Вопрос: действует ли на текущую дату данный документ «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 27.03.2018) с учетом применения ст. 15, Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

В ответ на Ваш запрос сообщаем:

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих носит рекомендательный характер, не содержит обязательных требований, следовательно, нормы Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», и в частности ст. 15, к данному документу применению не подлежат.

Обоснование: Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (обязательные требования) – ст. 1.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона об обязательных требованиях Правительством РФ до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмена нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. При этом Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 установлен перечень актов, в отношении которых указанные положения не применяются.

Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона N 247-ФЗ деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с руководствами, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.

Указанное положение коррелирует с ч. 7 ст. 14 Федерального закона N 247-ФЗ, согласно которой руководства применяются контролируемыми лицами на добровольной основе, поскольку руководства носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовыми актами. Из этого положения следует, что несоблюдение руководств не может являться основанием привлечения контролируемого лица и его работников к административной ответственности.

В п. 2 Постановления Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» установлено, что утвержденный Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих рекомендуется для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Согласно п. 4 Общих положений Квалификационного справочника квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов — должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Таким образом, Квалификационный справочник не является нормативным правовым документом, не содержит обязательные требования; он носит лишь рекомендательный характер и используется в качестве основы для разработки локального нормативного акта, регламентирующего порядок присвоения разрядов.