Вопрос: должно ли бюджетное учреждение инициировать возврат в бюджет целевой субсидии, если для достижения поставленных перед ним задач оно вынуждено было расторгнуть один контракт об исполнении услуг и заключить другой с иным подрядчиком? Важно, что в решении о выделении бюджетных средств прописаны мероприятия, подлежащие исполнению, и цели, которые необходимо достичь. «Привязки» к конкретному контракту задание не содержит.

В ответ на Ваш вопрос сообщаем:

Нормативно-правовая документация не обязывает бюджетные учреждения возвращать в доход бюджета возвраты авансов текущего года, произведенные за счет целевой субсидии.

Вместе с тем, сумму поступившей дебиторской задолженности прошлых лет перечислите в доход бюджета, если она образовалась за счет средств целевых субсидий или субсидий на капитальное строительство (п. 2 Общих требований к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий).

Бюджетное учреждение должно вернуть остатки субсидии на иные цели в следующих случаях:

  • если не полностью использовали субсидию и дальнейшая потребность в ней отсутствует. Сделать это нужно в срок, указанный в соглашении на предоставление субсидии.

Если же у вас есть потребность использовать остатки субсидии в очередном финансовом году и учредитель ее подтвердит, то остатки можно будет использовать на те же цели, на которые была предоставлена субсидия.

Основание — ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ,  Письма Минфина России от 30.12.2015 N 02-01-10/77759, от 21.05.2015 N 02-03-10/29345, от 27.03.2014 N 02-03-09/13601;

  • если при проверке орган, предоставивший субсидию (орган государственного (муниципального) финансового контроля), выявил нарушения целей и условий выделения субсидий, а также если не достигнуты результаты (иные показатели) предоставления субсидии. Порядок и сроки возврата определяются нормативным правовым актом (муниципальным правовым актом), устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели (пп. «г», «д» п. 7 Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 N 203).

При этом каждый учредитель бюджетного учреждения самостоятельно устанавливает правила по возврату остатков прошлых лет целевых субсидий. Так, например, в Приказе комитета по культуре и туризму Ленинградской области от 29.12.2021 N 01-03/21-18 (ред. от 05.05.2022) «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий государственным бюджетным учреждениям, подведомственным комитету по культуре и туризму Ленинградской области, на иные цели и признании утратившими силу отдельных приказов комитета по культуре Ленинградской области и комитета по культуре и туризму Ленинградской области» установлено, что:

«6.5. При наличии потребности в использовании остатков субсидии прошлого отчетного периода учреждения в срок до 15 января года, следующего за годом предоставления субсидии, представляют в комитет:

сведения об остатках субсидий по состоянию на 1 января очередного финансового года по форме согласно приложению N 3 к настоящему порядку;

пояснительную записку об использовании средств с указанием причин образования остатков субсидии;

цели и направления использования остатков;

сведения (расчеты) об объемах неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являлись целевые средства, с приложением копий подтверждающих документов:

контрактов, договоров, подтверждающих возникновение соответствующих обязательств;

документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг, поставку товаров) по соответствующему контракту (договору).

6.7. Комитет в срок до 1 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, уведомляет учреждения о принятии решения о подтверждении потребности в использовании остатков субсидии или возврате неиспользованных остатков в областной бюджет Ленинградской области по форме согласно приложению N 4 к настоящему порядку.»

Таким образом, если речь идет об остатках субсидии на иные цели прошлых лет, образовавшихся из-за возврата  аванса, то обратитесь к Вашему учредителю, чтобы получить его решение о подтверждении потребности в использовании остатков субсидии или возврате неиспользованных остатков в бюджет.

В зависимости от решения учредителя отражают следующие проводки:

Содержание операций Дебет Кредит Обоснование  
Начислена задолженность по возврату в бюджет остатков субсидии на иные цели, потребность в которых либо не нужно подтверждать, либо необходимо подтвердить при наличии принятых и неисполненных обязательств 5 401 4X 152 1,

5 401 4X 162 1

5 303 05 731 Пункты 131, 158 Инструкции N 174н  
Отражено уменьшение (уточнение) задолженности по возврату в бюджет остатков неиспользованной целевой субсидии при подтверждении потребности и наличии принятых и неисполненных обязательств 5 303 05 831 5 401 4X 152 1,

5 401 4X 162 1

Пункты 133, 158 Инструкции N 174н  
Перечислен в бюджет остаток неиспользованных средств субсидии на иные цели в случае недостижения целевых показателей и (или) до того, как учредитель принял решение о подтверждении потребности в этих средствах 5 303 05 831 5 201 11 610 2 Пункт 133 Инструкции N 174н, п. 367 Инструкции N 157н.

 

 
    1 Применяется соответствующий код вида синтетического счета.

2 Одновременно производится запись по забалансовому счету 18.