С 1 марта 2025 года в ТК РФ появятся нормы о наставничестве

Возможности: закрепление в ТК РФ особенностей регулирования наставничества (понятия, порядка поручения работы по наставничеству, особенностей ее выполнения и оплаты) поможет избежать споров между работниками и работодателями, а также защитить права работников при поручении им наставнической работы.

Федеральным законом от 09.11.2024 N 381-ФЗ в ТК РФ внесена новая ст. 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда».

Так, с 1 марта 2025 года установлено следующее:

  • наставничество – это оказание одним сотрудником другому помощи в овладении навыками работы на производстве и/или на рабочем месте;
  • поручить наставническую работу сотруднику можно только с его письменного согласия, при этом в трудовом договоре (в допсоглашении к нему) нужно указать содержание, сроки и форму выполнения такой работы;
  • размеры и условия выплат за наставничество могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (особый порядок установлен для работников федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений);
  • размеры и условия выплат за наставничество также устанавливаются трудовым договором или дополнительным соглашением к нему. Причем размер и условия доплаты должны быть не хуже, чем в НПА и отраслевых соглашениях;
  • работник вправе досрочно отказаться от наставничества, а работодатель – досрочно отменить свое поручение о наставничестве, предупредив об этом работника не менее чем за три рабочих дня.

На заметку: Как установить наставничество в организации, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

ФНС напомнила, как организации получить справку, подтверждающую налоговое резидентство

Возможности: для получения справки о статусе налогового резидента надо подать заявление лично, по почте или в электронном виде на сайте ФНС России. При подаче через сайт справку выдадут через 10 календарных дней, в иных случаях – через 20 календарных дней.

Налоговые резиденты РФ – это (пп. 1, 8 ст. 246.2 НК РФ):

1) все российские организации;

2) иностранные организации в следующих случаях:

местом ее управления является РФ;

– она признается резидентом в силу международного договора;

– у нее есть обособленные подразделения в России, и она самостоятельно признала себя резидентом.

Однако для некоторых иностранных организаций есть специальные правила и в указанных случаях они не будут резидентами. Подробнее об этом можно узнать в Готовом решении: Как определить и подтвердить статус организации – налогового резидента РФ (КонсультантПлюс, 2024).

Справка о подтверждении статуса налогового резидента РФ может потребоваться организации, например, по запросу иностранного контрагента. В Информации от 13.11.2024 ФНС России напомнила о правилах получения такой справки.

Заявление можно представить одним из следующих способов:

Адрес экспедиции ФНС России можно узнать на официальном сайте ФНС России в разделе «ФНС России» → «Контакты» и МИ ФНС России по ЦОД во вкладке «Структура ФНС России» → «Межрегиональные инспекции ФНС России».

Если заявление подает представитель лично, то к заявлению нужно приложить копию его доверенности и взять ее оригинал с собой (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 4 Порядка получения подтверждения статуса резидента).

Заявление рассмотрят в течение (п. 6 Порядка получения подтверждения статуса резидента):

– 10 календарных дней, если оно представлено в электронной форме через сайт ФНС России;

– 20 календарных дней, если оно подано лично или направлено по почте. Срок исчисляется со дня поступления заявления в ФНС России или уполномоченный налоговый орган.

Документ, подтверждающий резидентство, направят в бумажном виде по почте или через сайт ФНС России в PDF-формате в зависимости от того, какой способ получения указан в заявлении (п. 8 Порядка получения подтверждения статуса резидента).

ФНС отмечает, что у каждого документа, подтверждающего резидентство, есть уникальный проверочный код. С помощью этого кода иностранные налоговые агенты и компетентные органы могут проверить факт его выдачи через сервис ФНС России (п. 9 Порядка получения подтверждения статуса резидента).

На заметку: как заполнить заявление для получения подтверждения, рассказано в Готовом решении: Как организации получить справку, подтверждающую налоговое резидентство (КонсультантПлюс, 2024).

 

Работодатель по ошибке предоставил налоговый вычет в большем размере: как поступать в 2025 году в связи с поправками в НК РФ

Риски: по мнению региональной УФНС, в 2025 году налоговые агенты при обнаружении ошибки в своих расчетах, которая повлекла завышение сумм налоговых вычетов по НДФЛ, по-прежнему обязаны исправить свои ошибки.

Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ внес дополнение в ст. 218 НК РФ, уточняющее, что если в течение налогового периода налогоплательщику были представлены налоговые вычеты одним или несколькими налоговыми агентами в большем размере, чем предусмотрено НК РФ, то налогоплательщик сам уплачивает разницу на основании налогового уведомления. Срок уплаты – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 228 НК РФ). Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2025 года.

В Консультации от 02.11.2024 эксперт региональной УФНС сообщает, что данное дополнение не снимает обязанности с налогового агента при обнаружении в форме 6-НДФЛ неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ (п. 6 ст. 81 НК РФ).

Эксперт региональной УФНС полагает, что уплата НДФЛ на основании налогового уведомления будет осуществляться в случае, если налоговый агент не исправит ошибки.

На заметку:  Как предоставить стандартные вычеты по НДФЛ с 2025 года, можно прочитать в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

С 1 января 2025 года утвержден порядок подтверждения факта вывоза из РФ товаров и упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации

Возможности: экологический сбор не уплачивается в отношении массы товаров (упаковки), которые вывозятся из РФ. Документы, подтверждающие вывоз товаров и упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, можно направить вместе с отчетностью в электронном виде посредством ЕФГИС УОИТ.

С 2024 года начала работу обновленная система расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). Ее задача – стимулировать производителей и импортеров самостоятельно утилизировать отходы от использования товаров (Федеральный закон от 04.08.2023 N 451-ФЗ).

В частности, законодательно закреплена обязанность по уплате экологического сбора производителями в РФ товаров (упаковки) и импортерами товаров (в том числе в упаковке) при одновременном выполнении определенных условий. Подробнее об этом рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

При этом экологический сбор не уплачивается в отношении массы товаров (упаковки), которые вывозятся из РФ (п. 5 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 9 Правил взимания экологического сбора).

Постановлением Правительства РФ от 06.11.2024 N 1486 определены правила подтверждения экспорта товаров, упаковки для освобождения от обязанности по утилизации отходов от использования таких товаров и упаковки.

Так, для подтверждения вывоза товаров, упаковки в отчетном периоде потребуется при подаче отчетности дополнительно представить:

– сведения о таможенных декларациях, по которым товары вывезены за пределы ЕАЭС;

– в случае экспорта на территорию стран – членов ЕАЭС – сведения о поданных в таможенные органы статистических формах учета перемещения товаров.

Документы, подтверждающие вывоз товаров и упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, можно направить в электронном виде посредством ЕФГИС УОИТ.

Постановление вступает в силу 1 января 2025 года.

На заметку: порядок расчета и уплаты экологического сбора приведен в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Плата за НВОС: разъяснения Минприроды к годовой отчетности

Риски: при представлении годовой декларации о плате за НВОС необходимо приложить копии договоров на размещение отходов, журналы учета движения отходов, а также данные учета в области обращения с отходами за I–IV кварталы отчетного года, а также в целом за отчетный год.
Возможности: если деятельность на объекте НВОС I, II или III категории прекращена, а объект законсервирован или ликвидирован, то данный объект подлежит снятию государственного с учета по заявлению организации (ИП).

Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) должны подавать все организации и ИП, имеющие обязанность по внесению платы за НВОС  (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, п. 2 Порядка представления декларации о плате за НВОС).

Срок сдачи декларации за 2024 год – 10 марта 2025 года (пп. 2, 6 Порядка представления декларации).

Форма декларации и Правила ее заполнения утверждены Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043.

В Письме от 01.11.2024 N 19-47/44513 Минприроды разъяснило порядок представления декларации о плате за НВОС в части учета и отчетности по обращению с отходами.

Ведомство напоминает, что учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности. Данные учета должны обобщаться по итогам календарного года до 25 января следующего года.

Обязательные приложения к декларации:

– копии договоров на размещение отходов;

– журналы учета движения отходов.

данные учета в области обращения с отходами отдельно за каждый квартал и за год в целом (по формам N 2 и 3 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028).

Вносить плату должны организации и ИП с объектами НВОС I, II, III категории, загрязняющими воздух, водные объекты или занимающиеся размещением и захоронением отходов.

При этом объекты I, II и III категории, которые соответствуют установленным критериям, подлежат постановке на государственный учет (п. 1 ст. 4.2, п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Если деятельность на объекте прекращена, а объект законсервирован или ликвидирован, то данный объект подлежит снятию государственного с учета.

В Письме от 31.10.2024 N 12-47/44278 Минприроды отмечает, что снятие с учета осуществляется по месту постановки на учет объектов НВОС в связи с представлением организациями или ИП сведений о прекращении деятельности на объекте НВОС. Законодательством в области охраны окружающей среды не предусмотрено утверждение формы акта о консервации или ликвидации объекта НВОС.

На заметку: как актуализировать учетные сведения об объектах НВОС, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Как будет исчисляться туристический налог с 2025 года

Риски: туристический налог рассчитывается в течение того налогового периода, в котором осуществлялся полный расчет с лицом, приобретающим услугу по временному проживанию. Исчисление производится исходя из налоговой ставки, действующей в указанный налоговый период. При этом расчет налога не зависит от даты фактического получения услуги или даты частичной оплаты такой услуги.

С 1 января 2025 года Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ вносит в НК РФ новую главу 33.1 о туристическом налоге.

В Информации от 13.11.2024 ФНС России перечисляет основные элементы нового туристического налога:

  • налогоплательщики – организации, ИП, самозанятые и иные лица, предоставляющие места для временного проживания физлиц в гостиницах и иных местах, включенных в специальный реестр (ст. 418.2 НК РФ);
  • налоговая база – стоимость такой услуги без учета сумм налога и НДС (ст. 418.4 НК РФ);
  • ставка налога устанавливается местными (региональными) властями, максимум в 2025 году – 1% (ст. 418.5 НК РФ);
  • налоговый период – квартал. Налог рассчитывается в течение того налогового периода, в котором осуществлялся полный расчет с лицом, приобретающим услугу по временному проживанию. Исчисление производится исходя из налоговой ставки, действующей в указанный налоговый период. При этом расчет налога не зависит от даты фактического получения услуги или даты частичной оплаты такой услуги (ст. 418.6 НК РФ);

Пример расчета налога: в марте 2025 года гражданин оплатил 50% услуги по временному проживанию в гостинице в июле 2025 года. В июне он произвел полный расчет за услуги по временному проживанию – внес оставшиеся 50%. Ставка туристического налога во II квартале 2025 года равна 1%. Туристический налог в этом случае необходимо исчислить во II квартале 2025 года по ставке 1%.

На заметку:  с 1 января 2025 года туристический налог можно учесть в составе командировочных расходов по налогу на прибыль и УСН.

Как рассчитывать и уплачивать туристический налог с 2025 года, Вы можете прочитать в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Раздаем сувениры к Новому году: эксперт УФНС напоминает, что в целях налога на прибыль важно, где и кому

Риски: расходы на производство сувениров с логотипом, распространяемых в рамках рекламных мероприятий, учитываются в размере не более 1% выручки от реализации. Расходы на производство сувениров с логотипом, распространяемых среди действующих клиентов, могут быть учтены при исчислении налога на прибыль как другие расходы, связанные с производством и реализацией, но такая позиция может вызвать споры с налоговой инспекцией.

Учет расходов на производство сувенирной продукции, в том числе с логотипом, зависит от того, кому предназначается данная продукция.

В Консультации от 02.11.2024 эксперт региональной УФНС отвечает на вопрос, как учесть расходы на производство сувениров с логотипом, часть которых распространяется в рамках рекламных мероприятий, на выставках, а часть распространяется среди уже существующих клиентов.

Распространение в рамках рекламных мероприятий

Сама по себе сувенирная продукция с логотипом организации не может расцениваться как реклама. При этом в случае, когда речь идет о распространении сувениров с логотипом для неопределенного круга лиц (например, при проведении рекламных акций), такая сувенирная продукция может рассматриваться в качестве одной из составляющих рекламы в виде рекламного мероприятия (Письмо Минфина от 27.09.2023 N 03-03-06/2/91906).

Расходы на рекламные мероприятия относятся к прочим расходам и не должны превышать 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Следовательно, организация вправе при исчислении налога на прибыль учесть расходы на изготовление сувениров с логотипом, распространяемых в рамках рекламных мероприятий, но в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Распространение среди действующих клиентов

Расходы на изготовление продукции с логотипом организации, которая вручается клиентам организации (то есть заранее определенному кругу лиц), не могут учитываться на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ как внереализационные расходы (Письмо Минфина от 27.09.2023 N 03-03-06/2/91906).

По мнению эксперта, расходы на изготовление сувениров с логотипом, распространяемых среди действующих клиентов, являются экономически обоснованными, поскольку направлены на поддержание отношений с контрагентами в целях дальнейшего сотрудничества, они могут быть учтены как другие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом на практике такая позиция может вызвать споры с налоговыми органами, и тогда ее придется отстаивать в судебном порядке.

На заметку: подробно о том, как учесть расходы на рекламу при расчете налога на прибыль, рассказано в Готовом решении СПС КонсультантПлюс.

 

ФНС России напоминает: ставки по налогу на прибыль увеличатся с 2025 года

Риски: общая ставка по налогу на прибыль с 2025 года увеличится с 20% до 25%, ставка для ИТ-компаний – с 0% до 5%.
Возможности: иные льготные ставки в 2025 году не меняются.

В 2024 году ставка по налогу на прибыль равна 20% и распределяется в федеральный бюджет в размере 3%, а в региональный – 17% (ст. 284 НК РФ).

В Информации от 11.11.2024 ФНС России напоминает, что с 1 января 2025 года налоговая ставка повысится с 20% до 25% и распределится между федеральным и региональными бюджетами по 8% и 17% соответственно (с 2031 года – по 7% и 18%). Повышенная ставка будет применяться к доходам, полученным с 1 января 2025 года, независимо от того, когда был заключен договор, в рамках которого их получили.

Также с 1 января 2025 года по 2030 год ставка по налогу на прибыль для ИТ-компаний повышается с 0% до 5% (все 5% зачисляются в федеральный бюджет).

В 2025 году сохранятся все существующие льготные ставки как на федеральном, так и на региональном уровнях.

На заметку: что учесть в связи с изменением с 2025 года ставок налога на прибыль, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Минфин напомнил особенности начисления амортизации ОС, бывших в употреблении

Возможности: если приобретенное ОС, бывшее в употреблении, фактически использовалось предыдущим владельцем весь СПИ или больше, новый владелец вправе самостоятельно определять СПИ этого ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Амортизируемым имуществом признается имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Организация, приобретающая объекты основных средств (ОС), бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации при линейном методе по этому имуществу с учетом срока полезного использования (СПИ), уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

При этом СПИ данных ОС может быть определен как установленный предыдущим собственником этих ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ).

Приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).

В Письме от 06.09.2024 N 03-03-06/3/84846 Минфин России отмечает: если срок фактического использования ОС у предыдущих собственников окажется равным его СПИ, определяемому Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, или превышающим этот срок, организация вправе самостоятельно определять СПИ этого ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов.

На заметку: как амортизировать бывшее в употреблении ОС в налоговом учете, если СПИ и срок эксплуатации неизвестны или информация об амортизации предыдущим собственником не предоставлена, рассказано в Консультации эксперта в СПС КонсультантПлюс.

 

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Совмещение ПСН и УСН: можно ли в 2025 году отказаться от освобождения по НДС

Риски: при доходе менее 60 млн руб. отказаться от освобождения по НДС плательщику УСН и ПСН нельзя. При выставлении счетов-фактур с НДС ему необходимо будет уплатить сумму НДС в бюджет, но воспользоваться вычетом не получится.

Организации и ИП, применяющие УСН, с 1 января 2025 года становятся плательщиками НДС (п. 72 ст. 2, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ). При этом от уплаты НДС освобождаются налогоплательщики, сумма доходов которых за 2024 год не превысила 60 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ). В случае совмещения УСН и ПСН при определении величины доходов учитываются доходы в сумме по обоим налоговым режимам (абз. 9 п. 1 ст. 145 НК РФ).

В Консультации от 22.10.2024 эксперт ФНС сообщает, что НК РФ (в том числе в ред. Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ) не предусматривает возможности добровольного отказа от освобождения от уплаты НДС налогоплательщика на УСН, чей доход за предыдущий календарный год не превысил 60 млн руб. Отсутствует также возможность добровольного принятия статуса плательщика НДС для лица, не являющегося плательщиком НДС (в том числе для ИП на ПСН в части деятельности, облагаемой по ПСН).

Таким образом, ИП, совмещающий ПСН и УСН, чей доход за 2024 год не превысил 60 млн руб., не вправе с 1 января 2025 года добровольно применять НДС. Данная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 02.10.2024 N 03-07-11/95245.

Если данный ИП выставит покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС, он обязан исчислить и уплатить в бюджет указанную сумму НДС (п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ). При этом право на вычеты у ИП НДС не возникает  (п. 14 Методических рекомендаций по НДС для УСН, направленных Письмом ФНС России от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@).

На заметку:  освобождение от НДС действует, пока сумма доходов с начала года не превысит 60 млн руб. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда лимит доходов превышен, освобождение от НДС не применяется (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Основные правила уплаты НДС для плательщиков УСН в 2025 году перечислены в Типовой ситуации в СПС КонсультантПлюс.

 

Как учесть на УСН получение компенсации от маркетплейса за испорченный товар

Риски: если маркетплейс выплатил компенсацию за испорченный товар, реализуемый через него, но при этом вычел из компенсации расходы на утилизацию самого испорченного товара, то при УСН «доходы минус расходы» в доходы включается вся сумма компенсации за испорченный товар. Расходы на утилизацию при исчислении налога по УСН не учитываются.

При определении объекта налогообложения по УСН учитываются доходы, определяемые в том же порядке, что и для налога на прибыль (пп. 1 и 2 ст. 248, п. 1 ст. 346.15 НК РФ). В составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ). Список внереализационных доходов является открытым (ст. 250 НК РФ).

В Консультации от 05.11.2024 эксперт региональной УФНС отвечает на вопрос о порядке учета доходов и расходов при применении УСН в случае, когда маркетплейс выплачивает продавцу на УСН компенсацию за испорченный товар, реализуемый через него, но при этом вычитает из компенсации расходы на утилизацию самого испорченного товара.

При определении объекта налогообложения по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Перечень таких доходов является исчерпывающим. Компенсация понесенного ущерба в ст. 251 НК РФ не поименована, в связи с чем она учитывается в целях исчисления УСН.

Перечень расходов, учитываемых при УСН, установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Данный перечень расходов является закрытым. Расходы на утилизацию ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены. Следовательно, указанные расходы не учитываются при определении налоговой базы по УСН.

На заметку:  подробно о том, какие расходы можно учесть при УСН с объектом «доходы минус расходы», Вы можете прочитать в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ

Применяются ли субъектами МСП пониженные тарифы страховых взносов к выплатам по ГПД?

Возможности: субъекты МСП вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов с выплат по ГПД сверх МРОТ по итогам каждого месяца.
Риски: с 1 января 2025 года пониженный тариф 15% для субъектов МСП будет применяться для выплат физлицам сверх 1,5 МРОТ.

По общему правилу выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, облагаются страховыми взносами на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ (единый тариф страховых взносов) (подп. 1.1 п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 425 НК РФ):

  • в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов – 30%;
  • свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов – 15,1%.

При этом для плательщиков страховых взносов – субъектов МСП в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 15% в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода (подп. 17 п. 1, п. 2.4 ст. 427 НК РФ).

При этом НК РФ не содержит каких-либо требований в отношении вида договора (трудовой или гражданско-правовой), по которому осуществляется выплата.

Таким образом, в случае применения плательщиком страховых взносов пониженных тарифов указанные тарифы страховых взносов также применяются и к выплатам по договорам гражданско-правового характера.

Соответственно, субъекты МСП вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов с выплат сверх МРОТ по итогам каждого месяца по ГПД в размере 15%. При этом должны соблюдаться определенные условия (п. 3 ст. 427 НК РФ).

Обратите внимание: с 1 января 2025 года платить страховые взносы по единым пониженным тарифам могут субъекты МСП с части выплат в пользу физлиц, превышающей полуторакратный размер МРОТ, установленный федеральным законом на 1 января текущего года (п. 2.4 ст. 427 НК РФ). Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29.10.2024 N 362-ФЗ и касаются ряда плательщиков, имеющих право на применение пониженных тарифов 7,6% или 15%.

Таким образом, часть выплат, в отношении которых применяется общая ставка страховых взносов, увеличивается с действующего ранее размера в 1 МРОТ до 1,5 МРОТ.

Напомним, что с 1 января 2025 года размер МРОТ составляет 22 440 руб. (Федеральный закон от 29.10.2024 N 365-ФЗ).

 

Как считаются и оплачиваются выходные (праздничные) дни, приходящиеся на командировку?

Риски: порядок оплаты выходного дня в командировке зависит от того, привлекался работник в этот день к работе или отдыхал. Если работник привлекался к работе в выходной (праздничный) день, каждый час работы оплачивается не менее чем в двойном размере либо в одинарном, но с отгулом.
Возможности: если работник отдыхал, то за этот день ему выплачиваются только командировочные расходы (суточные, расходы по найму жилья). Среднедневной заработок не выплачивается.

Оплата в выходной (праздничный) день, приходящийся на время командировки, зависит от того, привлекался ли работник в этот день к работе.

Если работник в свой выходной в командировке отдыхает, то за этот день ему выплачиваются только командировочные расходы. В частности, это расходы по найму жилья, а также, как правило, суточные. Средний заработок не выплачивается, так как он сохраняется только за рабочие дни (ч. 1 ст. 168 ТК РФ, п. 9, абз. 14, 6 п. 11 Положения о служебных командировках).

Если же работник привлекался к работе в выходной (праздничный) день, каждый час работы оплачивается не менее чем в двойном размере либо в одинарном, но с отгулом. Вид компенсации выбирает работник. Исключение – те, у кого срочный трудовой договор до двух месяцев: им положена только минимум двойная оплата (ч. 1, 3, 4 ст. 153, ч. 2 ст. 290 ТК РФ, п. 5 Положения о служебных командировках, Письмо Роструда от 24.01.2020 N ПГ/37602-6-1).

Рассчитывать оплату за выходной день рекомендуется исходя из той системы оплаты труда, которая установлена работнику (оклад, тарифная ставка, сдельная расценка), а не из его среднего заработка. Это следует из ч. 1 ст. 153 ТК РФ, пп. 5, 9 Положения о служебных командировках, Писем Минтруда России от 09.07.2019 N 14-2/В-527 и Роструда от 16.10.2019 N ПГ/26391-6-1.

Обратите внимание, что день отъезда, приезда или нахождения в пути в командировку в выходной день нужно оплатить так же, как работу в этот день. Это следует из п. 5 Положения о служебных командировках, Писем Минтруда России от 21.02.2020 N 14-1/ООГ-1110, от 13.10.2017 N 14-2/В-921, от 25.12.2013 N 14-2-337.

Порядок оплаты работы в выходной день в командировке рекомендуется закрепить в локальном акте, например в положении об оплате труда (ч. 1 ст. 8, ч. 2, 4 ст. 135, ст. ст. 149, 153 ТК РФ).

В табеле и рабочие, и выходные дни командировки обозначают кодом «К» или «06». Выходные дни, в которые работник был в пути или работал, обозначают кодами «К/РВ» или «06/03» (Письмо Минтруда от 14.02.2013 N 14-2-291).

На заметку: предельных размеров командировочных расходов нет, поэтому их можно определять исходя из финансово-экономических возможностей организации, тарифов на проживание, проезд. В НК РФ есть только максимальный размер суточных, который не облагается НДФЛ и страховыми взносами: за каждый день командировки по России – 700 руб., за каждый день загранкомандировки – 2 500 руб. (п. 1 ст. 217, п. 2 ст. 422 НК РФ).