществляющие утилизацию, должны быть включены в реестр утилизаторов. Порядок включения организаций и ИП в реестр утилизаторов и Правила его ведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2400. К результатам утилизации применяются требования Постановления Правительства РФ от 29.12.2023 N 2394. Акт утилизации формируется по новой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 15.11.2023 N 762.
Минприроды также сообщает, что требования к сроку образования или принятия к учету отходов/вторичного сырья, используемых для выполнения нормативов утилизации, законодательно не установлены.
На заметку: если лицо, проводящее утилизацию (производитель, импортер или привлеченный для этого утилизатор), не будет включено в реестр, самостоятельная утилизация не будет признаваться выполненной (подп. 1, 2 п. 13 ст. 24.2-1, п. 1 ст. 24.2-2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Для включения в реестр нужно подать в Единую систему учета отходов заявление с указанием сведений, в частности, об имеющемся оборудовании (установках), используемом при утилизации, и подтверждающие эти сведения документы. В отношении таких заявителей (за некоторым исключением) будет проводиться выездная оценка достоверности указанных в заявлении сведений. Порядок ее проведения утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2399.
Разобраться с экологической отчетностью поможет Типовая ситуация: Экологический сбор: плательщики, расчет, уплата, отчетность в СПС КонсультантПлюс.
Минприроды разъясняет вопросы обоснования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Риски: разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обязательна для организаций и ИП, работающих на объектах I и II категорий НВОС.
Возможности: единый подход к разработке проектов НООЛР, обосновывающих планируемую деятельность по образованию и обращению с отходами I–V классов опасности на объектах НВОС I и II категорий, установлен Методическими рекомендациями. НООЛР для ТКО устанавливаются только для отходов, образовавшихся в собственном производстве.
В Письме от 13.03.2025 N 25-47/10459 Минприроды России опубликовало разъяснения по правилам обоснования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – НООЛР).
Ведомство напоминает, что разработка НООЛР обязательна для организаций и ИП, работающих на объектах I и II категорий негативного воздействия на окружающую среду, согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Порядок разработки и утверждения НООЛР регламентируется Приказом Минприроды от 08.12.2020 N 1029, а Методические указания – Приказом Минприроды от 07.12.2020 N 1021 (с изм. от 30.10.2024). Методические указания устанавливают единый подход к разработке проектов НООЛР, обосновывающих планируемую деятельность по образованию и обращению с отходами I–V классов опасности на объектах НВОС I и II категорий.
Минприроды выделяет основные моменты, на которые необходимо обратить внимание:
- виды отходов – в НООЛР указываются все виды отходов производства и потребления, включая твердые коммунальные отходы (ТКО), образующиеся у юрлиц или ИП на объектах I и II категорий. НООЛР для ТКО устанавливаются только для отходов, образовавшихся в собственном производстве;
- прием отходов от других организаций – информация о планируемом приеме отходов от других организаций для обработки, утилизации или обезвреживания оформляется в табличном виде по образцу Приложения N 8 к методическим указаниям. Данные о контрагентах, от которых принимаются отходы, указываются в графах 8, 9 и 10 Приложения N 8;
- размещение отходов (для объектов I категории) – раздел «Сводные данные по образованию отходов производства и потребления и запрашиваемым лимитам на их размещение» должен содержать перечень и количество видов отходов, планируемых к ежегодному размещению на конкретных объектах. Этот раздел оформляется по образцу Приложения N 12 к методическим указаниям.
На заметку: НООЛР устанавливаются комплексным экологическим разрешением на период его действия. Как подготовить и подать документы для получения комплексного экологического разрешения, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Отпуск по уходу за ребенком: могут ли его оформить одновременно мама и бабушка
Возможности: два родственника, например мама и бабушка, работающие в разных организациях, могут одновременно оформить отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. При этом право на получение пособия по уходу за ребенком будет только у одного из них.
Трудовое законодательство гарантирует женщине отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом ч. 2 ст. 256 ТК РФ предусмотрено, что такой отпуск могут использовать полностью или по частям не только мама, но и другие родственники – отец, бабушка, дед, другой родственник или опекун, фактически осуществляющий уход за ребенком.
В Консультации от 25.02.2025 эксперты сайта «Онлайнинспекция.РФ» отвечают на вопрос о возможности одновременного оформления отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет двумя родственниками (мамой и бабушкой), работающими в разных организациях.
Отмечается, что, когда за ребенком ухаживают несколько человек одновременно, пособие выплачивается только одному из них. Это закреплено ч. 4 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
В рассматриваемой ситуации один родственник, например мама, может оформить отпуск по уходу за ребенком с сохранением права на пособие, а бабушка – без выплаты пособия. Таким образом, обе смогут находиться в отпуске по уходу за ребенком, но финансовая поддержка от государства будет предоставляться только маме.
На заметку: практические вопросы и сложные случаи в порядке назначения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет рассмотрены в Готовом решении: Как выплачивается пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в СПС КонсультантПлюс.
Возможности: в начале апреля начнется массовая рассылка сообщений об исчисленных имущественных налогах. Организациям, взаимодействующим с налоговыми органами по ТКС, рекомендуется проверить техническую готовность к приему сообщений, в том числе убедиться в наличии действующего сертификата КЭП.
По общему правилу сообщения об исчисленных суммах транспортного, земельного налогов и налога на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, направляются ежегодно не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налогов организаций за истекший налоговый период, то есть за 2024 год – не позднее 28 августа 2025 года.
В Информации от 28.03.2025 региональное УФНС рекомендует организациям проверить возможность получения сообщений об исчисленных суммах налога на имущество, транспортного и земельного налогов. Массовая рассылка информационных писем началась уже в первых числах апреля.
Как организации получают сообщения
Организации, взаимодействующие с ФНС в электронном виде, получат сообщения:
- через оператора электронного документооборота по ТКС;
- в личном кабинете юридического лица на сайте ФНС.
В связи с этим рекомендуется проверить техническую готовность получения документов от налоговых органов, в частности, убедиться в действительности сертификата КЭП. Если документы получает сторонняя бухгалтерская организация, следует проинформировать ее о предстоящей рассылке для оперативного перенаправления сообщений организации.
На заметку: организация вправе на основании заявления получить сообщение об исчисленной сумме налога в любом налоговом органе. Как заполнить и подать такое заявление, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Напомним, что организация (ее обособленное подразделение) вправе в течение 20 рабочих дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 363, п. 6 ст. 386 НК РФ).
Возможности: если решение СФР о штрафе признано незаконным, страхователь имеет право на возмещение расходов на внесудебное обжалование, даже если законом не предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования.
Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 31.03.2025 N 15-П, касающееся возмещения расходов на юридические услуги при досудебном обжаловании штрафов СФР. Суд признал правомерным требование страхователя о компенсации таких расходов, даже если законом не предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования.
Дело касалось страхователя, которому был выписан штраф за предоставление неполных сведений о застрахованных лицах. Страхователь обжаловал решение в вышестоящем органе СФР, и жалоба была удовлетворена, штраф отменен. После этого страхователь обратился в суд с требованием возместить расходы на юридические услуги, понесенные при внесудебном обжаловании.
Суды трех инстанций отказали в иске, аргументируя это тем, что обязательный досудебный порядок обжалования по делам об оспаривании привлечения страхователей к ответственности законодательно не установлен и страхователь мог сразу обратиться в суд. Расходы на юриста, по мнению судов, не были связаны с виновными или незаконными действиями фонда.
Конституционный Суд РФ не согласился с такой позицией. КС РФ указал, что Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» и ГК РФ не исключают право страхователя на возмещение в разумных пределах расходов на внесудебное обжалование, если решение о штрафе впоследствии признано незаконным. При этом наличие вины или незаконных действий (бездействия) должностных лиц фонда значения не имеет.
По итогам рассмотрения дела КС РФ поручил судам пересмотреть решение по иску страхователя о возмещении расходов на юридические услуги.
На заметку: досудебное и судебное урегулирование спора являются независимыми процедурами. Если страхователь не согласен с решением своего территориального органа СФР, то он вправе выбрать любой из следующих вариантов обжалования (пп. 2, 3 ст. 26.21 Федерального закона N 125-ФЗ):
- сначала подать жалобу в вышестоящий орган фонда, а затем в суд;
- одновременно подать жалобу в вышестоящий орган фонда и заявление в суд;
- сразу подать заявление в суд без предварительного обжалования в вышестоящий орган.
Как составить жалобу в вышестоящий орган СФР, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Увольняется работник – плательщик алиментов: эксперт ГИТ напомнил работодателям об их обязанностях
Риски: при увольнении сотрудника, с которого удерживались алименты по исполнительному листу, работодатель обязан передать судебному приставу копию этого документа с отметкой о произведенных удержаниях в срок не позднее дня, следующего за днем прекращения трудового договора. Несоблюдение сроков передачи влечет административную ответственность.
Возможности: копию исполнительного листа можно направить по почте посредством заказных писем с уведомлением об их вручении адресату.
При увольнении работника, выплачивающего алименты по исполнительному документу, работодатель обязан передать копию исполнительного документа судебному приставу-исполнителю (п. 1 ст. 111 СК РФ).
В Консультации эксперт региональной ГИТ разъяснил, в какой срок и каком порядке работодатель должен исполнить данную обязанность.
Срок передачи
При увольнении работника, выплачивающего алименты по исполнительному документу, работодатель обязан передать копию исполнительного документа судебному приставу в день прекращения трудового договора либо на следующий рабочий день после прекращения трудового договора (ч. 4.1 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Отметка об окончании исполнения и произведенных удержаниях
В возвращаемой копии исполнительного документа необходимо сделать отметку, указывающую основание окончания его исполнения, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Официального образца оформления отметки не установлено. Эксперт отмечает, что отметка должна содержать сумму удержаний, номер и дату платежного поручения, остаток долга. Можно использовать отдельный лист, если на копии исполнительного документа недостаточно места. Отметка о произведенных удержаниях заверяется печатью организации и подписью бухгалтера (Письмо ФССП России от 25.06.2012 N 12/01-15257).
Порядок передачи
Законодательство не устанавливает строгого порядка передачи копии исполнительного документа судебным приставам. Работодатель вправе возвращать копию исполнительного листа судебному приставу-исполнителю по почте посредством заказных писем с уведомлением об их вручении адресату. При этом в почтовом отделении должна быть составлена опись документов, которая удостоверяется датой отправки письма.
Ответственность за несвоевременный возврат исполнительного листа
В случае несвоевременного отправления исполнительного документа организация-работодатель и должностное лицо могут быть привлечены к ответственности по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ в виде штрафа:
- на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей;
- на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
Если задержка передачи копии исполнительного документа произошла по вине почтовой службы (например, письмо долго шло до адресата), основания для привлечения работодателя к ответственности отсутствуют. Однако важно иметь доказательства отправки документа в установленный срок (например, квитанцию об отправке заказного письма).
Риски: если в течение отчетного периода, например в середине 2025 года, субъект МСП изменит основной вид деятельности на льготный, то применять пониженный тариф взносов 7,6% он сможет только со следующего года при условии соблюдения требования о доле профильных доходов.
С 1 января 2025 года для субъектов МСП, основной вид деятельности которых относится к разделу «Обрабатывающие производства» ОКВЭД 2, установлен единый пониженный тариф страховых взносов – 7,6%. Льгота применяется к выплатам сотрудникам, превышающим полуторакратный размер МРОТ, при условии, что доходы от основного вида деятельности составляют не менее 70% от общей суммы доходов.
Перечень льготных видов деятельности утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11.12.2024 N 3689-р.
В Письме от 26.03.2025 N БС-4-11/3213@ ФНС России направила позицию Минфина по вопросу применения данной льготы при смене основного вида деятельности.
Из буквального толкования норм п. 13.2 ст. 427 НК РФ следует, что величина доходов исчисляется по итогам календарного года, предшествующего году перехода плательщика на уплату страховых взносов по единому пониженному тарифу, а также по итогам текущего отчетных (расчетного) периодов от осуществления деятельности, вид которой должен быть поименован в специальном перечне и указан в качестве основного в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в календарном году, предшествующем году перехода на уплату страховых взносов по единому пониженному тарифу.
Таким образом, при смене основного вида деятельности на ОКВЭД из льготного перечня применять пониженный тариф можно только со следующего года. При этом для применения пониженного тарифа после смены ОКВЭД необходимо соблюдать условие о доле доходов от нового основного вида деятельности не менее 70%.
На заметку: как субъектам МСП и другим лицам, применяющим пониженные тарифы, заполнить обновленный РСВ за I квартал 2025 года, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Минфин утвердил КБК для отчислений с интернет-рекламы
Риски: с 1 апреля 2025 года рекламораспространители, операторы рекламных систем или лица, которые распространяют интернет-рекламу по поручению и за счет рекламодателя (рекламораспространителя), должны уплачивать 3% от квартального дохода от деятельности по распространению рекламы в сети Интернет для потребителей в РФ. Для уплаты нужно использовать новый КБК.
С 1 апреля 2025 года рекламораспространители и операторы рекламных систем обязаны отчислять в федеральный бюджет 3% от квартального дохода от продвижения в интернете товаров, работ и услуг (Федеральный закон от 26.12.2024 N 479-ФЗ). Подробно о новом виде отчислений рассказано в ответе на вопрос «Кто должен производить отчисления с доходов от распространения интернет-рекламы с 1 апреля 2025 года?» на нашем сайте.
Приказом от 18.02.2025 N 18н Минфин России обновил перечни КБК, в частности, в связи с новыми отчислениями за интернет-рекламу также утвердил для их уплаты новый КБК 000 1 17 05010 01 6002 180 – Прочие неналоговые доходы федерального бюджета (обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет).
На заметку: проект постановления, которое утвердит особенности исчисления и уплаты отчислений с интернет-рекламы и порядок осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких отчислений, вынесен на публичное обсуждение.
Подробно о требованиях и ограничениях в распространении интернет-рекламы рассказано в Готовом решении: Какие требования установлены к размещению рекламы в сети Интернет (КонсультантПлюс, 2025).
Как оптимизировать расходы на интернет-рекламу и избежать налоговых рисков, Вы узнаете на тематическом практикуме «Расходы на интернет-рекламу, включая закупку рекламы у блогеров в запрещенных соцсетях: готовим обоснование для ответа на запрос налоговиков. Алгоритмы лучших решений в КонсультантПлюс» 13 мая 2025 года.
В сервисе «Офис экспортера» можно оформить реестр о реализации товара с иностранного склада
Возможности: электронный реестр для подтверждения нулевой ставки НДС при реализации экспортированных товаров физлицам со склада, находящегося на территории иностранного государства, можно оформить через сервис «Офис экспортера».
С 1 января 2025 года реализация российскими организациями и ИП экспортированных товаров физическим лицам со склада (помещения), находящегося на территории иностранного государства, облагается по нулевой ставке НДС. Для применения льготной ставки реализованный товар должен доставляться по адресу на территории иностранного государства, не являющегося государством – членом ЕАЭС (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Чтобы подтвердить обоснованность применения ставки НДС 0% при реализации таких товаров, одновременно с декларацией по НДС необходимо представить электронный реестр (КНД 1155223), содержащий сведения из деклараций на товары, документов (счетов) на их оплату, договоров аренды складов (помещений) или иных документов.
В Информации от 28.03.2025 ФНС России сообщила, что данный электронный реестр налогоплательщики могут сформировать через сервис «Офис экспортера».
ФНС России напоминает, что данный реестр упрощает процедуру подтверждения нулевой ставки НДС при реализации товаров на территории дальнего зарубежья для резидентов РФ. Налогоплательщики, которые ранее вывезли товар в процедуре экспорта, а теперь продали его физическим лицам со склада (из помещения), находящегося на территории иностранного государства (кроме ЕАЭС), с I квартала 2025 года будут подтверждать налоговую ставку 0% по НДС реестром в электронной форме.
На заметку: подробно о заполнении реестров деклараций на товары для подтверждения нулевой ставки НДС в различных ситуациях рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Еще три региона присоединились к применению АУСН
Возможности: с 2025 года при соблюдении условий применения АУСН перейти на спецрежим могут организации и ИП в большинстве регионов России, а самозанятые ИП и плательщики УСН могут перейти на АУСН с 1-го числа любого месяца. С 1 апреля 2025 года применять АУСН можно в Мордовии, Удмуртии и Бурятии.
С 2025 года специальный налоговый режим АУСН (автоматизированная УСН) можно применять в любом регионе, где принят закон о его введении. До 2025 года налоговый режим применяли налогоплательщики только в Москве, Московской и Калужской областях, а также Республике Татарстан.
В Информации от 01.04.2025 ФНС России сообщает, что к режиму АУСН с начала 2025 года присоединились 59 регионов, включая федеральную территорию Сириус и Байконур. Мордовия, Удмуртия и Бурятия начинают применять АУСН с 1 апреля 2025 года.
Основные ограничения
ФНС России напоминает об основных ограничениях применения АУСН: доходы за предыдущий или текущий год не должны превышать 60 млн руб., численность работников не более 5 человек. АУСН нельзя совмещать с другими специальными налоговыми режимами и нанимать сотрудников, которые не являются российскими налоговыми резидентами. Расчетный счет предприятия должен быть открыт в одном из 11 уполномоченных банков.
Популярные виды деятельности
Наиболее популярными видами деятельности на АУСН являются розничная торговля (25%), разработка программного обеспечения (9,2%), операции с недвижимым имуществом (6%), право и бухучет (4,5%), строительные работы (3,9%).
Применять АУСН также могут продавцы на маркетплейсах. Для автоматической передачи сведений по продажам на маркетплейсах электронные площадки должны стать партнерами ФНС России и встроить открытый API в свои программные продукты.
Начало применения АУСН
С 2025 года организации и ИП на УСН и самозанятые ИП могут перейти на АУСН с 1-го числа любого месяца, подав уведомление до конца предыдущего месяца.
На заметку: подробно о переходе на АУСН Вы можете прочитать в Типовой ситуации в СПС КонсультантПлюс.
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ПСН и УСН: Минфин разъяснил важные вопросы учета доходов при их совмещении
Риски: при совмещении ПСН и УСН доходы, полученные по ПСН после окончания срока действия патента, облагаются в рамках УСН. Доход от услуг, оказанных в период применения УСН, но поступивший в период действия патента, также учитывается в составе доходов в целях УСН.
ИП могут совмещать патентную систему налогообложения (ПСН) с другими режимами, включая УСН. Перейти с УСН на ПСН по одному или нескольким видам деятельности можно в любое время – в середине года или с начала следующего. Отказываться от УСН не нужно (Письмо ФНС от 10.12.2021 N СД-4-3/17292@).
В Письме от 16.12.2024 N 03-11-11/126750 Минфин России разъяснил особенности учета доходов, полученных от предпринимательской деятельности, осуществляемой ИП, совмещающим УСН и ПСН.
Так, в случае совмещения ПСН и УСН доходы, полученные по ПСН после окончания срока действия патента, облагаются в рамках УСН.
Вместе с тем при получении после перехода на ПСН денег за услуги, оказанные при применении УСН, сумма такой оплаты, по мнению Минфина, также учитывается в рамках УСН.
На заметку: ИП, совмещающий УСН и ПСН, обязан вести раздельный учет доходов и расходов по каждому режиму.
Подробнее узнать об учете доходов можно в Готовом решении: Как совмещать УСН и ПСН СПС КонсультантПлюс.
Как МСП на УСН учитывать полученные субсидии: отвечает Минфин
Риски: порядок учета субсидий при УСН зависит от целей, на которые они предоставлены. Субсидии на компенсацию ущерба и поддержку МСП, не указанные в ст. 270 НК РФ, учитываются в доходах на дату их получения.
Возможности: субсидии по Федеральному закону о развитии МСП учитываются пропорционально расходам в течение двух налоговых периодов.
В Письме от 19.12.2024 N 03-11-11/129413 Минфин России разъяснил порядок учета субсидий, полученных субъектами МСП, применяющими УСН.
Ведомство напоминает, что при применении УСН объектом налогообложения являются доходы, определяемые согласно п. 1 и п. 2 ст. 248 НК РФ. Это доходы от реализации и внереализационные доходы. По общему правилу полученные субсидии учитываются в доходах на дату получения (подп. 2 п. 1 ст. 248, ст. 250, п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Учет субсидий на компенсацию ущерба и поддержку МСП
Некоторые доходы не учитываются при расчете налога, например субсидии на возмещение расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. Минфин указывает, что расходы на компенсацию ущерба МСП и на достижение результата по программам поддержки МСП не указаны в ст. 270 НК РФ. Следовательно, субсидии, полученные на возмещение таких расходов, учитываются в составе доходов при УСН.
Особенности учета субсидий по Федеральному закону о развитии МСП
Субсидии, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», учитываются пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этих средств, в течение двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных субсидий превышает сумму фактически осуществленных расходов, разница полностью учитывается в доходах этого налогового периода. Данная норма закреплена в п. 1 ст. 346.17 НК РФ.
На заметку: особый порядок учета действует также в отношении следующих субсидий:
– целевое финансирование (поступления) (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ);
– выплаты на содействие самозанятости безработных (п. 1 ст. 346.17 НК РФ);
– финансовая поддержка по сертификатам на привлечение трудовых ресурсов. Получение данной субсидии было возможно до 1 января 2025 года в соответствии со ст. 22.2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Подробнее разобраться с особенностями учета субсидий при применении УСН поможет Готовое решение в СПС КонсультантПлюс.
ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ
Риски: при отсутствии других оснований ООО должно провести обязательный аудит отчетности за 2024 год, если его налоговые доходы за 2023 год больше 800 млн руб. либо сумма активов на 31 декабря 2023 года больше 400 млн руб. Установлены штрафы за непредставление аудиторского заключения в налоговые органы и за неразмещение сведений о нем на федресурсе.
Обычные ООО обязаны в 2025 году провести аудит отчетности за 2024 год в двух случаях:
- либо налоговые доходы за 2023 год больше 800 млн руб. (сумма строк 010 и 020 Листа 02 декларации по налогу на прибыль),
- либо сумма активов на 31 декабря 2023 года больше 400 млн руб. (строка 1600 баланса).
Обязательный аудит проводит аудиторская организация, включенная в реестр. Аудиторское заключение должно быть готово до 31 декабря года, следующего за отчетным (ст. 5, 19 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).
Аудиторское заключение сдается в налоговую инспекцию в электронном виде вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. Заключение, которое к этому моменту еще не готово, надо сдать не позднее 10 рабочих дней со дня его подписания, но не позднее 31 декабря (ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Сведения об аудиторском заключении не позднее трех рабочих дней после подписания надо разместить на федресурсе. Для этого надо скачать с сайта необходимое ПО и заполнить в личном кабинете специальную форму, используя электронную подпись. Другой вариант – обратиться к нотариусу, он сам подпишет сообщение и разместит на федресурсе. Размещение сведений платное (пп. 7, 9 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В статистику аудиторское заключение сдавать не надо.
Штрафы
Отдельного штрафа за непроведение обязательного аудита нет, но за непредставление в срок аудиторского заключения в ИФНС организацию могут оштрафовать на сумму до 5 000 руб. Штраф для должностного лица – до 500 руб., а если нет аудиторских заключений за прошлые годы – до 10 000 руб. (ст. 4.1.2, 15.11, 19.7 КоАП РФ).
За неразмещение сведений об аудиторском заключении на федресурсе предусмотрен штраф для должностного лица – от 5 000 до 10 000 руб., а за несвоевременное размещение – 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ).
На заметку: полный перечень случаев обязательного аудита смотрите в Справочной информации: «Обязательный аудит» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс).