Вопрос: Добрый день! Вопрос: Кто ответственный за ведение воинского учета в организации и как это правильно оформляется? Что сейчас делать, если в организации никогда не подавались данные в военкомат, но есть военнообязанные, которые приняты в 2017 году. Как быть? Подавать ли на них сведения и в какой форме? И что грозит за неподачу сведений?

Ответ: Поскольку все организации, независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет, для начала следует поставить саму организацию на воинский учет.

На практике под постановкой организации на воинский учет понимается регистрация организации (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) в территориальной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, по месту фактического нахождения. Там же можно узнать, выполняет ли организация обязанности по бронированию.

С учетом этого организации целесообразно обратиться в территориальную комиссию по бронированию. Информацию о режиме ее работы размещают, например, в разделах «Комиссии», «Воинский учет» на официальном сайте муниципального образования или администрации города.

Для регистрации, как правило, надо заполнить карточку учета организаций по форме 18 (приложение к Письму Минкультуры России от 21.10.2015 N 344-01-39-ВА).

См. образец заполнения карточки учета организации (форма N 18).

Разработать приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе. Этим же приказом назначается Работник, ответственный за ведение воинского учета. Как правило, это сотрудник кадровой службы (специалист по воинскому учету), но может быть и иное лицо (например, бухгалтер или секретарь). Рекомендуемая форма приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017). В документе не только назначается ответственное лицо за ведение воинского учета граждан, но также указывается, на кого будут возложены обязанности в случае временного убытия (в командировку, на лечение и пр.) ответственного лица, а также даются указания начальнику отдела кадров организовать воинский учет в компании.

 См. образец заполнения приказа.

Также необходимо разработать план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (вариант плана приведен в Приложении N 17 к Методическим рекомендациям). Организации разрабатывают его в течение календарного года и согласовывают с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований). Если этот орган отсутствует, план согласовывается с главой органа местного самоуправления сельского поселения, городского округа (п. 37 Методических рекомендаций, Приложение N 17 к ним). Утверждает план руководитель организации при ее образовании и далее ежегодно перед началом календарного года.

См. образец заполнения плана.

Так, карточку учета организаций, приказ об организации воинского учета и назначении ответственного за ведение воинского учета и план работы ответственный работник подает в военный комиссариат по месту нахождения организации.

 

Ответственность за нарушение воинского учета в организации (до 30.09.2023 включительно)

За непостановку организации на воинский учет ответственности на данный момент нет.

Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет штраф в размере от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).

Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата (иного органа, осуществляющего воинский учет), необеспечение гражданам возможности своевременной явки по такому вызову влечет штраф в размере от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности по указанным нормам составляет три года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

 

Ответственность за нарушение воинского учета в организации, неоказание содействия военкоматам при мобилизации (с 01.10.2023)

Если не обеспечить своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо не оказать содействие в организации таких оповещения и явки, штраф составит (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 N 404-ФЗ):

— для должностного лица — от 60 тыс. до 80 тыс. руб.;

— юрлица — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Непредставление в установленный срок в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет штраф (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 N 404-ФЗ):

— для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;

— юрлиц — от 350 тыс. до 400 тыс. руб.

Неоповещение граждан при поступлении (в том числе в электронной форме) вызова (повестки) военного комиссариата (иного органа, осуществляющего воинский учет) либо необеспечение гражданам возможности своевременно явиться по такому вызову (повестке) влечет штраф (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 N 404-ФЗ):

— для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;

— юрлиц — от 350 тыс. до 400 тыс. руб.

Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами госорганов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений (например, о приеме на работу), необходимых для ведения воинского учета, грозит штрафом такому лицу от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 N 404-ФЗ).

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ):

— 60 календарных дней — за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации;

— три года — за нарушения в области воинского учета.

 

Что касается подачи сведений на работников, принятых в 2017 году, то полагаем, что срок давности по привлечению к ответственности (3 года) истек, однако, есть риск, что факт непредставления сведений может быть квалифицирован, как длящееся правонарушение.

В соответствии с ч. ч. 2, 4 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Поэтому вопрос подачи или неподачи сведений на военнообязанных работников после постановки организации на воинский учет остается на усмотрение руководителя организации.