Маркировка товаров: что учесть участникам оборота с 1 марта 2025 года

Риски: с 1 марта 2025 года вступили в силу новые требования о маркировке товаров — введена обязательная маркировка новых товарных позиций, стартовала регистрация в системе маркировки участников оборота ряда товаров, действует требование о фиксации операций по обороту некоторых товаров и их реализации потребителю.
Возможности: для упакованной воды, произведенной по 28 февраля 2025 года включительно, сохранена возможность передачи оператору системы «Честный знак» сведений об обороте/выводе из оборота в рамках объемно-сортового учета.

В Информации Минпромторга от 01.03.2025 сообщается, что с 1 марта 2025 года вступили в силу новые требования о маркировке товаров.
В частности, с указанной даты:

  1. 1. Введена обязательная маркировка новых товарных позиций:

– консервированная продукция из мяса, мясных субпродуктов, овощей, фруктов, грибов и ягод;

– влажные корма для животных;

– медицинские перчатки;

– дезинфицирующие средства для поверхностей;

– детская одежда, чулочно-носочные изделия, нижнее белье и иные товары легкой промышленности, ранее не подлежащие маркировке;

– дополнительные виды БАДов и кожных антисептиков.

  1. Запущена регистрация в системе маркировки участников оборота бакалейной продукции, автомобильных жидкостей, косметики и бытовой химии (обязательные требования по нанесению маркировки на данную продукцию будут вступать в силу поэтапно в течение 2025 года).
  2. Для отдельных товарных групп необходимо фиксировать операции по обороту товаров и их реализации потребителю (например, ветеринарных препаратов (только розничная продажа), технических средств реабилитации и медицинских перчаток, а также пивоваренной продукции в кегах при выбытии по причинам, не связанным с розничной реализацией).
  3. 4. Введены требования по поэкземплярному учету по всей товаропроводящей цепи для пивоваренной продукции и слабоалкогольных напитков в кегах, упакованной воды, велотоваров и маркированных предметов одежды третьей волны легпрома.
  4. Расширяется действие «запретительного режима» работы ККТ. В режиме онлайн-проверки должна осуществляться продажа медицинских изделий, в том числе кресел-колясок. При этом в отношении данных товаров, а также табачной продукции, молочной продукции, упакованной воды, пивоваренной продукции и слабоалкогольных напитков, духов, БАДов, обуви, товаров легкой промышленности, фототоваров, шин, антисептиков и дезинфицирующих средств становятся обязательными и офлайн-проверки.

Кроме того, с 1 марта  2025 года вступят в силу изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 28.02.2025 N 245 в Правила маркировки упакованной воды средствами идентификации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05. 2021 N 841. Установлено, что для продукции, произведенной по 28 февраля 2025 года включительно, сохранена возможность представления оператору Системы «Честный знак» сведений о кодах идентификации, кодах идентификации групповых упаковок, кодах идентификации транспортных упаковок при вводе в оборот упакованной воды и информации о количестве единиц потребительских упаковок упакованной воды по каждому коду товара в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на данную продукцию, а также в рамках договоров комиссии, агентских договоров.

На заметку: разобраться в обязанностях маркировки товаров поможет Готовое решение: Как проводится обязательная маркировка товаров в СПС КонсультантПлюс.

Быть в курсе изменений в сфере маркировки и торговли поможет Обзор: «Основные изменения законодательства в сфере торговли и защиты прав потребителей в 2025 году» в СПС КонсультантПлюс.

 

Эксперимент «Старт бизнеса онлайн» продлен по 1 марта 2026 года

Возможности: эксперимент «Старт бизнеса онлайн» позволяет физлицам при регистрации в качестве ИП, а также тем, кто решил создать ООО с единственным учредителем, быстро и удобно открыть свое дело, а именно – дистанционно подать документы в ФНС России на госрегистрацию, оформить квалифицированный сертификат проверки электронной подписи, открыть счет в банке.

Постановлением Правительства РФ от 01.03.2025 N 248 эксперимент по предоставлению комплексного сервиса «Старт бизнеса онлайн» продлен по 1 марта 2026 года (ранее срок был установлен по 1 марта 2025 года). Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 13.02.2024 N 144.

Также с 6 до 18 месяцев увеличен срок, в течение которого ФНС России осуществляет предварительную оценку результатов эксперимента и представляет соответствующий доклад в Правительство РФ с предложениями о развитии применения реализованных технических решений.

С помощью сервиса «Старт бизнеса онлайн» на сайте ФНС России можно за один день в рамках единого процесса зарегистрировать бизнес в электронном виде, дистанционно открыть счет в банке и получить электронную подпись, что позволит сэкономить время и деньги будущего ИП или единственного учредителя – физлица ООО. За счет биометрии все необходимые процедуры проводятся полностью дистанционно.

Для получения электронной подписи заявителю необходимо пройти идентификацию через Портал госуслуг и Единую систему идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных. Зарегистрировать биометрию можно в одном из 13 тысяч отделений банков.

Координатором эксперимента является ФНС России. Требования к порядку предоставления комплексного сервиса «Старт бизнеса онлайн» утверждены Приказом ФНС России от 01.03.2024 N ЕД-7-14/169@. Постановление Правительства РФ от 01.03.2025 N 248 вступило в силу 4 марта 2025 года.

 

ФАС сообщила, что торговым сетям необходимо пересмотреть договоры поставки в связи с изменениями законодательства

Риски: с 1 марта 2025 года торговые организации должны оплачивать продовольственные товары с небольшим сроком годности по новым правилам, поэтому в договорах с электронным документооборотом необходимо предусмотреть новые сроки оплаты товаров.
Возможности: в случае если электронный документооборот не предусмотрен, торговым сетям рекомендовано рассмотреть возможность включить в договоры пункт о сокращенных сроках оплаты для товаров со сроком годности 5 и менее дней.

В Информации ФАС России от 01.03.2025 сообщается, что с 1 марта 2025 года вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2024 N 301-ФЗ, направленный на сокращение срока оплаты товаров торговыми сетями. Ведомство отмечает, что ранее торговые сети должны были оплачивать поставленные продукты со сроком годности менее 10 дней не позднее, чем через 8 рабочих дней с момента их получения. Указанным Федеральным законом предельный срок оплаты продовольственных товаров со сроком годности 5 и менее дней в случае, если в договоре поставки предусмотрен электронный документооборот, сокращен до 4 рабочих дней.

В связи с этим ФАС России обращает внимание торговых сетей на то, что в договорах с электронным документооборотом целесообразно предусмотреть новые сроки оплаты товаров, а в случае если электронный документооборот не предусмотрен, рекомендуется рассмотреть возможность включить в договоры этот пункт.

На заметку: оставаться в курсе основных изменений в области торговых поставок могут помочь Обзор: «Основные изменения законодательства в сфере торговли и защиты прав потребителей в 2025 году» и Последние изменения: Договор поставки в СПС КонсультантПлюс.

 

Уточнен порядок использования транспорта юридических и физических лиц при введении режима КТО

Риски: с 28 февраля 2025 года на территории и объектах, на которых введен режим контртеррористической операции, для обеспечения мероприятий по борьбе с терроризмом возможно использование не только транспортных, но и самоходных машин, принадлежащих организациям или физическим лицам (в неотложных случаях).

Федеральным законом от 28.02.2025 N 16-ФЗ в п. 5 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» внесены изменения, направленные на уточнение порядка использования транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, при введенном режиме контртеррористической операции (КТО).

Уточняется, что на территориях и объектах, на которых введен правовой режим КТО, на период проведения КТО для обеспечения мероприятий по борьбе с терроризмом допускается использование транспортных средств и самоходных машин, принадлежащих:

  • организациям независимо от форм собственности (исключение – дипломатические представительства, консульские и иные учреждения иностранных государств и международных организаций),
  • физлицам (только в неотложных случаях).

Отметим, что ранее в указанных целях предусматривалось использование только транспортных средств.

Также ранее было установлено, что транспортные средства организаций и физлиц при введении КТО используются для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении теракта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей.

Изменения вступили в силу 28 февраля 2025 года.

На заметку: расходы, связанные с использованием при проведении КТО транспортных средств и (или) самоходных машин, принадлежащих организациям или физлицам, возмещаются владельцу транспортного средства путем выплаты ему денежных средств федеральным органом исполнительной власти, представитель которого использовал транспортное средство при проведении КТО. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств и (или) самоходных машин, определен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2008 N 278.

 

Адрес массовой регистрации юрлиц с 14 марта 2025 года не является основанием для проведения проверки

Возможности: ФНС России с 14 марта 2025 года не будет проверять на достоверность информацию об адресе юрлица при подаче документов для его внесения в ЕГРЮЛ, если указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юрлиц.

Приказом ФНС России от 10.12.2024 N ЕД-7-14/1119@ внесены изменения в Основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, утвержденные Приказом ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@.

Согласно данным поправкам из Оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений исключена норма, в соответствии с которой проверка достоверности сведений проводилась в случае, если адрес юрлица в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юрлиц. Однако следует обратить внимание, что у ФНС России остаются иные инструменты проверки достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ, в частности ее сотрудники вправе:

– осуществить осмотр недвижимости, чтобы проверить, что юрлицо находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ;

направить запрос в органы власти, юрлицам, нотариусам, иным лицам.

Приказ ФНС России от 10.12.2024 N ЕД-7-14/1119@ вступает в силу 14 марта 2025 года.

На заметку: в каком порядке в ЕГРЮЛ может быть внесена запись о недостоверности сведений о юрлице, содержащихся в ЕГРЮЛ, можно узнать в ответе на Вопрос: В каком порядке в ЕГРЮЛ может быть внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице? в СПС КонсультантПлюс.

О требованиях, установленных к составлению протокола осмотра объекта недвижимости, читайте в Готовом решении: Какие требования установлены к составлению протокола осмотра объекта недвижимости при проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в СПС КонсультантПлюс.

 

Когда налоговые органы могут выступить инициаторами банкротства

Риски: налоговые органы могут инициировать банкротство физлиц, ИП или организаций при наличии просроченной налоговой задолженности в размере более 500 тыс. руб. для физлиц и ИП или 2 млн руб. для организаций сроком более трех месяцев.
Возможности: налогоплательщики имеют возможность обратиться за помощью в ФНС и попытаться урегулировать задолженность на Площадке реструктуризации долга в досудебном порядке.

ФНС России обладает правом инициировать процедуры банкротства как физических, так и юридических лиц, а также ИП. Это право закреплено в Постановлении Правительства РФ от 29.05.2004 N 257, где ФНС определяется как уполномоченный орган, представляющий требования об уплате обязательных платежей в делах о банкротстве.

Однако налоговая служба не может произвольно инициировать банкротство. Существуют четко установленные условия:

– должник должен иметь просроченную налоговую задолженность более трех месяцев.

– размер долга должен превышать определенную сумму: 500 тыс. руб. для физических лиц и ИП и 2 млн руб. для юридических лиц.

Заявление о банкротстве налоговый орган может подать не ранее чем через 30 дней после принятия решения о взыскании задолженности со счетов налогоплательщика или через 30 дней после отправки налоговых уведомлений о задолженности.

Для налогоплательщиков, испытывающих финансовые трудности и стремящихся избежать банкротства, ФНС предлагает помощь (Информация ФНС от 03.03.2025).

Специализированные центры компетенции оказывают содействие субъектам бизнеса в реструктуризации долга. На специальной Площадке реструктуризации долга должники и кредиторы могут найти компромиссное решение и получить квалифицированную помощь в рамках согласительных процедур. Это позволяет избежать крайних мер, таких как банкротство, и найти пути урегулирования задолженности.

На заметку: избежать банкротства можно путем реструктуризации долга, например в виде рассрочки или отсрочки платежа. На уплату каких сумм можно получить отсрочку или рассрочку, рассказано в Готовом решении: Как организации получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов и страховых взносов (КонсультантПлюс, 2025).

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Как будут штрафовать операторов персональных данных с 30 мая 2025 года? Какие новые штрафы появятся?

Риски: с 30 мая 2025 года значительно ужесточена ответственность за нарушения в области персональных данных – увеличены суммы штрафов, появились новые составы нарушений, введены новые особенности привлечения к ответственности за нарушения в сфере персданных.

С 30 мая 2025 года штрафы для операторов персональных данных вырастут, введут новые составы правонарушений, штрафы за повторные утечки персональных данных будут зависеть от размера выручки (Федеральный закон от 30.11.2024 N 420-ФЗ). Опишем новшества в таблице.

Норма КоАП РФ Описание нарушения Примеры нарушения Административное наказание Примечание
Части 1, 1.1 ст. 13.11 Обработка персональных данных в случаях, которые не предусмотрены законом.

 

Обработка персональных данных, которая несовместима с целями их сбора

Вы обрабатываете данные, полученные из соцсетей (например, ВКонтакте), считая их общедоступными Для организации 1

штраф 60 000 – 100 000 руб.;

для должностного лица/ИП 2

штраф 10 000 – 20 000 руб.

Повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, повлечет

для организации 3 штраф 100 000 – 300 000 руб.;

для должностного лица – штраф 20 000 – 50 000 руб.;

для ИП – штраф 50 000 – 100 000 руб. (ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

С 30 мая 2025 года

для организации – штраф 150 000 – 300 000 руб.;

для должностного лица, ИП 2 – штраф 50 000 – 100 000 руб.

За повторное нарушение

для организации, ИП – 300 000 – 500 000 руб.;

для должностного лица – 100 000 – 200 000 руб.

(ч. 1, 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2024 N 420-ФЗ)

Ответственность по данной норме возможна, если нарушение не связано с обработкой данных без согласия физлица либо с тем, что согласие оформлено ненадлежащим образом. В этих случаях привлекают к ответственности по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ.

Для физлиц дополнительно: не должно быть состава преступления в соответствии с УК РФ.

С 30 мая 2025 года к ответственности по этой норме не привлекут и в случаях, предусмотренных ч. 1118 ст. 13.11 КоАП РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2024 N 420-ФЗ (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2024 N 420-ФЗ)

  1. Если организация является СОНКО или малым предприятием, в том числе микропредприятием, и включена в соответствующий реестр по состоянию на момент совершения правонарушения, то штраф назначается в размере от половины минимальной величины до половины максимальной величины штрафа, предусмотренного данной нормой для организации, либо в размере половины такого штрафа, если его величина фиксированная. При этом штраф не может быть меньше минимального размера штрафа, установленного нормой для должностного лица (ч. 2, 3 ст. 4.1.2 КоАП РФ).
  2. ИП несут ответственность как должностные лица, если КоАП РФ для них не предусмотрено иное наказание (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
  3. Если организация является СОНКО или малым предприятием, в том числе микропредприятием, и включена в соответствующий реестр по состоянию на момент совершения правонарушения, то штраф назначается в размере, предусмотренном данной нормой для ИП (ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ).

 

С 30 мая 2025 года появятся специальные составы нарушений:

Норма КоАП РФ Описание нарушения Примеры нарушения Административное наказание
Часть 12 ст. 13.11 КоАП РФ, Действия (бездействие) повлекли неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ):  

– персональных данных от 1 тыс. до 10 тыс. субъектов и (или) от 10 тыс. до 100 тыс. идентификаторов;

Вы допустили утечку персональных данных ваших клиентов от 1 тыс. человек Для организации, ИП – штраф 3 000 000 – 5 000 000 руб.;

для должностного лица – штраф 200 000 – 400 000 руб.

Часть 13 ст. 13.11 КоАП РФ, – персональных данных от 10 тыс. до 100 тыс. субъектов и (или) от 100 тыс. до 1 млн идентификаторов; Для организации, ИП – штраф 5 000 000 – 10 000 000 руб.;

для должностного лица – штраф 300 000 – 500 000 руб.

Часть 14 ст. 13.11 КоАП РФ – персональных данных более 100 тыс. субъектов и (или) более 1 млн идентификаторов Для организации, ИП – штраф 10 000 000 – 15 000 000 руб.;

для должностного лица штраф 400 000 – 600 000 руб.

Часть 16 ст. 13.11 КоАП РФ Действия (бездействие) повлекли неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) персональных данных спецкатегорий Вы допустили утечку персональных данных спецкатегорий Для организации, ИП – штраф 10 000 000 – 15 000 000 руб.;

для должностного лица – штраф 1 000 000 – 1 300 000 руб.

Часть 17 ст. 13.11 КоАП РФ Действия (бездействие) повлекли неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) биометрических персональных данных Вы допустили утечку биометрических персональных данных Для организации, ИП – штраф 15 000 000 – 20 000 000 руб.;

для должностного лица – штраф 1 300 000 – 1 500 000 руб.

Часть 15 ст. 13.11 КоАП РФ Действия (бездействие) повлекли неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) персональных данных от 1 тыс. субъектов и (или) от 10 тыс. идентификаторов (кроме данных спецкатегории или биометрических персональных данных) лицом, которое уже было наказано за утечку персональных данных Вы допустили утечку персональных данных (кроме данных спецкатегории, биометрических персональных данных) от 1 тыс. человек и ранее были наказаны за утечку персональных данных Для организации, ИП – штраф 1%–3% от выручки (размера собственных средств (капитала) кредитной организации), рассчитанной по установленным правилам, но не менее 20 000 000 руб. и не более 500 000 000 руб.;

для должностного лица – штраф 800 000 – 1 200 000 руб.

Часть 18 ст. 13.11 КоАП РФ Действия (бездействие) повлекли неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) данных спецкатегории или биометрических персональных данных лицом, которое уже было наказано за утечку персональных данных Вы допустили утечку персональных данных спецкатегории или биометрических персональных данных и ранее были наказаны за утечку персональных данных Для организации, ИП – штраф 1–3% от выручки (размера собственных средств (капитала) кредитной организации), рассчитанной по установленным правилам, но не менее 25 000 000 руб. и не более 500 000 000 руб.;

для должностного лица – штраф 1 500 000 – 2 000 000 руб.

Часть 2 ст. 13.11.3 КоАП РФ 1. Нарушен Порядок обработки биометрических персональных данных в ЕБС.

2. Нарушен Порядок обработки биометрических персональных данных, векторов ЕБС в информсистемах госорганов, Банка России, организаций.

3. Нарушены Требования к информационным технологиям и техническим средствам, которые предназначены для обработки биометрических персональных данных, векторов ЕБС в целях проведения идентификации и (или) аутентификации

Вы незаконно храните биометрические персональные данные в информсистеме Для организаций – штраф 500 000 – 1 000 000 руб.;

для должностных лиц, ИП 2 – штраф 100 000 – 300 000 руб.

Часть 3 ст. 13.11.3 КоАП РФ Не приняты организационные и технические меры по обеспечению безопасности биометрических персональных данных:

  • при обработке в ЕБС, ее взаимодействии с иными информационными системами;
  • при обработке в иных информационных системах, обеспечивающих аутентификацию с использованием биометрических персональных данных
Вы обрабатываете биометрические персональные данные в информсистеме и для обеспечения их безопасности не приняли меры, например, по антивирусной защите данных Для организаций – штраф 1 000 000 – 1 500 000 руб.;

для должностных лиц, ИП 2 – штраф 300 000 – 500 000 руб.

Часть 4 ст. 13.11.3 КоАП РФ Обработка биометрических персональных данных, векторов ЕБС для аутентификации физлиц в информсистемах госорганов, организаций, Банка России, когда аккредитации нет либо она приостановлена или прекращена Вы обрабатываете биометрические персональные данные в специальной информсистеме организации, не имея аккредитации Для организаций – штраф 1 000 000 – 2 000 000 руб.;

для должностных лиц, ИП 2 – штраф 500 000 – 1 000 000 руб.

Помимо ответственности за нарушения требований в сфере персональных данных, предусмотрена и ответственность за невыполнение обязанностей при взаимодействии с Роскомнадзором (его должностными лицами).

С 30 мая 2025 года появятся специальные составы нарушений.

Норма КоАП РФ Описание нарушения Примеры нарушения Административное наказание
Часть 10 ст. 13.11 КоАП РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2024 N 420-ФЗ Неуведомление (несвоевременное уведомление) Роскомнадзора о намерении осуществлять обработку персональных данных Вы не сообщили Роскомнадзору о намерении осуществлять обработку персональных данных Для организации, ИП – штраф 100 000 – 300 000 руб.;

для должностного лица – штраф 30 000 – 50 000 руб.

Часть 11 ст. 13.11 КоАП РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2024 N 420-ФЗ Неуведомление (несвоевременное уведомление) Роскомнадзора о неправомерной или случайной передаче (предоставлении, распространении, доступе) персональных данных, которая нарушает права субъектов этих данных Вы не сообщили Роскомнадзору об утечке персональных данных Для организации, ИП – штраф 1 000 000 – 3 000 000 руб.;

для должностного лица – штраф 400 000 – 800 000 руб.