Возможности: до 1 июля 2022 года участников системы прослеживаемости не будут привлекать к ответственности за неисполнение установленных обязанностей (например, за несдачу отчета по прослеживаемым товарам).
Риски: ФНС уже подготовила проект по внесению в КоАП РФ положений о привлечении к ответственности за неисполнение обязанностей в рамках системы прослеживаемости товаров, которые заработают с 1 июля 2022 года.
Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами нужно подавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором они совершены (п. 32 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров). За III квартал 2021 года надо отчитаться не позднее 25 октября 2021 года. Но отчет сдается не по всем операциям с прослеживаемыми товарами, а в определенных случаях. К тому же перечень операций, о которых надо отчитаться, различается для плательщиков НДС и тех, кто его не платит (применяет спецрежим или освобожден от обязанностей налогоплательщика). Подробнее о том, в каких случаях сдавать отчет, можно узнать в Готовом решении: Как оформлять документы и подавать отчетность при совершении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (КонсультантПлюс, 2021).
ФНС в Письме от 04.10.2021 N ЕА-4-15/14005@ разъяснила, что законодательство о национальной системе прослеживаемости товаров не относится к законодательству о налогах и сборах, поэтому непредставление отчета не является налоговым нарушением и, соответственно, не влечет привлечения к ответственности по НК РФ.
Также ведомство напомнило, что за нарушение обязанностей в рамках системы прослеживаемости ее участников не будут штрафовать в течение года с момента вступления в силу основных положений законодательства о прослеживаемости, то есть до 1 июля 2022 года. При этом ФНС готовит поправки в КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушения законодательства о системе прослеживаемости, в том числе за несвоевременное представление в налоговый орган отчета и соответствующих уведомлений.
Обновлена декларация по налогу на имущество организаций
Возможности: с 2023 года в декларации не надо отражать недвижимость, налоговая база по которой считается от кадастровой стоимости.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ внесены изменения в главу 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», вступающие в силу:
– с 1 января 2022 года в части установления порядка исчисления налога с учетом коэффициента льготы в случае возникновения в течение налогового периода права на льготу;
– с 1 января 2023 года в части невключения налогоплательщиками – российскими организациями в налоговую декларацию сведений об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Таким образом, организации, владеющие исключительно объектами, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, будут освобождены от представления отчетности. Подробнее читайте в обзоре «Имущественные налоги организаций и граждан: что поменялось в НК РФ» на нашем сайте.
В связи с этим Приказом ФНС России от 09.08.2021 N ЕД-7-21/739@ внесены поправки в форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество организаций, которые вступят в силу с 1 января 2023 года.
В частности, скорректирован разд. 3. Его будут заполнять только иностранные организации. Коэффициенты Кв (коэффициент владения) и Ки (коэффициент при изменении характеристик объекта) будут вноситься в виде простой правильной дроби, а не десятичной.
Минфин представил налоговые планы на 2022–2024 годы: что ждет бизнес
Возможности: ознакомиться с планами законодателей по реформированию налогообложения в части УСН, налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов, НДС и налога на имущество, а также международного налогообложения.
Минфин утвердил Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. В налоговой сфере планируется, например, следующее:
– запуск нового налогового режима «УСН.онлайн» для микропредприятий и ИП с численностью сотрудников до пяти человек и годовым доходом не более 60 млн рублей. Налог будет исчисляться налоговым органом на основании данных ККТ и банковских выписок. Планируется, что администрирование будет осуществляться аналогично налоговому режиму для самозанятых (НПД) в бездекларационном формате через удобный интерфейс;
– в сфере валютного контроля: закрепление в российском законодательстве понятия «сомнительная валютная операция» и переход к контролю исключительно за такими операциями; упрощение исполнения экспортных контрактов с нерезидентами через взаимозачеты требований и обязательств между резидентами и нерезидентами;
– введение «единого налогового платежа» для бизнеса, предполагающего уплату налогов одним платежным поручением с последующим зачетом в счет имеющихся обязательств (соответствующие поправки в НК РФ уже подготовлены);
– по налогу на прибыль: изменение условий учета расходов на добровольное страхование (переход от закрытого перечня видов страхования к критериям соответствия расходов на такое страхование); уточнение порядка налогового учета доходов и расходов при осуществлении лизинговых операций;
– по НДФЛ: увеличение предельного возраста детей (студентов на очном обучении) до 24 лет в целях возможности предоставления социального вычета на лечение или лекарства; предоставление права на получение стандартного налогового вычета, если на обеспечении налогоплательщика находятся дети или недееспособные подопечные; установление предельных необлагаемых нормативов компенсационных выплат дистанционным работникам за использование ими собственного или арендованного оборудования; закрепление в НК РФ особенностей налогообложения вознаграждений при исполнении трудовых обязанностей дистанционно за пределами РФ;
– по страховым взносам: нормирование не облагаемых страховыми взносами сумм выплат суточных работникам с разъездной работой и надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных;
– по налогу на имущество организаций: установление особенностей налогообложения сдаваемого в аренду имущества в связи с неопределенностью из-за ФСБУ 25/2018;
– НДС: увеличение со 100 до 300 рублей лимита расходов на приобретение или создание рекламной единицы товаров, не облагаемой НДС; внесение изменений в налогообложение услуг застройщиков; изменение порядка определения места реализации работ (услуг) для целей НДС и добровольной постановки на учет для иностранных поставщиков с использованием НДС-офиса.
Также планируются изменения в сфере международного налогообложения.
Что поменяется в части применения налоговыми органами обеспечительных мер, читайте в Обзоре «Минфин рассказал о налоговых планах на ближайшие 3 года» (КонсультантПлюс, 2021).
Возможности: в случае заключения договора на обеспечение выполнения нормативов утилизации отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров представляется в Росприроднадзор российским экологическим оператором или ассоциацией, созданной производителями товаров, импортерами товаров.
Производители (импортеры) товаров, упаковки товаров, включенных в установленные Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р Перечни, обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования этих товаров (пп. 1, 2 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Росприроднадзор в Письме от 29.09.2021 N АА-10-03-34/32761 дал разъяснения по вопросу выполнения таких нормативов.
Производитель или импортер может утилизировать отходы самостоятельно или заключить договор с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, ИП, юрлицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО) (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Росприроднадзор отмечает, что производитель или импортер товаров также вправе на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (п. 5 ст. 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ). В указанном случае обязательство выполняется российским экологическим оператором или ассоциацией путем заключения договора с юрлицом или ИП, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в Росприроднадзор также подает от своего имени российский экологический оператор или ассоциация. При этом в акте утилизации указывается ассоциация и юридическое лицо, осуществляющее утилизацию.
На заметку: по каким формам и в какие сроки представляется отчетность в органы Росприроднадзора, смотрите в консультации в СПС КонсультантПлюс.
С 1 октября 2021 года самозанятые могут подключиться к Системе быстрых платежей
Возможности: с 1 октября 2021 года граждане, зарегистрированные в качестве самозанятых, могут принимать оплату за свои товары, работы и услуги через СБП.
В Информации от 01.10.2021 Банк России сообщил о расширении возможностей СБП в части ее доступности для самозанятых. С ее помощью самозанятые смогут предоставить клиентам удобный и современный канал оплаты и существенно сэкономить на приеме безналичных платежей. ЦБ РФ установил для самозанятых льготный тариф – банковская комиссия не должна превышать 0,4% от суммы платежа, но не более 1 500 руб.
Самозанятым доступны все сценарии приема платежей (по QR-коду, по платежной ссылке, по подписке), а также возврат средств при необходимости. Для подключения к системе не нужно покупать никакое специальное оборудование, достаточно обратиться в любой банк, предоставляющий такой сервис (их перечень есть на сайте СБП).
ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Риски: если по решению суда долг ликвидированной организации должен быть взыскан с физлиц в порядке привлечения к субсидиарной ответственности, то кредитор не может списать этот долг в расходы как безнадежный на основании ликвидации организации-должника.
Возможности: такая дебиторская задолженность может быть списана в расходы по истечении срока исковой давности или по другим установленным НК РФ основаниям (например, если постановлением судебного пристава-исполнителя подтверждено, что у нового должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые меры по поиску его имущества оказались безрезультатными).
В Письме от 28.07.2021 N 03-03-06/1/60400 Минфин России напомнил, что в целях налогообложения безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым:
или истек установленный срок исковой давности,
или обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения: на основании акта госоргана либо ликвидации организации-должника.
А в ситуации, когда организация-должник ликвидирована, но ее долги по судебному решению должны быть взысканы с физлиц в порядке привлечения к субсидиарной ответственности, дебиторская задолженность не считается безнадежной. Ведь в этом случае долг переводится с должника-юрлица на новых должников-физлиц.
Исходя из этого, ведомство делает вывод, что такая задолженность может быть признана безнадежной уже после проведения судебными приставами-исполнителями мер принудительного взыскания или по другому основанию из п. 2 ст. 266 НК РФ. Например, по истечении срока исковой давности.
На заметку: когда дебиторская задолженность признается безнадежной и как ее списать в расходы или за счет резерва по сомнительным долгам, рассказано в Готовом решении: Как списать дебиторскую задолженность в налоговом учете (КонсультантПлюс, 2021).
Минфин разъяснил, где в счете-фактуре можно указать допинформацию
Риски: включая в счет-фактуру дополнительные данные, важно сохранить ее форму и не нарушить последовательности расположения ее обязательных реквизитов, определенной правилами заполнения счета-фактуры.
Минфин России в Письме от 28.07.2021 N 03-07-09/60435 напомнил, что п. 9 Правил заполнения счета-фактуры предусмотрена возможность в дополнительных строках и графах счета-фактуры указывать дополнительную информацию, в том числе реквизиты первичного документа, при условии сохранения формы счета-фактуры.
Таким образом, дополнительную информацию можно включить:
– после предусмотренных формой счета-фактуры подписей руководителя и главного бухгалтера организации или иного уполномоченного лица (подписи ИП),
– между строкой 7 «Валюта: наименование, код» и табличной частью счета-фактуры,
– в табличную часть счета-фактуры (при условии сохранения последовательности граф формы счета-фактуры).
Включение дополнительной информации в счет-фактуру с учетом вышеизложенного не препятствует вычету сумм НДС на основании такого счета-фактуры.
Оборудование – это движимое или недвижимое имущество: ФНС дала разъяснения с опорой на позицию ВС РФ
Возможности: сам по себе факт монтажа оборудования в зданиях и помещениях (цехах) не может быть основанием для отнесения имущества к недвижимости.
Движимое имущество не облагается налогом на имущество организаций. При этом НК РФ не содержит самостоятельного правового регулирования по вопросу об определении вида имущества – недвижимое или движимое. В целях предотвращения возникновения налоговых споров и принятия неправомерных решений по результатам налоговых проверок ФНС России в Письме от 01.10.2021 N БС-4-21/13969@ поручила налоговым органам применять главу 30 НК РФ с учетом сформировавшейся судебной практики ВС РФ.
Так, ведомство просит обратить внимание на Определение ВС РФ от 28.09.2021 N 308-ЭС21-6663 по делу N А18-1531/2019 для использования в работе.
По итогам проверки был доначислен налог на имущество организаций и соответствующий штраф в отношении установки для производства CO2, линии по производству и розливу безалкогольных напитков, системы обратного осмоса. Организация оспорила такой подход в суде. Первые три инстанции она проиграла, а вот ВС РФ отправил дело на новое рассмотрение, указав, что суды были не правы.
Верховный суд отметил: в классификаторе основных фондов оборудование не относится к зданиям и сооружениям. Оно формирует самостоятельную группу ОС, за исключением прямо предусмотренных случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации). В остальных случаях объединение нескольких объектов ОС в один инвентарный объект (комплекс конструктивно сочлененных предметов) допускается, если каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, но при условии, что сроки полезного использования этих предметов существенно не отличаются (п. 6 ПБУ 6/01).
Таким образом, по общему правилу не облагаются налогом машины и оборудование, выступающие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.
Согласно материалам дела объекты ОС, приобретенные организацией, являлись движимым имуществом, охарактеризованы в договорах и сопроводительных документах как различное оборудование и по правилам бухучета подлежали принятию в качестве отдельных инвентарных объектов, что не оспаривалось налоговым органом при рассмотрении дела.
Сам по себе факт монтажа оборудования в зданиях и помещениях (цехах), предназначенных для обеспечения производственной деятельности, не может служить основанием для отказа в применении освобождения от налогообложения, в том числе по мотиву использования имущества (оборудования и зданий) по общему назначению, предопределенному технологией производства (розлива) минеральной воды, поскольку это приводит к дискриминационным условиям налогообложения лиц, осуществивших капитальные вложения в обновление ОС.
При этом отражение затрат на приобретение имущества на счетах бухучета, предназначенных для учета оборудования к установке и вложений во внеоборотные активы, вместо счета учета ОС не лишает налогоплательщика права на применение льготы по налогу. Такие нарушения, допущенные при ведении организацией бухучета, не приводят к неуплате налога.
ФНС России также поручает налоговым органам ознакомиться с позицией ФНС России по вопросам определения объекта налогообложения по налогу, содержащейся в Письмах от 28.08.2019 N БС-4-21/17216@, от 21.05.2021 N БС-4-21/7027@, от 02.08.2021 N СД-4-21/10889@, и руководствоваться ими в работе, а также изучить Определения ВС РФ от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241, от 17.05.2021 N 308-ЭС20-23222, от 28.09.2021 N 308-ЭС21-6663.
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Организация владеет нежилым помещением в МКД: можно ли учесть взносы на капремонт в расходах при УСН
Возможность: организация, владеющая нежилым помещением в МКД, может учесть в расходах на УСН уплаченные за него взносы на капремонт.
В Письме от 15.09.2021 N 03-11-06/2/74681 Минфин России отметил, что организация – владелец нежилого помещения в многоквартирном доме должна, как и другие собственники, нести расходы по содержанию общего имущества такого дома (в частности, платить взносы на капитальный ремонт).
При применении УСН можно учесть материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В состав таких расходов среди прочего входят затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или ИП.
Исходя из этого, Минфин делает вывод, что на УСН можно учесть уплаченные организацией взносы на капремонт общего имущества МКД, в котором у нее находится нежилое помещение. По общему правилу такие расходы должны быть обоснованы и подтверждены документально.
ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ
Риски: исключение из ЕГРЮЛ контрагента-должника в связи с недостоверными данными не приравнивается к его ликвидации, то есть его долг не становится безнадежным в целях налога на прибыль (его нельзя списать в расходы на дату исключения контрагента из ЕГРЮЛ).
Возможности: дебиторская задолженность такого контрагента может быть списана в расходы по истечении срока исковой давности.
Одним из оснований признания долга безнадежным является ликвидация организации-должника (п. 2 ст. 266 НК РФ).
Но исключить из ЕГРЮЛ могут не только вследствие ликвидации. ИФНС может исключить контрагента из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке, если в ЕГРЮЛ по нему есть запись о недостоверности представленных сведений, причем прошло более 6 месяцев с момента внесения такой записи (подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Минфин неоднократно разъяснял, что в такой ситуации гражданское законодательство не относит исключенную организацию к недействующим юридическим лицам. Поэтому дебиторскую задолженность контрагента, исключенного из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений, нельзя признать для налога на прибыль безнадежной по основанию ликвидации должника (Письма Минфина от 24.10.2019 N 03-03-06/1/81781, от 06.11.2019 N 03-03-07/85303, от 27.01.2021 N 03-03-06/1/4667). Но ее можно списать, например, в связи с истечением срока исковой давности.
Отметим, что лучше получить выписку из ЕГРЮЛ по контрагенту, исключенному в связи с недостоверностью сведений, чтобы не было споров с налоговыми органами по моменту списания его долга в расходы. Подробнее об этом рассказано в Статье: Не спешите списывать долги контрагента, которого ИФНС исключила из ЕГРЮЛ (Елина Л.А., «Главная книга», 2020, N 24) в СПС КонсультантПлюс.
Риски: арендную плату не нужно включать в показатель поля 113 раздела 2 формы 6-НДФЛ, так как договор аренды не относится к договорам на выполнение работ или оказание услуг.
При решении вопроса о том, облагать или нет НДФЛ выплаты по договорам аренды у физлица, нужно выяснить, является ли физлицо-арендодатель ИП или плательщиком налога на профессиональный доход в отношении выплачиваемого дохода. Если да, то он сам уплачивает НДФЛ или освобожден от него (подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 227 НК РФ, ч. 8 ст. 2 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ). Если нет, то организация-арендатор должна удержать налог, поскольку у физлица появляется доход в виде арендных платежей (подп. 4 п. 1 ст. 208, п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).
Выплаты по договорам аренды имущества у таких физлиц в 6-НДФЛ отражают так.
В разд. 1 расчета 6-НДФЛ нужно отразить суммы налога, удержанного за последние три месяца отчетного периода с выплат по договорам аренды, независимо от срока его перечисления (пп. 3.1, 3.2 Порядка заполнения расчета 6-НДФЛ, Письма ФНС России от 12.04.2021 N БС-4-11/4935@, от 01.04.2021 N БС-4-11/4351@):
- в поле 020 включить в общий показатель налога, удержанного за последние три месяца отчетного периода, сумму НДФЛ, удержанного с вознаграждения по договорам аренды. Срок перечисления налога значения не имеет;
- в поле 021 указать первый рабочий день, следующий за днем выплаты вознаграждения (пп. 6, 7 ст. 6.1, п. 6 ст. 226 НК РФ);
- в поле 022 отразить сумму удержанного НДФЛ, срок перечисления которого приходится на дату, указанную в поле 021.
Если вознаграждение выплачивается физлицу по частям, то каждая из них отражается в отдельном блоке полей 021, 022. Это связано с тем, что сроки перечисления НДФЛ с каждой части выплаченного вознаграждения отличаются.
В разд. 2 арендные платежи физлицам-резидентам отражаются вместе с другими доходами, которые облагаются по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ (13% или 15%), физлицам-нерезидентам – вместе с другими доходами, которые облагаются по ставке 30% (пп. 1, 3 ст. 224 НК РФ, разд. IV Порядка заполнения расчета 6-НДФЛ). Особенность в том, что арендную плату не нужно включать в показатель поля 113, так как договор аренды не относится к договорам на выполнение работ или оказание услуг.
Так, вознаграждение по договору аренды и соответствующий налог нужно отразить нарастающим итогом начиная с отчета за период, в котором была выплата, и до окончания отчетного года следующим образом (пп. 4.1—4.3 Порядка заполнения расчета 6-НДФЛ):
- в поле 100 указывается ставка, по которой исчисляется налог с вознаграждения по договору (например, 13);
- в поле 110 – общая сумма доходов по всем физлицам с начала года, которые облагаются по такой ставке, включая вознаграждение по договору аренды;
- в поле 113 арендную плату отражать не нужно;
- в поле 120 – общее количество физлиц, которые получили выплаты, отраженные в поле 110;
- в поле 130 – общая сумма вычетов по НДФЛ, предоставленных по выплатам из поля 110, в том числе вычеты по вознаграждению по договору аренды;
- в поле 140 – сумма НДФЛ, исчисленная со всех указанных в поле 110 доходов (с учетом вычетов), включая налог, исчисленный с вознаграждения по договору аренды;
- в поле 160 – общая сумма НДФЛ, удержанного с начала года, включая налог, удержанный с вознаграждения по договору аренды.
Если расчет 6-НДФЛ заполняется за год, то сведения о выплатах по договору аренды и НДФЛ с них надо включить в справки о доходах и суммах налога физлица. Код дохода для отражения таких выплат в Приложении к справке зависит от вида имущества, предоставленного в аренду:
- 2400 – любые транспортные средства (автомобильные, морские и др.), трубопроводы, линии электропередачи (ЛЭП), линии оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иные средства связи (в том числе компьютерные сети);
- 1400 – имущество, не относящееся к коду 2400.