Чем может быть полезен Портал предоставления мер финансовой государственной поддержки бизнеса
Возможности: подписка на уведомления о появлении новых мер поддержки на Портале предоставления мер финансовой государственной поддержки бизнеса позволит не пропустить новые отборы по предоставлению грантов, субсидий и иных мер поддержки по интересующим направлениям.
В Информации Минфина России от 30.01.2025 сообщается о работе Портала предоставления мер финансовой государственной поддержки бизнеса.
Данный Портал является оцифрованной базой всех субсидий и грантов, которые предоставляются для поддержки бизнеса на условиях отбора. В частности, на нем размещаются гранты и субсидии, предоставляемые из федерального бюджета, а также из региональных и муниципальных бюджетов. Отборы нацелены на поддержку разных отраслей, например, транспортной сферы, сельского хозяйства, науки, спорта и культуры и пр.
Ведомство разъясняет, что на данном Портале предприниматели также могут подать заявку на оказание социальных услуг гражданам за счет государства. Отборы проводятся в таких сферах, как социальная защита, здравоохранение, образование, занятость населения, физическая культура, спорт и туризм.
Отборы ведутся как в формате конкурса с привлечением конкурсных комиссий и экспертов, так и в ускоренном формате запроса предложений. Способ отбора зависит от характера самой меры поддержки.
На портале также имеется возможность базового проактивного подбора подходящей субсидии исходя из данных профиля ЕГРЮЛ (ЕГРИП) предпринимателя по видам его деятельности, что позволит сэкономить время на поиск нужного отбора для участия.
Для того чтобы не пропустить новые отборы, можно подписаться на уведомления о появлении новых мер поддержки для развития бизнеса по интересующим направлениям.
Возможности: микропредприятия, работающие в сфере строительства, складского хозяйства, гостиничного бизнеса, аренды и лизинга, а также санаторно-курортных услуг, смогут брать кредиты без ограничения применения плавающей ставки.
Федеральным законом от 22.06.2024 N 151-ФЗ по договорам займа, заключаемым с 2 сентября 2024 года, было введено ограничение на использование плавающей ставки, вместе с тем Правительство РФ было наделено правом определить отрасли, на которые не будут распространяться такие ограничения.
Распоряжением Правительства РФ от 03.02.2025 N 196-р утвержден Перечень отраслей (видов экономической деятельности микропредприятий) для целей неприменения положений законодательства об ограничении применения плавающих ставок к договорам займа, заключенным с таким заемщиком.
В указанный Перечень включены:
- строительство зданий,
- строительство инженерных сооружений,
- работы строительные специализированные,
- складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность,
- деятельность по предоставлению мест для временного проживания,
- операции с недвижимым имуществом,
- деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа,
- аренда и лизинг,
- деятельность санаторно-курортных организаций.
Деятельность в соответствующей отрасли определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в выписке ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП.
Таким образом, если микропредприятие, осуществляющее данные виды деятельности, заключает кредитный договор (договор займа), то к такому договору не применяются ограничения, установленные положениями ч. 13, 15‒19 ст. 29 Федерального закона о банках и банковской деятельности, пп. 1, 3‒7 ст. 40.5 Федерального закона о сельскохозяйственной кооперации, ч. 1, 3‒7 ст. 4.2 Федерального закона о кредитной кооперации, ч. 1, 3‒7 ст. 12.2 Федерального закона о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях.
Конституционный Суд РФ представил Обзор практики за 2024 год
Возможности: разъяснения КС РФ по вопросам применения отдельных положений законодательства способствуют их единообразному применению, а также корректировке работы специалистов, участвующих в судебных разбирательствах.
В «Обзоре практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2024 год» содержатся постановления и наиболее важные определения (всего – 100), которые могут оказывать воздействие на правоприменительную практику.
Приведем наиболее интересные выводы КС РФ, содержащиеся в указанном Обзоре.
- В случае выявления административного правонарушения в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры, должна предоставляться предусмотренная положением части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ возможность льготной (в половинном размере) уплаты административного штрафа.
- В ситуации, когда в протоколе об административном правонарушении нет подписи составившего его должностного лица, дело будет рассматриваться дальше, а не прекращаться ввиду отсутствия состава правонарушения. Судья, выявивший отсутствие подписи, должен вызывать в судебное заседание такое должностное лицо в целях подтверждения составления им соответствующего протокола и дальнейшего рассмотрения дела.
- Суд, рассматривающий административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности, обязан проверить соблюдение налоговым органом не только шестимесячного срока на подачу соответствующего иска, исчисляемого с момента отмены судебного приказа о взыскании той же задолженности после поступления возражений налогоплательщика, но и шестимесячного срока на обращение за вынесением такого судебного приказа, а также наличие оснований для их восстановления.
- В случаях, указанных в положениях ТК ЕАЭС и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», таможенный представитель освобождается от несения им при совершении от имени декларанта таможенных операций солидарной обязанности с таким декларантом по уплате таможенных платежей, если докажет, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, и это будет установлено решением суда или таможенного органа.
- При отказе работника от продолжения работы на ином рабочем месте, расположенном в другой местности, его увольнение при отсутствии у работодателя возможности предоставить ему другую работу в той же местности (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья, должно осуществляться по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), с предоставлением работнику соответствующих гарантий.
- Если в договоре поручительства срок, на который оно дано, не установлен, то непредъявление к поручителю иска в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства, не превышающего 500 тыс. руб., в случаях, когда соответствующее требование в течение этого годичного срока было предъявлено в порядке приказного производства, но выданный судебный приказ по истечении этого годичного срока был отменен при поступлении возражений поручителя, не может рассматриваться в качестве основания прекращения поручительства.
- Взыскатель или должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм в срок, не превышающий одного года со дня исполнения должником судебного акта. По заявлению взыскателя или должника этот срок может быть восстановлен судом, если он был пропущен по уважительным причинам.
- Если при посягательстве на деловую репутацию гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юрлица, одновременно нарушаются и его личные неимущественные права (честь, достоинство, деловая репутация в сфере, отличной от осуществления им предпринимательской деятельности), такой гражданин не лишен возможности использовать доступные ему способы защиты его личных неимущественных прав (включая компенсацию морального вреда) наряду с судебной защитой его деловой репутации как субъекта предпринимательской деятельности.
На заметку: подробнее о некоторых выводах КС РФ можно также прочесть в Обзоре «КС РФ обобщил свою практику за 2024 год» в СПС КонсультантПлюс.
Риски: с 14 февраля 2025 года в несколько раз увеличиваются штрафы за правонарушения в сфере производства и оборота табака и алкоголя, в том числе за продажу несовершеннолетним. С 1 сентября 2025 года вводится административная ответственность за реализацию несовершеннолетним опасных бытовых товаров с газом, например зажигалок.
Федеральным законом от 03.02.2025 N 1-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, предусматривающие ужесточение ответственности за нарушения при производстве и обороте табачной и алкогольной продукции.
В частности, с 14 февраля 2025 года:
- за реализацию несовершеннолетнему табачной продукции, например сигарет или вейпа, должностное лицо оштрафуют на сумму от 500 тыс. до 700 тыс. руб. (ранее от 150 тыс. до 300 тыс. руб.), а юрлицо – от 1,5 млн до 2 млн руб. (ранее от 400 тыс. до 600 тыс. руб.);
- за нарушение правил розничной торговли табачной и никотинсодержащей продукцией штраф для должностных лиц составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ранее от 5 тыс. до 10 тыс. руб.), для юрлиц – от 90 тыс. до 120 тыс. руб. (ранее от 30 тыс. до 50 тыс. руб.). Вводится ответственность за повторное правонарушение: должностное лицо оштрафуют на сумму от 50 тыс. до 90 тыс. руб., юрлицо – от 120 тыс. до 150 тыс. руб.;
- за производство алкоголя, табачной и никотинсодержащей продукции (ее ввод в оборот) без маркировки штраф для должностных лиц составит от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (ранее – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.), для юрлиц – от 700 тыс. до 1 млн руб. (ранее – от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.) с конфискацией предметов административного правонарушения;
- за оборот алкогольной продукции или табачной и никотинсодержащей продукции без маркировки штраф для должностных лиц от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (ранее – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.), для юрлиц – от 1 млн руб. до 1, 5 млн руб. (ранее – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.) с конфискацией предметов административного правонарушения;
- за продажу насвая, снюса и иной никотинсодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюханья, штраф для должностных лиц составит от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (ранее – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.), для юрлиц – от 1 млн до 1,5 млн руб. (ранее – от 100 тыс. до 150 тыс. руб.).
Помимо этого, Федеральным законом от 03.02.2025 N 2-ФЗ с 1 сентября 2025 года вводится ответственность за реализацию несовершеннолетнему опасных бытовых товаров с газом (например, зажигалок), перечень которых будет определен Правительством РФ. Должностное лицо оштрафуют на сумму от 500 тыс. до 700 тыс. руб., а юрлицо – от 1,5 млн до 2 млн руб.
На заметку: запрет на продажу несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения будет действовать с 1 марта 2025 года в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2024 N 438-ФЗ.
ВС РФ: налоговую реконструкцию по фиктивным договорам с самозанятыми применять нельзя
Риски: если в ходе налоговой проверки договоры с самозанятыми переквалифицируют в трудовые, то уменьшить доначисленный НДФЛ на сумму уплаченного НПД нельзя.
В практике налоговых споров часто возникают ситуации, когда налоговые органы обнаруживают фиктивные гражданско-правовые договоры (ГПД), заключенные с самозанятыми физическими лицами, фактически исполняющими трудовые обязанности. При выявлении такой схемы ГПД переквалифицируют в трудовой договор и работодателю доначисляют НДФЛ и страховые взносы с доходов, выплаченных физлицам.
В Определении от 03.02.2025 N 309-ЭС24-20306 ВС РФ отметил, что в таких случаях не может идти речь о налоговой реконструкции: при расчете НДФЛ нельзя учитывать суммы НПД, которые самозанятые физлица уплатили самостоятельно.
Правовое обоснование данной позиции заключается в следующем:
- Ответственность налогового агента: налоговый агент, который не исчислил, не удержал и не перечислил НДФЛ, обязан уплатить этот налог из своих средств. Это прямое следствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей.
- Запрет на уменьшение налоговой базы при злоупотреблении правом: НК РФ не допускает уменьшения налоговой базы и налога, если налогоплательщик умышленно искажал учет и отражал нереальные хозяйственные операции. В данном случае работодатель преднамеренно использовал фиктивные ГПД для минимизации налоговых обязательств.
Невозможность зачета переплаты НПД: переплата НПД находится в распоряжении самозанятых физических лиц и может быть возвращена только по их заявлениям. Поэтому такую переплату нельзя зачесть в счет уплаты НДФЛ.
ФНС обновила систему оценки финансово-хозяйственного состояния организаций и ИП
Возможности: с 10 февраля 2025 года применяется обновленная методика оценки финансово-хозяйственной деятельности, которая позволяет удостовериться в финансовой устойчивости любой компании или ИП, найти надежного партнера, имеющего стабильное финансовое состояние и благонадежную историю ведения бизнеса. Можно выбрать, по какому из двух шаблонов получить выписку с результатами оценки. В одном из шаблонов предусмотрена возможность выбора комбинации критериев исходя из целей, для которых выписка запрашивается.
В личном кабинете юрлица на сайте ФНС есть «Сервис оценки юридических лиц», в котором организации могут запросить выписку на себя с результатами оценки своей финансово-хозяйственной деятельности. Также сервис позволяет удостовериться в финансовой устойчивости любой компании и найти надежного партнера, имеющего стабильное финансовое состояние и благонадежную историю ведения бизнеса. Сервис оценки реализован в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом ФНС России от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@.
В целях получения более объективной и детализированной информации Приказом ФНС от 27.01.2025 N ЕД-7-31/49@ утверждена обновленная методика оценки финансово-хозяйственного состояния юридических лиц и ИП.
В частности, с 10 февраля 2025 года будут применяться дополнительные критерии, позволяющие более точно определить финансовое положение бизнеса. Например, оценивается факт отсутствия задолженности по обязательным платежам. Сумма задолженности не должна превышать 30 тыс. руб. на 1-е число каждого месяца оценки. Кроме того, введен дополнительный порог: задолженность не должна превышать одновременно 1% от общей величины чистых активов компании и 3 тыс. руб. на 1 января отчетного года.
Для удобства пользователей с 10 февраля 2025 года меняется формат выдачи результатов оценки финансово-хозяйственного состояния. Установлено два шаблона выписки:
– стандартный шаблон: содержит основной набор критериев и показателей;
– дополнительный шаблон: включает в себя как основной, так и дополнительный наборы критериев. Пользователи смогут выбирать комбинации критериев в соответствии с индивидуальными потребностями.
Ранее выбор ограничивался двумя вариантами выписок с разными наборами критериев.
Для индивидуальных предпринимателей утверждена отдельная методика оценки финансово-хозяйственного состояния. ИП смогут запросить выписку с результатами оценки на сайте ФНС аналогично юридическим лицам. В случае несогласия с результатами оценки ИП имеет возможность направить запрос о корректировке сведений через личный кабинет налогоплательщика ИП.