Вопрос: будет ли являться рекламой картинка мороженного на ценнике товара? то есть карточки с фото мороженного, которые выставляются на НТО можно ли признать рекламой или же это ценник с визуализацией товара?
В ответ на Ваш вопрос сообщаем:
Исходя из буквального толкования законодательства ценник с визуализацией товара (изображением товара) не может квалифицироваться как реклама.
Размещение на ценнике изображения, наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.) является исполнением продавцом обязанности по доведению до потребителя обязательной информации о товаре согласно Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Обоснование:
Реклама — это информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
Если информация, которую вы распространяете, не соответствует признакам п. 1 или п. 11 ст. 3 Закона о рекламе, рекламой ее признать нельзя. Законодательство о рекламе к такой информации не применяется. Такой вывод следует из ч. 1 ст. 2 Закона о рекламе. При этом распространение такой информации может подпадать под требования другого законодательства.
Так, не признается рекламой информация, которая указана в ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе, например:
- информация, которую вы обязаны раскрыть или распространить либо довести до потребителя в соответствии с федеральным законом (п. 2 ч. 2 ст. 2 названного Закона), а также информация, которая обязательна к размещению в силу обычая делового оборота (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58);
- объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе);
- политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума (п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе).
Информация (в том числе изображение товара), размещенная на ценнике товара, является информацией, обязательной к размещению, а также адресована определенному лицу, желающему приобрести указанный товар.
Ценник представляет собой бумажный или иной визуальный носитель информации, доступный для покупателей, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло. Ценник сопровождает образцы товаров, выставляемых на прилавках, витринах и тому подобном, и должен содержать информацию о наименовании товара, сорте (при наличии), цене за массу или единицу (штуку, метр и т.д.) товара (п. 179 разд. 2 ГОСТ Р 51303-2023, утв. Приказом Росстандарта от 30.06.2023 N 469-ст).
Продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.) (п. 3 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463).
Из-за специфики хранения товара его образец разместить рядом с ценником не представляется возможным, следовательно, для обеспечения должного информирования потребителя о внешнем виде товара, качественных характеристиках, стоимости ценник оформлен с визуализацией предлагаемого к покупке товара (размещено его изображение).
Как указал представитель ФАС в ответе (см. Вопрос: Можно ли рассматривать ценник в магазине как рекламу, обращенную к неопределенному кругу лиц и способствующую продвижению товара на рынке? (Консультация эксперта, ФАС РФ, 2008)) ценник определенного товара не может рассматриваться в качестве рекламы.