Вопрос: организация на ОСНО. Нами был заключен договор на уборку производственных помещений в 2020 г. с ИП. ИП зарегистрирован в день заключения договора. ИП не наш бывший сотрудник. Услуги по уборке реально оказываются и стоимость услуг соответствует рыночной. Этот факт можно подтвердить пропусками на территорию предприятия, свидетельскими показаниями работников предприятия, фотографиями. В нашем штатном расписании отсутствуют уборщицы. При проверке отчетности ИП в открытых источниках обнаружили, что численность работников 8 человек. По факту на предприятии убирает 18 человек. Какова вероятность того, что услуги уборки помещений снимут с расходов при расчете налога на прибыль при проверке? Уточнение: Наша организация не единственный клиент ИП. Регистрация ИП в 2020 году, с 01.01.2021 новый договор.

В ответ на Ваш вопрос сообщаем:

Затраты по оплате клининговых услуг признаются расходами по обычным видам деятельности в размере их договорной стоимости (без учета НДС) на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. п. 5, 6, 6.1, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Услуги по уборке помещений, оказанные клининговой фирмой, организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов в качестве услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями (пп. 1 п. 2 ст. 253, пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Положительные моменты ситуации: ИП не является аффилированным лицом организации, не является ее бывшим или настоящим работником, новый договор заключен через несколько месяцев после регистрации ИП, цена оказываемых услуг соответствует рыночной, уборщики в штате организации отсутствуют.

Исходя из этого, услуги уборки производственных помещений правомерно включены в расходы по налогу на прибыль.

Однако, следует обратить внимание на отрицательный момент ситуации: 10 сотрудников ИП работают без трудовых договоров. Несмотря на то, что нарушителем законодательства в данном случае является ИП-исполнитель, под риски попадает именно организация-заказчик услуг.

Для организации эта ситуация влечет прямые риски того, что данные физические лица будут признаны работниками организации-заказчика, поскольку в трудовых отношениях с ИП-исполнителем они не состоят, при этом осуществляют трудовую функцию на территории заказчика.    Факт наличия трудовых отношений доказывать будет нетрудно, учитывая оформление пропусков, фотографии и свидетельские показания. В таком случае велика вероятность, что проверяющие органы признают отношения между «неоформленными работниками ИП» и организацией-заказчиком трудовыми.

В этом случае организацию обяжут начислить и выплатить этим работникам заработную плату (с компенсацией за несвоевременную выплату), рассчитать и уплатить в бюджет страховые взносы и НДФЛ.

Однако если организация располагает какими-либо документальными подтверждениями направления этих 10 сотрудников именно индивидуальным предпринимателем (доверенности, письма с просьбой допустить на территории организации соответствующий персонал), это снижает риски организации-заказчика, перенося их на ИП-исполнителя.