Вопрос: в администрации имеются ртутные лампы, которые подлежат утилизации. Можем ли мы их утилизировать просто в контейнеры для сбора и утилизации ртутьсодержащих ламп которые имеются на территории нашего города? Не заключать никакие договора на утилизацию… И как это правильнее оформить.

В ответ на Ваш вопрос сообщаем:

Нет, для утилизации ртутьсодержащих ламп (отходы I класса) необходимо заключить договор со специализированной организацией – оператором по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами – ФГУП «ФЭО».

Бездоговорная утилизация в специализированный контейнер не подтверждает соблюдение юридическим лицом (администрацией) установленного законом порядка сдачи отработанных ртутьсодержащих ламп на утилизирующие предприятия.

Обоснование:

Сбор и утилизация ртутьсодержащих отходов проводится с соблюдением, как минимум, правил СанПиНа 2.1.3684-21, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с осветительными устройствами и электрическими лампами прописаны в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2020 N 2314.

Отработанные ртутьсодержащие лампы — ртутьсодержащие отходы, представляющие собой отходы от использования товаров с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента, утративших свои потребительские свойства (люминесцентные лампы с холодным катодом, люминесцентные лампы с внешним электродом, лампы люминесцентные малогабаритные, лампы люминесцентные трубчатые, лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные) (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 N 2314).

Ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности отходов (чрезвычайно опасные) и подлежат сбору и отправке на демеркуризацию. Передача на утилизацию таких отходов производится отдельно от обычного мусора.

Таким образом, ввиду особой опасности такие лампы нельзя просто выбросить в контейнер, в т.ч. для сбора отдельных видов отходов. Необходимо соблюдать правила обращения.

  1. Назначение ответственного лица

Согласно п. 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2314, потребители ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, осуществляющие накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, назначают ответственных лиц за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору.

Дополнительно см.: Форму: Приказ о назначении лица, ответственного за накопление и передачу специализированной организации отработанных ртутьсодержащих ламп (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}

  1. Паспорт отходов

Ртутные лампы содержатся в Федеральном классификационном каталоге отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 18.01.2024) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»).

4 71 100 00 00 0 Отходы электрического оборудования, содержащего ртуть
4 71 101 01 52 1 лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

Исходя из буквального толкования ст. 14 и ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1026, Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 на ртутные лампы следует оформить паспорт отходов.

Согласно пункту 6 Порядка N 1026 для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора 22 мая 2017 г. N 242 (далее — ФККО), паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I — IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению N 2 к Порядку N 1026.

Порядком N 1026 не предусмотрено направление индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами заверенных копий паспортов отходов I — IV классов опасности, включенных в ФККО, в адрес территориального органа Росприроднадзора.

  1. Заключение договора

Для заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов необходимо пройти регистрацию в системе ФГИС ОПВК. Договор подписывается во ФГИС ОПВК уполномоченными представителями сторон с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). С подробной инструкцией по заключению договора можно ознакомиться на стартовой странице ФГИС ОПВК.

Во ФГИС ОПВК размещена форма типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 1363, и дополнительное соглашение, конкретизирующее ряд положений утвержденной формы договора.

Для заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ в личном кабинете ФГИС ОПВК необходимо поставить отметку в графе «Организация осуществляет закупочную деятельность по 44-ФЗ».

После этого в дополнительном соглашении №1 будут сформированы требуемые сведения (ИКЗ, источник финансирования и прочие).

Более подробную инструкцию см. на сайте ФГУП «ФЭО»: https://rosfeo.ru/deyatelnost/obrashhenie-s-otxodami-i-i-ii-klassov-opasnosti/federalnaya-sxema-i-gis-obrashheniya-s-otxodami-i-ii-klassov/chasto-zadavaemyie-voprosyi.html

  1. Требования к упаковке отработанных ламп установлены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2314 и применяются в совокупности с ГОСТ 26319-2020. Межгосударственный стандарт. Грузы опасные. Упаковка.

Например, отработанные ртутьсодержащие лампы принимаются сухими, каждая лампа в отдельной таре. Исключается их битье и выпадение при погрузочных работах. Их перевозку с территории организации до места утилизации осуществляет специализированная организация и несет полную ответственность за все, что может произойти при их перевозке.

  1. Ответственность за нарушение законодательства при обращении с опасными отходами предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

Дополнительно см. Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}