Вопрос: работник нахамил руководителю. Можно ли его за это уволить? Как привлечь к ответственности за хамство на рабочем месте? 

В ответ на Ваш вопрос сообщаем:

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и увольнения по соответствующим основаниям (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ч. 4 ст. 192 ТК РФ).

Таким образом, если работник добросовестно и в установленном трудовым договором объеме выполняет свои трудовые обязанности, то применить к нему меры дисциплинарного взыскания работодатель не имеет права.

Тем не менее отсутствие прямых норм в ТК РФ не означает, что у работодателя нет способов воздействия на грубое поведение работников на рабочем месте, поскольку такое поведение может оказать влияние на работоспособность остального трудового коллектива.

Как следует из ст. 189 ТК РФ, в правилах внутреннего трудового распорядка или иных локальных нормативных актах, трудовых договорах работодатель вправе установить правила поведения работников внутри организации.

Исходя из совокупности разъяснений Минтруда России и Роструда полагаем, что если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость нарушения норм этики делового общения, грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, то к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия. В обратном случае работодатель не вправе привлекать работников к дисциплинарной ответственности за несоблюдение этических правил поведения (Письма Минтруда России от 16.09.2016 N 14-2/В-888, Роструда от 14.02.2022 N ПГ/01665-6-1).

Таким образом, с целью улучшения психологического климата в трудовом коллективе работодатель может предотвратить грубость на рабочем месте, утвердив отдельный локальный нормативный акт, предусматривающий правила поведения работников в организации и их ответственность в случае неэтичного поведения (например, кодекс деловой этики и служебного поведения в организации) (ч. 1 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

При выработке правил поведения работников на рабочем месте работодателю следует детально определить понятия, подпадающие под неэтичное поведение.

Законодательством установлена обязанность работника добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, а также соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину (ч. 2 ст. 21 ТК РФ).

Следовательно, с целью правомерного привлечения работника к дисциплинарной ответственности за оскорбление на рабочем месте в организации должны быть приняты и утверждены положение об этике или кодекс корпоративной этики, которые прямо предусматривают соответствующие обязанности работника по соблюдению этических правил поведения.

В данном документе необходимо указать на ответственность в виде дисциплинарных взысканий за нарушения этических правил поведения в соответствии с нормами ст. ст. 192194 ТК РФ, установить порядок фиксации фактов неэтичного поведения работников, а также осуществления процедур служебного расследования фактов нарушения установленных норм и подготовке материалов для вынесения руководством решения по таким фактам и применения дисциплинарных взысканий.

Кроме того, в должностной инструкции и трудовом договоре также должна быть отражена обязанность работника соблюдать локальные нормативные акты работодателя, в частности можно указать прямые ссылки на положение об этике или прочие локальные нормативные акты организации.

Работник должен быть ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью, в установленном порядке (абз. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 22.1, ч. 11 ст. 22.2, ст. 22.3, ч. 3 ст. 68, ч. 5 ст. 312.1, ч. 5 ст. 312.2, ч. 5 ст. 312.3 ТК РФ).

При выборе меры дисциплинарного взыскания работодателем должны учитываться порядок его применения, а также тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192, ст. 193 ТК РФ). Суд признает приказ о взыскании незаконным, если решит, что работодатель не учел эти обстоятельства, когда выбирал наказание (п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Следовательно, работодатель должен выбрать адекватное нарушению взыскание. К примеру, уволить работника сразу за оскорбление на работе нельзя, поскольку это не относится к однократному грубому нарушению работником трудовых обязанностей (п. 6 ч. 1 ст. 81, ч. 3 ст. 192 ТК РФ).

Кроме того, за дисциплинарный проступок работника нельзя лишить премии или оштрафовать, поскольку ст. 192 ТК РФ не предусматривает такого вида дисциплинарного взыскания (Письмо Минтруда России от 28.09.2020 N 14-2/ООГ-15428).

На основании изложенного можно сделать вывод, что если локальным нормативным актом работодателя, должностной инструкцией и трудовым договором работника предусмотрена обязанность по вежливому обращению с коллегами, то данная обязанность будет относиться к надлежащему исполнению трудовых обязанностей. Поэтому в случае грубого обращения с другими работниками работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за оскорбление на рабочем месте.

Если вышеуказанный локальный нормативный акт не был принят работодателем в соответствии с нормами ТК РФ, а также соответствующие обязанности работника не закреплены в должностной инструкции и трудовом договоре работников, то работодатель не вправе привлекать работников к дисциплинарной ответственности за оскорбление на рабочем месте.

Подробнее о порядке привлечения к дисциплинарной ответственности см. Вопрос: Как привлечь работника к дисциплинарной ответственности за оскорбление на рабочем месте? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024) {КонсультантПлюс}