Возможности: ознакомиться с основными направлениями государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, которые будут использоваться как ориентир при подготовке НПА и других отраслевых документов.
Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2024 N 3386-р утверждены основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года, в целях повышения достоверности, своевременности и комплектности информации о деятельности экономических субъектов.
Основными направлениями являются:
- развитие системы стандартов бухгалтерского учета:
– создание к 2030 году базового комплекта федеральных стандартов бухгалтерского учета, в который должны войти как уже разработанные ФСБУ, так и новые (доходы, расходы, биологические активы, финансовые активы и обязательства);
– уточнение сферы обязательного составления консолидированной финансовой отчетности в целях соблюдения баланса интересов пользователей и затрат составителей.
- расширение функционала ГИРБО:
– включение в ресурс консолидированной финансовой отчетности, раскрываемой информации об устойчивости и промежуточной отчетности экономических субъектов;
– внедрение технологических решений для учета особенностей формирования отчетности, электронных аудиторских заключений, расширение инструментов контроля качества отчетности из ГИРБО.
- совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций:
– установление до 2030 года моратория на существенные изменения модели регулирования и контроля аудиторской деятельности;
– развитие практик оказания аудиторских услуг, в том числе консультирования, в случаях выпуска ценных бумаг и финансовых инструментов в иностранных юрисдикциях, по вопросам корпоративного управления зарубежными активами, а также налоговое и бухгалтерское сопровождение зарубежных активов, контролируемых иностранных инвестиций;
– расширение методической базы применения информационных технологий в аудиторских услугах и сфере закупок таких услуг.
План мероприятий по реализации этих направлений утвердит Минфин России в ближайшие три месяца.
Подробнее про планируемые действия, направленные на укрепление основ аудита, и будущие корректировки Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», изложено в Информационном сообщении Минфина России от 27.11.2024 N ИС-аудит-73.
На заметку: основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ, приведены в Справочной информации в СПС КонсультантПлюс.
Возможности: КС РФ постановил, что наличие у сотрудника работы по совместительству не должно лишать его выплат среднего заработка на время трудоустройства на основном месте работы при сокращении или ликвидации организации.
При сокращении работнику за первый месяц после увольнения выплачивается выходное пособие, а за второй и третий месяцы (четвертый, пятый и шестой, если работник работал на Крайнем Севере) выплачивается средний заработок на время трудоустройства, если работник не устроился на новую работу и предоставил заявление с соответствующими документами бывшему работодателю (ст. 178, 318 ТК РФ).
В Постановлении от 22.11.2024 N 54-П КС РФ рассмотрел ситуацию, в которой сокращенному работнику отказали в выплате среднего заработка на время трудоустройства, так как он продолжал работать по совместительству у другого работодателя.
Имея работу по совместительству, уволенный сотрудник не может быть признан безработным. При этом при увольнении с основного места работы, в том числе при ликвидации или по сокращению, работа по совместительству не становится основной автоматически без соглашения сторон. Увольнение с основной работы обычно приводит к утрате существенной части дохода, и наличие работы по совместительству не исключает необходимости поиска новой основной работы. Отказ в выплате среднего заработка части сокращенных работников, которые имеют работу по совместительству, не соответствует конституционному принципу равенства.
Таким образом, КС РФ указал, что наличие у сотрудника работы по совместительству не должно лишать его выплат на основном месте при сокращении или ликвидации организации.
КС РФ постановил внести соответствующие изменения в ч. 2 и ч. 3 ст. 318 ТК РФ для работников Крайнего Севера, и также внести изменения в ч. 2 и ч. 3 ст. 178 ТК РФ для всех остальных работников, а до внесения изменений придерживаться позиции КС РФ.
На заметку: какие выплаты полагаются работникам при увольнении по сокращению, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Возможности: использовать в спорах с налоговыми органами выводы ФНС из судебной практики по отнесению оборудования к налогооблагаемым объектам. Если оборудование не является частью здания по своей сути, то суд может принять решение в пользу непризнания его объектом налогообложения. А использование оборудования по общему назначению или объединение в имущественный комплекс для сделок не являются достаточными основаниями для начисления налога.
Налогом на имущество организаций облагается недвижимость, кроме земли и других объектов, перечисленных в ст. 374 НК РФ. Движимое имущество, в том числе транспортные средства, налогом не облагается.
В судебной практике налоговые споры по отнесению оборудования к объектам обложения налогом на имущество рассматриваются отдельно по видам оборудования.
В Письме от 19.11.2024 N БС-4-21/13153@ ФНС России рассмотрела результаты налогового спора об отнесении оборудования вида «вращающаяся печь» к объектам обложения налогом на имущество организаций. В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 13.11.2024 N 306-ЭС24-7822 указано, что печи не признаются объектом по налогу на имущество организаций.
Доводы следующие:
- наличие сведений об имуществе в ЕГРН не является безусловным основанием для квалификации имущества в качестве объекта налогообложения. Юридическое значение для целей налогообложения имущества имеют критерии объектов в качестве признания ОС, принятые в бухучете;
- оборудование не относится к зданиям и сооружениям по ОКОФ, если не является частью самого здания. Фундамент входит в состав установленного на него оборудования, при этом фундамент крупногабаритного оборудования, сооруженного одновременно со строительством здания, входит в состав здания;
- использование имущества по общему назначению или объединение в имущественный комплекс для сделок не являются достаточными основаниями для квалификации всех частей комплекса как объектов налогообложения;
- оборудование вида «вращающаяся печь» по своей сути не является частью здания, так как само здание построено для обслуживания его работы;
- если имущество правомерно учтено в качестве самостоятельного инвентарного объекта и не является частью здания или сооружения, либо является, но при этом не учитывается в комплексе конструктивно сочлененных предметов, то оно не облагается налогом.
В связи с данным Определением ФНС России убрала из перечня оборудования, которое относится к недвижимости, вращающиеся печи.
ФНС обратила внимание на заполнение кодов периодов в уведомлении по ЕНП за декабрь 2024 года
Возможности: если страховые взносы за декабрь уплачены в декабре, то в уведомлении, представляемом в декабре 2024 года, следует указать в отношении сумм таких страховых взносов код отчетного периода 34/03. Тогда они будут учтены в счет исполнения обязанности по уплате за декабрь.
По общему правилу страховые взносы за декабрь 2024 года нужно уплатить не позднее 28 января 2025 года, но при желании их можно уплатить и раньше – в декабре.
В Письме от 18.11.2024 N БС-4-11/13083@ ФНС России разъяснила порядок заполнения уведомления по ЕНП в случае уплаты страховых взносов за декабрь в декабре, чтобы они были учтены в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов за декабрь. В этом случае в уведомлении, представляемом в декабре 2024 года, следует указать в отношении сумм таких страховых взносов код отчетного периода 34/03.
Также ведомство отметило, что в этом же уведомлении налоговым агентам следует отразить сумму исчисленного за период с 23 по 31 декабря 2024 года НДФЛ с указанием кода отчетного периода 34/13. Напомним: срок уплаты НДФЛ за этот период – 28 декабря 2024 года.
Сначала на ЕНС зачтут НДФЛ, а затем – страховые взносы при наличии достаточного положительного сальдо ЕНС.
При определенных условиях банковские платежные агенты смогут применять ПСН в 2025 году
Возможности: с 1 января 2025 года при выполнении ряда условий ИП в сельской местности смогут применять ПСН в отношении деятельности по оказанию услуг банковских платежных агентов (субагентов) по принятию от физлиц наличных денежных средств и их внесению на банковские счета этих физлиц, а также по выдаче физлицам наличных денежных средств с их банковских счетов.
По действующим в 2024 году правилам установлен запрет для применения ПСН по оказанию кредитных и иных финансовых услуг (подп. 7 п. 6 ст. 346.43 НК РФ).
В целях повышения доступности финансовых услуг для населения, проживающего в сельской местности, принят Федеральный закон от 23.11.2024 N 388-ФЗ, которым частично снимается запрет на применение ПСН при оказании финансовых услуг.
Так, с 1 января 2025 года применять ПСН можно будет в отношении следующих услуг банковских платежных агентов (субагентов):
– принятие наличных денег от физлиц и внесение их на банковские счета этих физлиц;
– выдача физлицам наличных денег с их банковских счетов.
При этом должно выполняться условие, что такие услуги ИП, являющийся банковским платежным агентом (субагентом), оказывает при ведении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений.
По замыслу законодателей, поправки позволят повысить доступность финансовых услуг для населения, проживающего в малых и сельских населенных пунктах на отдаленных и малонаселенных территориях, а также расширит возможности ИП по получению дополнительного дохода за счет расширения перечня оказываемых услуг населению.
ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Экспорт: подтвердить нулевую ставку НДС можно в режиме онлайн
Возможности: электронные реестры, применяемые для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС, можно направить в ФНС с помощью сервиса «Офис экспортера».
С 1 января 2024 года действует упрощенный порядок подтверждения права на применение нулевой ставки НДС при экспорте. Соответствующие поправки внесены в ст. 165 НК РФ Федеральным законом от 19.12.2022 N 549-ФЗ.
Так, с 1 января 2024 года при вывозе товаров в процедуре экспорта по общему правилу реестры для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС представляются только в электронной форме.
В Информации от 25.11.2024 ФНС России напоминает, что для упрощения подтверждения нулевой ставки НДС разработан специальный сервис «Офис экспортера».
Сервис позволяет быстро подготовить обязательные электронные реестры деклараций на товары для экспресс-грузов или реестры таможенных деклараций CN 23 в случае отправки товаров международными почтовыми отправлениями.
Также сервис содержит справочную информацию и ответы на часто задаваемые вопросы в сфере обложения НДС внешнеэкономической деятельности. Если вопрос не найден, его можно задать напрямую инспектору по месту налогового учета через интерактивный чат.
Авторизоваться в сервисе можно по логину и паролю (для ИП) или электронному сертификату (для организаций).
На заметку: разобраться в порядке применения нулевой ставки по НДС поможет Готовое решение в СПС КонсультантПлюс.
Возможности: рекомендации помогут при заполнении отчета о финансовых результатах в связи с принятием нового ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и повышением ставок по налогу на прибыль организаций с 1 января 2025 года.
Новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» утвержден Приказом Минфина России от 04.10.2023 N 157н. Впервые сдавать отчетность по правилам нового Стандарта надо будет за 2025 год.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 и Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 16/02 имеют различные требования к представлению информации о налоге на прибыль организаций и прибыли от прекращаемой деятельности в отчете о финансовых результатах. Несогласованность этих требований приводит к затруднениям при формировании бухгалтерской отчетности и может ввести пользователей в заблуждение.
В 2024 году этот вопрос стал особенно актуальным в связи с изменениями в налоговом законодательстве, повышающими ставку по налогу на прибыль организаций (Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ).
Так, с 1 января 2025 года увеличиваются ставки налога на прибыль, в том числе:
– основная ставка повысится с 20% до 25% (п. 1 ст. 284 НК РФ);
– для отдельных организаций, например для ИT-организаций, ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, составит 5% вместо 0% до 31 декабря 2024 года (п. 1.15 ст. 284 НК РФ).
В связи с этим Бухгалтерский методологический центр (БМЦ) выпустил Рекомендацию 166/2024-КпР «Налогообложение финансовых результатов».
В целях разрешения несогласованности положений ФСБУ и логического соотношения показателей отчетности специалисты БМЦ рекомендуют:
- В отчете о финансовых результатах представлять налог на прибыль организаций только в части, относящейся к продолжающейся деятельности.
- Разбивать показатель прибыли от прекращаемой деятельности на прибыль до налогообложения и налог на прибыль, представляя эту информацию либо в самом отчете, либо в пояснениях.
- Учитывать эффект от изменения в 2025 году налоговых ставок в составе расхода по налогу на прибыль и отложенного налога, раскрывая эту информацию в пояснениях к отчету о финансовых результатах.
- Представлять доплаты (переплаты) налога на прибыль, штрафы и пени, связанные с налогообложением прибыли, расходы по дополнительным налогам на прибыль обособленно от текущего и отложенного налога на прибыль, учитывая их существенность.
На заметку: какие изменения в связи с ФСБУ 4/2023 бухгалтеру следует учитывать с отчетности за 2025 год, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
ФНС России: как заполнить строку 5а в новой форме счета-фактуры
Возможности: в форме счета-фактуры, действующей с 1 октября 2024 года, в строке 5а указывается наименование документа об отгрузке, его номер и дата. Слово «наименование» включать в строку 5а не нужно.
С 1 октября 2024 года действует новая форма счета-фактуры, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 16.08.2024 N 1096. Среди прочего внесены изменения в порядок заполнения строки 5а «Документ об отгрузке»: добавлена обязанность указывать наименование документа, на основании которого выставлен счет-фактура. Обо всех изменениях в новом счете-фактуре подробно рассказано в обзоре на нашем сайте.
В Письме от 14.11.2024 N ЗГ-2-3/17077@ ФНС России разъяснила, как заполнять строку 5а в новой форме.
При составлении счета-фактуры на бумажном носителе, а также при его визуализации в случае составления счета-фактуры в электронной форме после названия строки 5а «Документ об отгрузке» сразу следует указывать реквизиты первичного учетного документа – название документа об отгрузке товаров (работ, услуг), номер и дату. Если документов, на основании которых создан счет-фактура, несколько, указываются названия, номера и даты всех таких документов. Включать в строку 5а само слово «наименование» не нужно.
На заметку: если отгрузочный документ без номера, то в строке 5а счета-фактуры номер приводить не нужно. Подробно о заполнении строки 5а и других полей счета-фактуры Вы можете прочесть в Путеводителе СПС КонсультантПлюс.
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Утвержден фиксированный размер страховых взносов на травматизм для АУСН на 2025 год
Риски: фиксированный размер страховых взносов на травматизм для применяющих АУСН на 2025 год составит 2 750 руб.
Организации и ИП, применяющие АУСН, уплачивают страховые взносы от несчастных случаев в фиксированном размере. Он не зависит от класса профессионального риска и величины выплат работникам. Установленный на 2024 год размер составляет 2 434 руб. в год. При этом фиксированный размер страховых взносов должен ежегодно индексироваться с учетом роста средней заработной платы в РФ.
Постановлением Правительства РФ от 14.11.2024 N 1547 утвержден фиксированный размер страховых взносов на травматизм для работодателей, применяющих АУСН, на 2025 год. Размер его составит 2 750 руб. в год.
На заметку: работодатели, применяющие АУСН, обязаны уплачивать взносы на травматизм ежемесячно, по 1/12 от фиксированного размера взносов, установленного на текущий год. Таким образом, в 2025 году следует каждый месяц перечислять в бюджет 229,17 руб.
Образец заполнения платежного поручения на уплату страховых взносов на травматизм смотрите в Типовой ситуации: Взносы на травматизм: расчет и уплата в СПС КонсультантПлюс.
Какие особенности по сдаче отчетности и уплате налогов и страховых взносов предусмотрены для организаций и ИП, применяющих АУСН, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ
Риски: с 1 марта 2025 года в ТК РФ закреплена обязанность работодателей оплачивать при увольнении работника неиспользованные им дни отдыха за работу в выходные и праздники за весь период работы у данного работодателя. Работодатель должен оплачивать такие дни и до этой даты согласно Постановлению КС РФ. Компенсация рассчитывается по зарплате на момент работы в выходной или праздничный день.
По общему правилу за работу в выходной день работнику полагается компенсация. По его выбору это может быть либо оплата работы в выходной в двойном размере либо оплата в одинарном размере, но с предоставлением отгула (ч. 1, 4 ст. 153, ч. 2 ст. 290 ТК РФ).
При этом сроки использования дополнительного дня отдыха за работу в выходной день не регламентированы.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 06.12.2023 N 56-П указал, что, если до увольнения работник не использовал дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, соглашение о предоставлении которых было достигнуто между работником и работодателем, в день увольнения следует выплатить работнику разницу между повышенной оплатой за работу в выходные или нерабочие праздничные дни и произведенной за эти дни оплатой в одинарном размере. Разницу необходимо выплатить за весь период работы у данного работодателя.
КС РФ обязал законодателей внести соответствующие поправки в ТК РФ.
В связи с этим с 1 марта 2025 года в ст. 153 ТК РФ закреплено следующее (Федеральный закон от 30.09.2024 N 339-ФЗ):
– день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день по желанию работника может быть использован в течение года как отдельно, так и с присоединением к отпуску в этом году. Годовой период отсчитывается со дня работы в упомянутый день (ч. 6 ст. 153 ТК РФ);
– если при увольнении у работника остался неиспользованный день (дни) отдыха за время работы у конкретного работодателя, в день увольнения ему выплачивается денежная компенсация за этот день (дни). Сумма компенсации за работу в такой день равна разнице между повышенной оплатой труда по ч. 1–3 ст. 153 ТК РФ и фактической оплатой работы в этот день, то есть она считается по зарплате на момент работы в выходной или праздничный день. Компенсация выплачивается работнику за все дни отдыха, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя (ч. 7 ст. 153 ТК РФ).
Работодатель должен оплачивать такие дни и до этой даты согласно Постановлению КС РФ.
Также отметим, что ранее в Письме от 18.05.2021 N 14-6/ООГ-4466 Минтруд высказал аналогичную позицию. По мнению ведомства, в случае если при привлечении к работе в выходной день работник дал согласие на оплату работы в одинарном размере с предоставлением ему другого дня отдыха, однако до даты увольнения своим правом на день отдыха не воспользовался, работодатель обязан доплатить работнику за работу в соответствующий выходной день.
Пример расчета компенсации за неиспользованный день отдыха при увольнении представлен в Готовом решении: Как произвести окончательный расчет с работником при увольнении (КонсультантПлюс, 2024).
Какие изменения надо внести в учетную политику на 2025 год?
Возможности: вносить изменения в учетную политику на 2025 год в обязательном порядке не нужно, если в ней нет ссылок на НПА, которые в 2025 году утрачивают силу, и нет норм, противоречащих новым правилам учета (например, по проведению инвентаризации по ФСБУ 28/2023).
Обязательных изменений в учетной политике, которые надо применять с 1 января 2025 года, нет. Однако с этой даты утрачивает силу Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», поэтому лучше убрать все ссылки на него из учетной политики. Если таких ссылок нет, то издавать в конце 2024 года приказ об изменении учетной политики надо, только если организация сама решила что-то поменять. Изменения могут понадобиться также с 1 апреля 2025 года, когда вступит в силу новый ФСБУ 28/2023. При этом обязательные корректировки в учете при переходе на ФСБУ 28/2023 не нужны. Изменения в учетную политику или положение об инвентаризации потребуются, если там есть нормы, противоречащие новому стандарту, или ссылки на Методические указания.
Отметим, что описание правил учета объектов или операций, которых раньше не было, считается не изменением, а дополнением учетной политики. Пример дополнения: в связи с введением ЕНП и ЕНС в рабочий план счетов включен субсчет 68.90 «Единый налоговый счет». Дополнения можно вносить в любое время, а применять – сразу после утверждения (п. 10 ПБУ 1/2008, Письмо Минфина от 03.07.2018 N 03-03-06/1/45756).
На заметку: образцы Приказа о внесении изменений в учетную политику смотрите в Типовой ситуации: Учетная политика: как сформировать, изменить, дополнить (Издательство «Главная книга», 2024) {КонсультантПлюс}.
О новых правилах инвентаризации в 2025 году рассказано в Типовой ситуации: ФСБУ 28/2023: как изменятся правила инвентаризации в 2025 г. (Издательство «Главная книга», 2024) {КонсультантПлюс}.