С 14 ноября 2024 года упрощается порядок ознакомления проверяемого лица с материалами таможенной проверки

Возможности: таможенный орган должен обеспечить проверяемому лицу и (или) его представителю возможность ознакомления с материалами таможенной проверки на территории таможенного органа как путем визуального осмотра таких материалов, так и изготовления выписок, снятия с них копий с использованием технических средств проверяемого лица. Декларантам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность менее одного года, предоставляется право применять временное периодическое таможенное декларирование товаров до 1 января 2027 года.

В Постановлении от 28.04.2023 N 22-П КС РФ обязал федерального законодателя обеспечить право проверяемого лица (его представителя) делать выписки и использовать технические средства для копирования, фотографирования материалов таможенной проверки.

Данные положения реализованы в Федеральном законе от 14.10.2024 N 347-ФЗ, которым установлено, что таможенный орган обязан обеспечить проверяемому лицу (его представителю) возможность ознакомиться на территории таможенного органа с материалами таможенной проверки не позднее пяти рабочих дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления, составленного в произвольной форме. При этом представитель проверяемого лица осуществляет ознакомление с материалами проверки только на основании нотариально заверенной доверенности (ее копии), в которой непосредственно закреплено право представителя на ознакомление с материалами таможенной проверки.

Ознакомление с материалами возможно:

– путем их визуального осмотра,

– изготовления выписок,

– снятия копий с использованием технических средств проверяемого лица.

Если в документе содержатся сведения, подтверждающие факты нарушений проверяемым лицом международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства РФ о таможенном регулировании, выявленные в ходе таможенной проверки, но документ содержит сведения, не подлежащие разглашению (персональные данные физлиц, государственная, коммерческая, налоговая, банковская тайна третьих лиц и пр.), то такой документ может быть предоставлен только в виде заверенной выписки.

По окончании ознакомления проверяемого лица (его представителя) с материалами проверки составляется акт об ознакомлении с материалами таможенной проверки, который подписывается составившим его должностным лицом и проверяемым лицом (его представителем) и приобщается к материалам таможенной проверки.

Также до 1 января 2027 года приостанавливается действие п. 2 ч. 6 ст. 102 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, в соответствии с которым временное периодическое таможенное декларирование товаров не применяется в случае, если на дату подачи временной декларации на товары декларант осуществляет внешнеэкономическую деятельность менее одного года, в период которой ввоз товаров в РФ (вывоз товаров из РФ) осуществлен декларантом менее 12 раз.

Изменения вступают в силу с 14 ноября 2024 года.

На заметку: разобраться в особенностях проведения камеральной и выездной таможенных проверок поможет ответ на Вопрос: Каков порядок проведения камеральной и выездной таможенных проверок? Как осуществляется проверка документов, начатая после выпуска товаров? в СПС КонсультантПлюс.

Узнать выводы судов по данному вопросу можно с помощью материала: Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Таможенная проверка, правонарушения в таможенном деле в СПС КонсультантПлюс.

 

Как получить выписку из «Сервиса оценки юридических лиц» и можно ли скорректировать данные о своей организации: отвечает ФНС

Возможности: выписку из «Сервиса оценки юридических лиц» можно получить в течение одного рабочего дня после направления запроса через ЛК налогоплательщика-юрлица на сайте ФНС. В случае несогласия с результатами оценки организация имеет возможность направить заявление о корректировке сведений, содержащихся в выписке.

В личном кабинете юрлица на сайте ФНС есть «Сервис оценки юридических лиц», в котором организации могут запросить выписку на себя с результатами оценки своей финансово-хозяйственной деятельности. Также сервис позволяет удостовериться в финансовой устойчивости любой компании и найти надежного партнера, имеющего стабильное финансовое состояние и благонадежную историю ведения бизнеса. Сервис оценки реализован в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом ФНС России от 24.03.2023 NЕД-7-31/181@.

В разделе «Часто задаваемые вопросы» от 03.10.2024 на сайте ФНС ответила на вопросы пользователей сервиса :

  1. Как организации получить выписку из «Сервиса оценки юридических лиц»

Выписку из сервиса оценки юридических лиц можно получить в ЛК юрлица на сайте ФНС: в меню «Сведения о ЮЛ» выбрать раздел «Как меня видит налоговая», далее пройти по вкладке «Сервис оценки юридических лиц», выбрать необходимый шаблон выписки и нажать кнопку «Запросить выписку». Запрос может быть направлен не более одного раза в день.

Выписка формируется в срок, не превышающий один рабочий день со дня, следующего за датой запроса, и будет доступна для скачивания в pdf-формате с ЭЦП руководителя налогового органа.

  1. Возможно ли скорректировать данные в выписке из «Сервиса оценки юридических лиц»

Если организация не согласна с предоставленными данными, она может направить запрос на корректировку. Для этого в ЛК юрлица в меню «Сведения о ЮЛ» необходимо выбрать раздел «Как меня видит налоговая», далее пройти по вкладке «Сервис оценки юридических лиц», в новостной ленте рядом со ссылкой для скачивания выписки или в нижней части экранной формы перейти в «Отправить заявление о корректировке сведений выписки». К заявлению могут быть приложены документы, подтверждающие необходимость корректировки.

После обработки заявления (в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня, следующего за датой подачи заявления) в случае если необходимость корректировки подтверждена, в новостной ленте на странице «Сервис оценки юридических лиц» выписка с некорректными данными будет аннулирована и для скачивания будет доступна новая выписка с корректными данными. В случае если необходимость корректировки не подтверждена, в адрес юридического лица будет направлено информационное письмо с отражением причин отсутствия корректировки (раздел «Документооборот» в ЛК юрлица).

На заметку:  в Информации от 04.10.2024 на сайте ФНС России отмечается, что полученные с помощью «Сервиса оценки юридических лиц» сведения можно использовать как для подтверждения своей надежности перед заказчиками (заинтересованными лицами), так и для проверки сведений о потенциальных поставщиках, чтобы исключить финансовые риски при взаимодействии. Кроме того, сервис будет полезен юридическим лицам при заключении договоров в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предусмотрена ли законодательством обязанность юридического лица, заключающего договор с другим юридическим лицом, представлять по запросу контрагента выписку из сервиса оценки юрлиц, рассказано в Консультации эксперта в СПС КонсультантПлюс.

 

ФНС напоминает, что с 2025 года будет действовать упрощенный порядок рассмотрения жалоб

Возможности: с 1 января 2025 года жалобы налогоплательщиков могут рассматриваться непосредственно территориальным налоговым органом, акт (действия, бездействие) которого, по мнению налогоплательщика, нарушает его права, в течение семи дней при условии направления жалобы по ТКС или через ЛК налогоплательщика и указания в самой жалобе на применение упрощенного порядка рассмотрения.

С 1 января 2025 года начинает действовать упрощенный порядок рассмотрения жалоб на акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц (Федеральный закон от 31.07.2023 N 389-ФЗ).

Жалоба в упрощенном порядке рассматривается налоговым органом, чьи акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц обжалуются. Срок рассмотрения жалобы – 7 дней со дня ее получения.

Данный порядок не распространяется на жалобы, которые подаются на решения налоговых органов, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ) и при обнаружении налоговых правонарушений вне рамок таких проверок (ст. 101.4 НК РФ).

В Информации на сайте ФНС от 27.09.2024 в разделе «Часто задаваемые вопросы» отмечается, что упрощенный порядок применяется при условии направления жалобы в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи или через личный кабинет налогоплательщика по установленным форматам с указанием на необходимость ее рассмотрения в соответствии со ст. 140.1 НК РФ.

В Информации от 14.10.2024 региональная УФНС обращает внимание: подача жалобы на бумаге или по неустановленным форме и формату автоматически переводится в категорию документов, рассматриваемых в обычном порядке.

На заметку: по итогам рассмотрения жалобы в упрощенном порядке налоговый орган принимает одно из следующих решений:

  • отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  • отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
  • признает действия или бездействие должностных лиц налогового органа незаконными и выносит решение по существу. 

Кроме того, по итогам рассмотрения жалобы налоговым органом принимаются меры, указанные в п. 1 или в пп. 1 и 1.1 ст. 139 НК РФ.

Как составить жалобу на решение (действие, бездействие) налогового органа и какие документы приложить, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Самозанятые с 1 марта 2025 года будут включены в круг хозяйствующих субъектов в рамках законодательства о защите конкуренции

Возможности: включение самозанятых в круг хозяйствующих субъектов упростит получение ими государственных и региональных преференций и распространит на них действие законодательства о защите конкуренции. Выдача должностному лицу предостережения не совершать определенные действия не только на основании его публичного заявления, но и по итогам получения антимонопольным органом сведений из иных источников позволит предупредить такое должностное лицо о возможных последствиях его действий, что поспособствует снижению административной нагрузки на бизнес.

Государственные или региональные (муниципальные) преференции могут быть предоставлены в целях поддержки физлицам, применяющим спецрежим «Налог на профессиональный доход». Однако указанная категория лиц не включена в понятие хозяйствующего субъекта, указанного в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с этим Федеральным законом от 14.10.2024 N 344-ФЗ скорректировано понятие хозяйствующего субъекта: самозанятые включены в круг хозяйствующих субъектов в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Также Федеральным законом от 14.10.2024 N 344-ФЗ уточнены определения монопольно высокой и монопольно низкой цены товара, полномочия антимонопольного органа, дополнены случаи выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Так, основанием для направления предостережения должностному лицу хозяйствующего субъекта будет являться не только публичное заявление такого лица о планируемом поведении на товарном рынке, но и достоверная информация о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Указанная информация может быть, например, получена от контрагентов, на сайте хозяйствующего субъекта и проч.

Рассматриваемые изменения вступят в силу с 1 марта 2025 года.

На заметку: о том, как осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, можно узнать из Ситуации: Как самозанятым гражданам легализовать свою деятельность? (Электронный журнал «Азбука права», 2024).

 

Минпромторг объявил старт отбора инвестиционных проектов организаций ОПК по программе «Проектные инвестиции»

Возможности: организации оборонно-промышленного комплекса могут получить проектные инвестиции на расходы, связанные с организацией выпуска продукции гражданского назначения в рамках деятельности проектной компании.
Риски: для получения финансирования с 2024 года заявку необходимо представить не позднее 25 октября 2024 года.

В Информации Минпромторга России от 16.10.2024 сообщается о старте программы «Проектные инвестиции», предусматривающей отбор инвестиционных проектов организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

АНО «Агентство по технологическому развитию» как оператор Программы обеспечивает предоставление проектных инвестиций (вклада в уставной капитал создаваемой проектной компании) на финансовое обеспечение не более чем 49% расходов по инвестиционному проекту (максимум до 500 млн руб.) c последующим выкупом организацией ОПК доли оператора в проектной компании в срок, не превышающий 10 лет.

Инвестиционный проект организации ОПК должен быть направлен на выпуск продукции гражданского назначения по одному из приоритетных направлений:

– социально-значимые индустрии,

– ресурсосбережение,

– энергетическое, нефтегазовое, тяжелое машиностроение,

– станкостроение,

– гражданское судостроение,

– робототехника,

– беспилотные системы.

Отбор проводится на регулярной основе (до исчерпания распределяемых средств).

Проекты, подлежащие рассмотрению на предмет возможности финансирования с 2024 года, необходимо предоставить не позднее 25 октября 2024 года.

Информацию о требованиях к заявителю и проекту можно получить на сайте ГИСП.

На заметку: какие обязанности возлагаются на предприятия, входящие в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, читайте в материале в СПС КонсультантПлюс.

 

Усилена административная ответственность за сокрытие госномера транспортного средства

Риски: за управление транспортными средствами с устройствами, препятствующими идентификации госномеров, с 14 октября 2024 года применяется административная ответственность в виде лишения прав на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств.

Федеральным законом от 14.10.2024 N342-ФЗ внесены изменения в нормы КоАП РФ об ответственности за управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков.

В частности, за управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств, препятствующих их идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть, устанавливается административная ответственность в виде лишения права управления ТС на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств, которые подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ. Ранее за данное деяние предусматривался штраф в размере 5 000 руб. или лишение прав на срок от одного до трех месяцев.

Также административная ответственность в виде лишения водительских прав на срок от года до полутора лет теперь предусматривается и за повторное управление ТС:

– без государственных регистрационных знаков;

– без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков;

– либо с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением материалов, препятствующих их идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть.

Ранее данного состава нарушения не было.

Изменения вступили в силу 14 октября 2024 года.

На заметку: что делать работодателю, если работника, занимающего должность водителя, лишили права управления транспортным средством, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

Возможно ли вернуть водительские права до истечения срока лишения, читайте в Ситуации в СПС КонсультантПлюс.

 

ФНС подготовила промостраницу по налоговой амнистии при дроблении бизнеса

Возможности: информация на промостранице ФНС поможет разобраться с условиями применения налоговой амнистии при дроблении бизнеса. Так, при добровольном отказе от дробления бизнеса до 1 января 2025 года амнистия распространится на 2022–2024 годы. Если отказ от дробления бизнеса за 2025 и (или) 2026 годы произойдет только после назначения выездной налоговой проверки за эти периоды, налоговая амнистия распространится на 2022–2023 годы, а за 2024 год нужно будет уточнить налоговые обязательства.

В соответствии с поручением Президента РФ и принятым Федеральным законом от 12.07.2024 N176-ФЗ проводится налоговая амнистия при дроблении бизнеса. Она предусмотрена для организаций и ИП, которые использовали схемы дробления бизнеса для оптимизации налогов. Если налогоплательщики в 2025–2026 годах добровольно откажутся от применения таких схем, то суммы доначисленных налогов, пеней и штрафов по результатам налоговых проверок за 2022–2024 годы будут списаны в установленном порядке.

На официальном сайте ФНС размещена промостраница «Налоговая амнистия при дроблении бизнеса», с помощью которой можно разобраться в условиях и порядке применения амнистии.

Обратим внимание на некоторые правила применения амнистии:

– порядок проведения налоговой амнистии беззаявительный;

амнистируемый период:

  • три года (налоговые периоды 2022, 2023 и 2024 годов), если налогоплательщик добровольно отказался от дробления бизнеса с 1 января 2025 года
  • два года (2022 и 2023), если отказ от дробления бизнеса за 2025 и (или) 2026 годы произойдет только после назначения выездной налоговой проверки за эти периоды. В этом случае налогоплательщик должен уточнить налоговые обязательства еще и за 2024 год.

Также на промостранице размещены НПА, применяемые налоговыми органами при установлении в действиях налогоплательщиков признаков дробления.

На заметку: добровольный отказ в целях применения налоговой амнистии означает, что налогоплательщик, применивший дробление, пересматривает показатели, на основе которых определяет свой налоговый режим. Какие действия в этом случае необходимо совершить, рассказано в алгоритме клиентского опыта «Дробление бизнеса. Изучаем условия амнистии» на нашем сайте.