Риски в работе с самозанятыми: насколько опасно заключать договор на срок более трех месяцев

Возможности: ограничения в части сроков взаимодействия с самозанятыми (например, не более трех месяцев) и методов их привлечения законодательно не обозначены.
Риски: если проверяющие по нескольким критериям выявят подмену трудовых отношений, то может быть назначена налоговая проверка. Организациям при взаимодействии с самозанятыми необходимо проявлять должную осмотрительность и самостоятельно исследовать возможные риски.

В 2024 году существенно усилилось государственное регулирование по противодействию нелегальной занятости. В том числе работают межведомственные комиссии, проверяющие также договоры с самозанятыми. Подробно о работе таких комиссий рассказано в обзоре на нашем сайте.

С 1 марта 2024 года ФНС России передает в Комиссии и органы Роструда сведения, составляющие налоговую тайну, но содержащие в себе информацию, позволяющую идентифицировать работодателей, применяющих различные схемы нелегальной занятости и подмены трудовых отношений (Приказ Минтруда России от 02.02.2024 N 40н). В частности, ФНС передает информацию о налогоплательщиках, которые работают с самозанятыми больше трех месяцев, при этом их среднемесячный доход – более 20 тыс. руб.

В Письме от 11.11.2024 N АБ-4-20/12835@ ФНС России поясняет, что ограничения в части сроков взаимодействия с самозанятыми и методов их привлечения законодательно не обозначены. Вместе с тем согласно нормам ст. 54.1 НК РФ запрещено занижать налоговую базу через искажение информации о фактах хозяйственной деятельности (или совокупности таких фактов) и об объектах налогообложения.

Сведения о доходах самозанятых и источниках их выплат поступают в ФНС России в режиме реального времени, что позволяет проводить автоматизированный анализ критериев, которые в совокупности могут свидетельствовать о наличии рисков использования организациями схем незаконной налоговой оптимизации, включая подмену трудовых отношений гражданско-правовыми.

К критериям подмены трудовых отношений можно отнести:

– график периодичности выплат;

– объем выплат в отношении налогоплательщиков НПД;

– долю доходов от общей массы доходов налогоплательщиков НПД;

– постоянство взаимоотношений с организацией-заказчиком;

– предыдущие места работы самозанятых;

– связи текущих заказчиков налогоплательщиков НПД с их бывшими работодателями и др.

ФНС отмечает, что оценка хозяйственной деятельности организации осуществляется в комплексе, с применением риск-ориентированного подхода. Соответствие организации изложенным критериям может являться основанием для проведения мероприятий налогового контроля со стороны налоговых органов.

 

Обновлено положение о федеральном государственном пожарном надзоре

Возможности: подконтрольным лицам необходимо учесть в своей работе новые особенности осуществления федерального государственного пожарного надзора с 24 ноября 2024 года.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2024 N 1564 внесены изменения в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290. Например, установлено, что:

  • организованное профилактическое мероприятие либо контрольное (надзорное) мероприятие проводится в отношении одного объекта надзора, который находится во владении и (или) в пользовании контролируемого лица (контролируемых лиц) и к которому предъявляются требования пожарной безопасности;
  • главные государственные инспекторы и их заместители имеют право принимать решение о проведении профилактических мероприятий либо контрольных (надзорных) мероприятий;
  • в обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований должна осуществляться при проведении профилактического мероприятия либо контрольного (надзорного) мероприятия на объекте надзора, правообладателем которого создавались (создаются) препятствия в проведении профилактического мероприятия либо контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;
  • для категорий чрезвычайно высокого риска и высокого риска исключается необходимость проведения инспекционных визитов;
  • решение о предоставлении отсрочки исполнения решения выносится руководителем (заместителем руководителя) органа государственного пожарного надзора, вынесшим соответствующее решение.

Внесены и другие изменения, в частности, уточняются значения критериев добросовестности для объектов общественного и жилого назначения, объектов транспортной инфраструктуры, а также для производственных объектов и наружных установок.

Изменения вступили в силу 24 ноября 2024 года.

На заметку: Быть в курсе изменений поможет материал Последние изменения: Проверки государственного пожарного надзора (контроль (надзор) за соблюдением законодательства о пожарной безопасности) в СПС КонсультантПлюс.

 

Утверждены правила лицензирования в сфере внешней торговли товарами

Возможности: ознакомиться с порядком выдачи генеральных, разовых и исключительных лицензий на экспорт или импорт ряда товаров, который применяется с 19 ноября 2024 года.

Постановлением Правительства РФ от 18.11.2024 N 1577 утверждены Правила лицензирования в сфере внешней торговли товарами. Правила применяются с 19 ноября 2024 года.

Правила определяют порядок выдачи генеральных, разовых и исключительных лицензий на экспорт или импорт товаров, в том числе в электронном виде. Они применяются в отношении товаров, по которым Правительством РФ принято решение о введении меры нетарифного регулирования в одностороннем порядке, за исключением товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами. Также Правилам установлен порядок выдачи разовых лицензий при вывозе товаров в рамках тарифных квот, а также предусмотрена возможность выдачи (оформления) лицензии в автоматическом режиме в отношении товаров, включенных в указанный единый перечень товаров.

Правилами установлено следующее:

– лицензии выдаются на каждый товар, классифицируемый по ТН ВЭД ЕАЭС, в отношении которого введено лицензирование;

– период действия разовой или генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии;

– за выдачу (оформление) лицензии уплачивается госпошлина в размере, установленном ст. 333.33 НК РФ;

– выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется Минпромторгом в течение 15 рабочих дней с даты поступления необходимых документов, а через ИС «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности – в течение 10 рабочих дней.

Кроме того, Правилами определены:

перечень документов (сведений), представляемых заявителем или его представителем для оформления лицензии;

перечень оснований для отказа в выдаче лицензии;

инструкция по оформлению заявления на выдачу лицензии и оформлению лицензии;

правила приостановления, возобновления и прекращения действия лицензии.

В Информации Минпромторга от 20.11.2024 сообщается, что правила позволят в дальнейшем оптимизировать процесс выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в отношении товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, путем автоматической выдачи лицензий.

Планируется, что это существенно ускорит процедуры получения лицензий для участников внешнеторговой деятельности, обеспечит возможность получения лицензий в полностью электронном формате. Реализация механизма планируется на платформе «Одно окно» Российского экспортного центра.

 

Расширен перечень информации об интернет-рекламе, которую могут получать оператор рекламных систем, рекламных данных, социальной рекламы, рекламодатель и рекламораспространитель

Возможности: с 29 ноября 2024 года рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, рекламных данных, социальной рекламы может получить больше информации о распространенной в интернете рекламе, имеющейся у Роскомнадзора.

Приказом Роскомнадзора от 19.08.2024 N 153 скорректирован состав информации о распространяемой в интернете рекламе, имеющейся у Роскомнадзора, доступ к которой вправе получить рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, оператор рекламных данных, оператор социальной рекламы, а также порядок ее предоставления.

Согласно внесенным изменениям рекламодателю, рекламораспространителю, оператору рекламной системы, рекламных данных, социальной рекламы предоставляется доступ к следующей информации об идентификаторе рекламы в интернет, имеющейся у Роскомнадзора:

  • полное и сокращенное (при наличии) наименование рекламодателя;
  • ИНН рекламодателя;
  • наименование оператора рекламных данных, присвоившего идентификатор рекламы;
  • дата присвоения идентификатора рекламы и текстового описания объекта рекламирования.

Доступ к указанной информации осуществляется в автоматическом режиме по запросам, направляемым посредством информационного сервиса, размещенного на сайте Роскомнадзора.

Изменения вступят в силу 29 ноября 2024 года.

На заметку: о требованиях и ограничениях, относящихся к рекламе в сети Интернет, читайте в Готовом решении: Какие требования установлены к размещению рекламы в сети Интернет. Об изменениях в сфере интернет-рекламы можно узнать с помощью материала Последние изменения: Реклама в Интернете в СПС КонсультантПлюс.

 

ФНС обновила формат доверенности для сдачи отчетности уполномоченным представителем и заявления о ее отзыве

Возможности: с 19 декабря 2024 года в электронной доверенности на представление интересов в налоговых органах можно будет указывать номер записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении (вместо ИНН или персональных данных).

Без доверенности от организации может действовать только директор или другой законный представитель, который имеет на это право согласно законодательству, уставу организации или другим учредительным документам (п. 1 ст. 27 НК РФ).

По доверенности представлять интересы компании в налоговых органах может:

– организация, которая ведет учет и сдает в ИФНС отчетность компании, или ее сотрудник;

– главный бухгалтер или иное лицо компании.

С 8 сентября 2024 года в НК РФ закреплена возможность указания физическим лицом, не являющимся ИП, в документах, представляемых в налоговые органы, вместо ИНН или персональных данных номера записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении (Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ).

В связи с этими поправками Приказом ФНС России от 16.10.2024 N ЕД-7-26/858@ скорректированы электронные форматы:

доверенности, подтверждающей полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика  в налоговых органах (формат 5.03);

заявления об отзыве такой доверенности.

Внесенные изменения позволят с 19 декабря 2024 года указывать в доверенности и заявлении номера записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении. 

На заметку: до 28 февраля 2025 года действует переходный период, когда электронные доверенности для взаимодействия с налоговыми органами могут представляться как по формату 5.01, так и по формату 5.02. Правильно составить доверенность на представление интересов организации в налоговых органах поможет Готовое решение в СПС КонсультантПлюс.

 

КС РФ: в трудовых спорах возможно применение судебной неустойки по ГПК РФ

Риски: при неисполнении работодателем судебного акта, обязывающего его совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в пользу работника, последний может взыскать с него судебную неустойку в соответствии с ч. 3 ст. 206 ГК РФ.

Работник выиграл спор с работодателем, однако решение суда работодатель не исполнил, поэтому работник обратился в суд за денежной компенсацией в связи с неисполнением судебного акта. Однако суды всех инстанций ему отказали, сославшись на то, что судебная неустойка может быть присуждена только в случае неисполнения гражданско-правовых обязанностей и не может быть установлена, в частности, при разрешении трудовых споров. Работник обратился в КС РФ с жалобой о проверке конституционности ряда положений ГК РФ, ТК РФ и ГПК РФ.

В Постановлении КС РФ от 14.11.2024 N 52-П суд выявил конституционно-правовой смысл ч. 3 ст. 206 ГПК РФ, устанавливающей возможность присуждения по требованию истца и в его пользу денежной суммы, подлежащей взысканию с ответчика на случай неисполнения им судебного акта. КС РФ признал указанную норму не противоречащей Конституции РФ, так как она не исключает возможности присуждения по требованию работника судебной неустойки, подлежащей взысканию с работодателя на случай неисполнения судебного акта, обязывающего его совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в пользу работника.

При этом КС РФ указал следующее:

  • многообразие ситуаций, в которых судебный акт может быть исполнен только путем совершения действий ответчиком, компенсируется полномочием суда определять как наличие оснований для присуждения судебной неустойки, так и ее размер применительно к конкретным правоотношениям, в том числе с учетом их отраслевой специфики;
  • несмотря на существенные различия материальных гражданских и трудовых правоотношений и предопределенную этим специфику соответствующих категорий споров, процессуальные правоотношения, возникающие в связи с рассмотрением в суде этих споров, напротив, не содержат существенных различий, обусловленных особенностями данных материальных правоотношений, что является проявлением свойства универсальности гражданской процессуальной формы;
  • наличие в ТК РФ положений о материальной ответственности работодателя перед работником не препятствует применению судебной неустойки, так как материальная ответственность работодателя наступает лишь в тех случаях, когда нарушаются имущественные интересы работника.

Отказ в применении судебной неустойки в трудовых спорах фактически позволял бы игнорировать неимущественные интересы работников, которые не могут быть удовлетворены без соответствующих действий работодателя по исполнению судебного акта, что ставило бы их в худшее положение по сравнению с участниками гражданско-правовых споров. При этом в гражданском процессе они относятся к одной категории – к лицам, в отношении которых должно быть осуществлено исполнение вступившего в законную силу акта суда, обязывающего другую сторону спора совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и существует возможность того, что он не будет исполнен своевременно.

 

До конца 2025 года продлен запрет на оплату долей, вкладов, паев в имуществе юрлица-нерезидента

Риски: до 31 декабря 2025 года резидентам нельзя без разрешения ЦБ РФ оплачивать доли, вклады, паи в имуществе юрлица-нерезидента, но в ряде случаев разрешение не нужно.

До 31 декабря 2023 года был установлен запрет на проведение следующих операций без получения разрешений ЦБ РФ (Указ Президента РФ от 18.03.2022 N 126):

‒ по оплате резидентом доли, вклада, пая в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридического лица – нерезидента;

‒ по взносу резидентом нерезиденту в рамках выполнения договора простого товарищества с инвестированием в форме капитальных вложений (договора о совместной деятельности).

Указом Президента РФ от 14.11.2024 N 978 этот запрет продлен до 31 декабря 2025 года.

На заметку: порядок выдачи разрешений установлен Решением Совета директоров Банка России от 25.03.2022.

Центробанк смягчил условия, при которых резидентам можно проводить эти операции без получения разрешений. В Решении Рабочей группы Банка России от 06.03.2024 N ПРГ-12-3/534 сообщается, что для этого должны одновременно соблюдаться следующие условия:

– операция проводится в рублях либо иностранной валюте независимо от места нахождения получателя таких денежных средств на общую сумму, не превышающую эквивалент 15 млн рублей по официальному курсу ЦБ РФ на дату платежа;

– совокупный объем указанных операций резидента, совершаемых с 1 апреля 2024 года в пользу одного юридического лица – нерезидента, не должен превышать 15 млн рублей.