Конституционный Суд РФ: участники арбитражного процесса могут рассчитывать на индексацию присужденных сумм

Возможности: КС РФ установил единый подход к индексации в арбитражном и гражданском процессе — для расчета суммы индексации следует использовать индекс потребительских цен, публикуемый на сайте Росстата.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22.07.2021 N 40-П признал ч. 1 ст. 183 АПК РФ не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой она не содержит критериев, в соответствии с которыми должна осуществляться индексация взысканных судом денежных сумм.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что правоприменительная практика свидетельствует о том, что ч. 1 ст. 183 АПК РФ служит арбитражным судам основанием для отказа в удовлетворении заявлений взыскателей об индексации присужденных денежных сумм вследствие отсутствия федерального закона или договорного условия, предусматривающих такую индексацию. Тем самым взыскатель оказывается в ситуации, когда вынесенный арбитражным судом судебный акт о взыскании в его пользу денежных сумм не исполняется или несвоевременно исполняется должником, при этом могут остаться невозмещенными понесенные взыскателем потери от обесценивания присужденных денежных сумм, что свидетельствует о неполноценной реализации взыскателем гарантированного ему Конституцией РФ права на судебную защиту.

В связи с этим в ч. 1 ст. 183 АПК РФ должны быть внесены изменения, позволяющие арбитражным судам индексировать присужденные денежные суммы на основании соответствующих заявлений участников арбитражного судопроизводства и тем самым реально восстанавливать их право на правильное и своевременное исполнение решения суда.

Таким образом, КС РФ Постановлением от 22.07.2021 N 40-П фактически установил единый подход к индексации в арбитражном и гражданском процессе: в ситуациях, когда вопрос о размере индексации не урегулирован ни законом, ни соглашением сторон, суды должны применять индексы потребительских цен, которые публикует Росстат на своем сайте.

 

С 23 июля 2021 года ГИТ проверяет работодателей по-новому

Риски: расширяется перечень контрольных мероприятий, к документарным и выездным проверкам добавляются инспекционный визит и рейдовый осмотр. Появятся и профилактические мероприятия в целях госконтроля.

C 1 июля 2021 года трудовые проверки регулируются нормами Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». О реформе контроля и надзора можно узнать в Обзоре: «Реформа контроля и надзора: что изменилось с 1 июля 2021 года» (КонсультантПлюс, 2021).
В связи с этим Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 утверждено новое Положение о федеральном госконтроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права взамен прежнего Положения.
Новое Положение будет применяться к проверкам ГИТ, начатым с 23 июля 2021 года, и действует до 1 июня 2023 года.
Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.
При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия:

  • Профилактические:

информирование;
обобщение правоприменительной практики. Доклад о правоприменительной практике будет размещаться на сайте Роструда ежегодно не позднее 1 июня;
объявление предостережения. В течение 10 дней со дня получения предостережения работодатель может направить возражение, если с ним не согласен;
—  консультирование;
профилактический визит. Обязательные профилактические визиты проводятся, например, в отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 8 часов.

  • Контрольных (надзорные):

инспекционный визит. Он проводится без предварительного уведомления работодателя и собственника производственного объекта и не может превышать один рабочий день;
рейдовый осмотр. Такой осмотр проводится, как правило, по согласованию с органами прокуратуры в отношении работодателей, осуществляющих деятельность на объектах, которыми владеет, пользуется или управляет другой работодатель (иное лицо);
документарная проверка. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней;
выездная проверка. Такая проверка также не может длиться более 10 дней. Для малых предприятий её срок ограничен 50 часами, для микропредприятий – 15 часами. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала.

При проведении рейдового осмотра и проверок инспекторы ГИТ для фиксации доказательств нарушений могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.
Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.
В Новом Положение положении больше нет упоминания, что предмет плановой проверки ограничен перечнем контрольных вопросов из проверочного листа.

 

Минтруд и Роспотребнадзор дали рекомендации по вакцинации работников от коронавируса

Возможности: ознакомиться с рекомендациями ведомств по алгоритму действий для работодателей, в случае если в регионе принято постановление главного врача об обязательной вакцинации от коронавируса.
Риски: Минтруд совместно с Роспотребнадзором будут осуществлять сплошной и выборочный контроль за работодателями в части выполнения требований об обязательной вакцинации сотрудников.

По Поручению Правительства РФ от 17.07.2021  Минтруд России совместно с Роспотребнадзором направили Разъяснения работодателям по организации вакцинации и порядку учета процента вакцинированных.

Вакцинация становится обязательной для сотрудников, если есть постановление главного государственного санитарного врача субъекта РФ. По состоянию на 23 июля 2021 года данные постановления приняты в 35 регионах.

Сотрудники, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия по коронавирусу.

Вакцинация не распространяется на сотрудников, имеющих противопоказания к прививке. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Работодателям во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) рекомендуется организовать разъяснительную работу по вакцинации среди трудового коллектива.

Работодателям, чьи сотрудники попали под обязательную вакцинацию, рекомендуется:

  1. Издать приказ об организации проведения профилактических прививок, с указанием:

— сведений о необходимости вакцинации;
— сроков прохождения вакцинации и предоставления информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры;
— порядка предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации и о противопоказаниях к прививке;
— информации о возможности отстранения работника на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1998 N 157-ФЗ, абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ в случае отказа от прохождения вакцинации;
— должностного лица, ответственного за организацию вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.

Приказом можно определить меры поддержки работников, прошедших вакцинацию. Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.
Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись.

  1. Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.
  2. В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ в произвольной форме об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации). В приказе необходимо указать ФИО и должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия). Ознакомить работника с приказом под роспись.
  3. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе:

— предложить работнику выполнение работы дистанционно по собственной инициативе работника;
— временно перевести работника на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 ТК РФ.

Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению прививки.

Ведомства считают, что для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад). Не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие (например, декретницы, сотрудники в простое, обучающиеся сотрудники и сотрудники на больничном) должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

Ведомства привели рекомендуемый алгоритм расчета процента вакцинированных работников.
Ведомства будут осуществлять контроль:

— сплошной: путем проверки информации, размещаемой работодателями в личном кабинете на сайте органов исполнительной власти субъектов РФ, на соответствие данным Минздрава о вакцинированных и переболевших,
— выборочный:  при проведении плановых, внеплановых проверок, эпидрасследованиях и т.п.