Вопрос: Организация заменила фискальный накопитель в ККТ в связи с истечением срока действия. Процедура замены не была закончена, т.к. в ИФНС не было предоставлено заявление о перерегистрации ККТ. Каковы действия и последствия в данной ситуации.

Ответ: на основании  п. 2 ст. 5, Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»  на пользователей ККТ возложена обязанность осуществлять перерегистрацию ККТ и снятие ККТ с регистрационного учёта в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В соответствии с  ст. 4.2, ФЗ № 54 о т 22.05.2003  при замене фискального накопителя пользователь ККТ обязан не позднее одного рабочего дня, следующего за днём изменения сведений, внесенных в журнал учёта и карточку регистрации ККТ, предоставить в налоговый орган заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ, а также отчёт об изменении параметров регистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя и отчёт о закрытии фискального накопителя, сформированные при замене фискального накопителя.

В случае непредставления указанных документов, по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе применяемой ККТ, согласно п. 16 ст. 4.2, ФЗ № 45  от 22.05.2003 такая ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учёта в одностороннем порядке. Необходимо учитывать, что в течение 60 календарных дней с даты снятия ККТ с регистрационного учёта пользователь должен представить в налоговые органы все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе, применявшемся в ККТ на момент её снятия с регистрационного учёта, и которые на момент такого снятия с регистрационного учёта не переданы в налоговые органы. Исключение — поломка фискального накопителя.

Повторная регистрация такой ККТ возможна только с установкой в ККТ нового фискального накопителя.

За использование ККТ с нарушением требований законодательства пользователь ККТ может быть привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5  и ч. 4 ст. 14.5  КоАП.

Неприменение ККТ влечет наложение административного штрафа ( ч. 2 ст. 14.5 ):

  • на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

В соответствии с  ч. 4 ст. 14.5. КоАП  предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка, сроков и условий перерегистрации ККТ в виде предупреждения или наложения штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 1 500 до 3 000 рублей;
  • на юридические лица — предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Верховный Суд РФ рассмотрел дело по жалобе организации, которую оштрафовали за использование незарегистрированной кассовой техники. Согласно Определению Верховного Суда РФ от 26.03.2021 N 305-ЭС21-1993 по делу N А40-320129/2019 было установлено правомерное наложение штрафа на организацию за использование незарегистрированной ККТ.

Вместе с тем согласно примечанию к  ст. 14.5 КоАП  если лицо добровольно заявит в ИФНС в письменной форме о неприменении им ККТ либо о применении им ККТ с нарушением установленных порядка, сроков и условий перерегистрации ККТ и добровольно исполнит до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, а также направит в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), то лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 и ч.4  или ч. 6 ст.  настоящей статьи , при соблюдении в совокупности следующих условий:

  • на момент обращения лица с заявлением в налоговый орган либо направления лицом в налоговый орган кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы либо кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Таким образом, в сложившейся ситуации, организации необходимо предоставить в ИФНС кассовый чек коррекции, а так же сообщить в письменной форме об установлении факта отсутствия регистрации ККТ. Дальнейшую регистрацию ККТ произвести в установленном законодательстве порядке.