С 26 июля 2021 года значение ключевой ставки повышено до 6,5%
Возможности: своевременно учесть в расчетах изменение значения ключевой ставки.
С 26 июля 2021 года значение ключевой ставки повышено с 5,5 % до 6,5% годовых. Такое решение принял Совет директоров Банка России (Информация Банка России от 23.07.2021). Это четвертое и самое большое в 2021 году повышение ключевой ставки.
Принятое решение по ключевой ставке направлено на ограничение проинфляционных рисков и возвращение инфляции к 4%. По прогнозу Банка России, годовая инфляция составит 5,7–6,2% в 2021 году. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0–4,5% в 2022 году.
Следующее заседание, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 11 сентября 2021 года.
На заметку: изменение ключевой ставки (ставки рефинансирования) нужно учесть при расчете:
– НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах по займу;
– компенсации за задержку работникам зарплаты;
– процентов, которые должна вернуть инспекция или Фонд за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога (страхового взноса);
– пеней за неуплату налогов и страховых взносов в срок;
– процентов по договору займа;
– законных процентов (ст. 317.1 ГК РФ);
– процентов за неисполнение обязательств по договору (ст. 395 ГК РФ).
ФНС предупреждает о переходе на фискальные накопители нового типа с 6 августа 2021 года
Возможности: продавцы, не осуществляющие расчеты за маркированные товары, могут применять форматы фискальных данных 1.05 и 1.1, используя фискальный накопитель нового типа (ФН-1.1М) либо фискальный накопитель старого типа (ФН-1.1) до окончания срока его действия, при условии его регистрации в составе ККТ до 6 августа 2021 года.
Риски: продавцы маркированных товаров с 6 августа 2021 года могут применять только формат фискальных данных 1.2, который не поддерживает фискальный накопитель старого типа (ФН-1.1). Зарегистрировать или перерегистрировать кассу со старым фискальным накопителем (ФН-1.1) после 6 августа 2021 года не сможет никто из продавцов.
В 2019 году появились новые требования к кассам и фискальным накопителям (далее – ФН). Они должны направлять в систему «Честный знак» данные о маркировке. Тогда такого оборудования не было в продаже, поэтому вступление в силу поправок отложили на два года (до 6 августа 2021 года). Поэтому с 6 августа 2021 года при регистрации кассы или замене фискального накопителя продавцы маркированной продукции могут применять только формат фискальных данных 1.2. Формат фискальных документов (далее – формат ФД или ФФД ) заложен в программное обеспечение кассы. Он определяет, какие документы касса может сформировать и какие будут реквизиты. Разрешены версии ФФД 1.05, 1.1 и 1.2.
ФНС России в Письме от 12.07.2021 N АБ-4-20/9744@ рассмотрела вопрос о применении ККТ с ФН-1.1М после 6 августа 2021 года пользователями, не осуществляющими расчеты за маркированные товары.
При включении сведений о моделях фискальных накопителей (далее – ФН) в реестр ФН изготовители указывают поддерживаемые версии ФФД в ККТ и фискальных накопителях.
ФНС сообщает, что сейчас соответствуют новым требованиям и включены в реестр ФН модели «ФН-1.1М исполнение Ин15-1М» и «ФН-1.1М исполнение Ин36-1М», которые поддерживают ФФД 1.05, 1.1 и 1.2.
Если пользователь ККТ не осуществляет расчеты за маркированные товары, то после 6 августа 2021 года допустимо регистрировать и применять ККТ с фискальными накопителями ФН-1.1М с любым поддерживаемым ФФД, указанным в реестре ККТ на данную модель ККТ.
В Письме от 14.07.2021 N АБ-4-20/9888@ ФНС предупреждает, что экземпляры иных моделей ФН, включенные в реестр ФН, которые поддерживают ФФД версии 1.05 и 1.1 и не поддерживают ФФД версии 1.2 (далее – ФН-1.1), не соответствуют новым требованиям к ФН.
В этой связи пользователи ККТ, которые имеют в наличии экземпляры ФН-1.1, могут зарегистрировать их в составе ККТ до 6 августа 2021 года. Использовать такие ФН можно будет до окончания срока действия ключей фискального признака. ФНС рекомендует пользователям, имеющим в наличии экземпляры ФН-1.1, заблаговременно зарегистрировать их в составе ККТ. После 6 августа 2021 года регистрация и перерегистрация экземпляров ФН-1.1 в составе ККТ производиться не будет.
На заметку: подробнее о том, какие кассы использовать с 6 августа 2021 года, читайте в обзоре в СПС КонсультантПлюс.
Возможности: обновление бланков для большинства организаций носит формальный характер, т.к. связано с созданием федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае.
ФНС России Приказом от 18.06.2021 N ЕД-7-21/574@ обновила ряд форм по имущественным налогам для организаций и физических лиц.
С 1 января 2022 года для организации применяются обновленные формы:
‒ сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам;
‒ заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу;
‒ налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Обновление форм связано с созданием в Краснодарском крае федеральной территории «Сириус» с особым статусом и общегосударственным стратегическим значением (Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ).
ФНС России разъяснила, как подтвердить уничтожение автомобиля для прекращения его налогообложения
Возможности: свидетельство (акт) об утилизации будет основанием для прекращения начисления транспортного налога.
ФНС России в Информации от 21.07.2021 напоминает, что в отношении транспортного средства, прекратившего свое существование, исчисление налога не производится с первого числа месяца его гибели или уничтожения на основании заявления, представленного в налоговый орган. К заявлению налогоплательщик вправе приложить подтверждающие документы. Если указанные документы отсутствуют в налоговом органе, то он запрашивает необходимые сведения у органов и иных лиц, располагающих ими.
Автомобиль может прекратить существование по разным причинам, например, в результате стихийных бедствий, аварий, обстоятельств чрезвычайного характера или иной непреодолимой силы, а также в случае утилизации.
Если автомобиль был утилизирован, то применяются правила снятия транспортного средства с госучета. Согласно правилам госрегистрации транспортных средств в органах ГИБДД МВД России вместе с заявлением о снятии ТС с учета представляется свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающий факт уничтожения автомобиля.
Если автомобиль снят с регистрационного учета в органах ГИБДД МВД России (независимо от оснований), сведения об этом поступают автоматически в налоговые органы в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
Таким образом, доказательством того, что транспортное средство по решению собственника больше не существует, является свидетельство (акт) об утилизации. Этот документ, подтверждающий уничтожение ТС, выдается лицом, выполнившим утилизацию. Такая позиция поддержана Департаментом налоговой политики Минфина России (Письмо от 06.07.2021 N 03-05-04-04/53356).
Электронные счета-фактуры в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости: нюансы применения
Возможности: обновлять формат счета-фактуры и УПД из-за прослеживаемости не требуется.
Риски: файл счета-фактуры, содержащий реквизиты прослеживаемости, не может быть зашифрован.
По общему правилу при реализации прослеживаемых товаров счета-фактуры нужно выставлять в электронной форме (п. 1.1 ст. 169 НК РФ). ФНС России в Письме от 27.04.2021 N ЕА-4-15/5834@ сообщила, что для этого налогоплательщик может использовать как счет-фактуру, так и УПД по формату, утв. Приказом ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@. Действующий формат содержит в себе реквизиты прослеживаемости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС» (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2021 N 534).
В Письме от 28.05.2021 N ЕА-4-15/7407 ФНС России направила доработанные форматы УПД и УКД, рекомендованные для применения посредниками, которые от своего имени совершают операции с прослеживаемыми товарами.
В Письме от 12.07.2021 N СД-4-26/9778@ ФНС России отмечает, что счета-фактуры, содержащие реквизиты прослеживаемости товаров, в соответствии п. 7 Приказа Минфина России от 05.02.2021 N 14н не должны шифроваться при их передаче в электронном виде вне зависимости от наличия или отсутствия шифрования канала передачи данных, используемого для этих целей.
На заметку: система прослеживаемости импортных товаров заработала с 8 июля 2021 года. Подробнее о том, как с ней работать, читайте в Обзоре «Прослеживаемость импортных товаров: новые правила с 8 июля 2021 года» в СПС КонсультантПлюс.
Риски: если кадастровая стоимость по объекту незавершенного строительства уже определена и внесена в ЕГРН, то он облагается налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости вне зависимости от назначения земельного участка под ним.
С 1 января 2020 года список недвижимого имущества, в отношении которого организации должны исчислять налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов, расширен (Федеральный закон от 28.11.2019 N 379-ФЗ). Так, российские организации и постоянные представительства иностранных компаний должны платить налог по кадастровой стоимости с жилых помещений, гаражей, объектов незавершенного строительства и других объектов, указанных в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, если это предусмотрено региональным законом и по ним определена кадастровая стоимость.
ФНС России в Информации от 06.07.2021 напоминает, что с 1 января 2020 года согласно подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ облагаются налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Ведомство считает, что исходя из указанной нормы НК РФ назначение земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства» учитывается только при определении налоговой базы как кадастровой стоимости в отношении жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений.
В отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества вне зависимости от назначения земельных участков.
Таким образом, принадлежащий организации на праве собственности объект незавершенного строительства, в отношении которого определена кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН, подлежит обложению налогом на имущество организаций вне зависимости от назначения земельного участка, а также использования объекта незавершенного строительства в деятельности организации (с учетом положений регионального закона о налоге на имущество организаций).
К аналогичным выводам ранее приходил и Минфин (Письма от 23.06.2021 N 03-05-05-01/49305, от 25.05.2021 N 03-05-05-01/40072).
Следовательно, если в региональном «кадастровом» законе поименованы объекты незавершенного строительства, сведения об объекте включены в ЕГРН и по нему определена кадастровая стоимость, то налог на имущество организаций в отношении этого объекта из кадастровой стоимости платить нужно.
Риски: с 30 июля 2021 года пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, нужно представлять в электронной форме в виде реестра подтверждающих документов по установленным формам.
С 1 июля 2021 года, если при камеральной налоговой проверке инспекция запросит документы, подтверждающие льготы, налогоплательщик сможет представить реестр таких документов. Новшество действует при проверке отчетности, поданной после 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ).
В связи с этим Приказом ФНС России от 24.05.2021 N ЕД-7-15/513@ утверждены формы и форматы:
– реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на льготы по НДС. Например, в реестре среди прочего нужно указать код операции, сумму по видам необлагаемых операций, наименование контрагента, а также реквизиты документов, подтверждающих льготы;
– реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на льготы по налогу на имущество организаций. В нем нужно указать код налоговой льготы, информацию о недвижимости, реквизиты документов, подтверждающих право на льготы.
Также в Приказе приведены порядок заполнения реестров и порядок их представления в электронном виде. Направлять реестры в инспекцию нужно по общим правилам взаимодействия с налоговыми органами.
Ранее ФНС России до регистрации в Минюсте вышеуказанного Приказа рекомендовала использовать формы реестров, направленные Письмом от 11.06.2021 N ЕА-4-15/8244@.
На заметку: заполнить реестр документов, подтверждающих льготы по НДС по декларациям, поданным с 1 июля 2021 года, поможет Готовое решение: Реестр документов, подтверждающих льготы по НДС в СПС КонсультантПлюс.
Возможности: правильно заполнить утвержденную форму уведомления об уменьшении стоимости патента на сумму страховых взносов, если ИП ранее подавал такое уведомление по рекомендуемой форме.
С 12 июля 2021 года уведомлять ИФНС об уменьшении стоимости патента на страховые взносы нужно по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.03.2021 N ЕД-7-3/218.
Ранее для уменьшения стоимости патента использовалась рекомендованная форма, направленная Письмом ФНС России от 26.01.2021 N СД-4-3/785@.
ФНС России в Письме от 19.07.2021 N СД-4-3/10101@ разъяснила, как заполнить утвержденную форму, в случае если ранее ИП были представлены уведомления по рекомендуемой форме:
‒ в листе «А» уведомления ИП должен указать сведения по каждому патенту, в отношении которого производится уменьшение суммы налога. Так, в строке 060 листа «А» ИП нужно указывать по каждому из патентов сумму уплаченных страховых взносов, которая ранее была учтена при уменьшении налога по соответствующему патенту(ам) в представленных им уведомлениях, в том числе в уведомлениях по рекомендуемой форме;
‒ в Листе «Б» уведомления в строке 130 ИП в том числе необходимо указать общую сумму страховых взносов, уменьшающую сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, которая была учтена в ранее представленных уведомлениях по рекомендуемой форме в строке «120» листа «Б».
Также ФНС обращает внимание на заполнение показателя «признак налогоплательщика» (строка 030 Листа «А»). В этой строке ИП проставляет признак «1», если есть работники, и признак «2», если их нет. ИП должен отразить признак налогоплательщика по каждому патенту, по которому он производит уменьшение суммы налога. При этом если ИП в календарном году получил несколько патентов и при осуществлении деятельности хотя бы по одному из них он использует труд наемных работников, то при подаче уведомления в отношении всех патентов, у которых налоговый период (период действия патента) приходится на период, в котором использовался труд наемных работников, ИП должен указать признак налогоплательщика «1».
ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ
Возможности: если в июле не будут совершаться операции с имуществом, попавшим в перечень прослеживаемых товаров (например, реализация, безвозмездная передача, утилизация), подавать Уведомление об остатках в июле не обязательно. Срок представления Уведомления об остатках не ограничен.
Риски: если имущество, попавшее под систему прослеживаемости, будет решено продать или утилизировать, организация должна отправить Уведомление об остатках до совершения такой операции с ним.
Система прослеживаемости касается только импортных товаров, которые обращаются в России. Прослеживаемость распространяется и на товары, которые были ввезены в страну до 8 июля 2021 года. Товары отечественного производства не включаются в систему прослеживаемости (п. 3 Постановления Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров»).
В Перечень прослеживаемых товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110, вошли:
– профессиональная и бытовая техника, в частности: холодильники, стиральные машины, компьютерные мониторы, проекторы, телевизионные приставки;
– дорожный, подъемный и иной спецтранспорт (например, бульдозеры, грейдеры, погрузчики);
– детские коляски и детские автокресла.
Как организация учитывает у себя прослеживаемые товары, не имеет значения. Важно лишь то, что они ей принадлежат и их коды по ТН ВЭД поименованы в Перечне. Поэтому основные средства и малоценное имущество, используемые в деятельности организации (ИП), относят к товарам, подлежащим прослеживаемости (Письмо ФНС России от 28.06.2021 N ЕА-4-15/9015@).
Представить Уведомление об остатках для присвоения регистрационного номера партии товара (далее – РНТП) нужно начиная с 8 июля 2021 года, но не позднее дня совершения операций (например, продажа, безвозмездная передача, утилизация) с прослеживаемыми товарами. Срок представления Уведомления об остатках не ограничен (Письмо ФНС России от 28.06.2021 N ЕА-4-15/9015@).
Таким образом, обязанности подавать Уведомление по состоянию на 8 июля 2021 года нет, если пока не планируется совершение операций с прослеживаемыми товарами. Это необходимо сделать в любое удобное время, главное – получить РНПТ до того, как появятся операции с прослеживаемыми товарами. Например, РНПТ на импортные мониторы и холодильники понадобится, даже если организация не будет их продавать, а решит сама утилизировать.
Подать Уведомление об остатках можно один раз: провести тотальную инвентаризацию, включить все прослеживаемые товары в Уведомление и получить на все из них РНПТ. А можно подавать несколько Уведомлений – по мере необходимости.
На заметку: заполнить Уведомление об остатках поможет Типовая ситуация: Прослеживаемые товары: счет-фактура и отчетность (Издательство «Главная книга», 2021) в СПС КонсультантПлюс.
Можно ли заявить к вычету НДС по УПД без строки 5А?
Риски: УПД без строки 5а, составленные после 1 июля 2021 года, влекут риск отказа в налоговом вычете для покупателя.
Возможности: безопаснее попросить поставщика выставить УПД по новой форме. Вместе с тем обозначенная ошибка (выставление УПД по старой форме) не относится к существенной, поэтому не препятствует вычету НДС по такому документу.
С 1 июля 2021 года в реквизитах счетов-фактур необходимо указывать сведения, позволяющие идентифицировать документ об отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав (подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ в ред. от 01.07.2021). В связи с этим в бланк счета-фактуры с 1 июля 2021 года добавили строку 5а для реквизитов документа об отгрузке (актов, накладных) (Постановление Правительства РФ от 02.04.2021 N 534).
Поскольку УПД совмещает в себе функции первичного документа и счета-фактуры, та часть УПД, которая выполняет функции счета-фактуры, должна полностью соответствовать форме счета-фактуры, утвержденной Правительством РФ. Таким образом, с 1 июля 2021 года форма УПД со статусом «1» должна быть дополнена аналогичной строкой (Письмо ФНС России от 17.06.2021 N ЗГ-3-3/4368). Подробнее читайте в обзоре «С 1 июля 2021 года нужно обновить форму УПД со статусом «1» из-за обновления бланка счета-фактуры» на нашем сайте.
Налогоплательщики могут использовать приведенный в Письме ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ образец формы УПД, объединяющей в себе форму счета-фактуры и информацию первичного учетного документа, самостоятельно дополняя его показателями, в том числе необходимыми для выполнения требований, установленных ст. 169 НК РФ и Правилами заполнения счета-фактуры (Письма ФНС РФ от 22.04.2019 N ЕД-4-15/7638, от 14.09.2017 N ЕД-4-15/18322).
УПД, выписанный в III квартале 2021 года, в котором нет строки 5а, составлен по устаревшей форме (Письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57881).
Таким образом, если рекомендованная форма УПД не дополнена показателями, которые должен содержать счет-фактура, могут возникнуть претензии со стороны контролирующих органов.
Вместе с тем обозначенная ошибка не должна лишить покупателя права на вычет НДС, поскольку она не препятствует налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).
К тому же показатель строки 5а счета-фактуры не отражается в книгах продаж и покупок, поэтому его отсутствие не повлияет на результаты сопоставления операций при автоматической камеральной налоговой проверке деклараций по НДС.