Минэкономразвития разъяснило процедуру электронного досудебного обжалования решений госорганов по итогам проверок

Возможности: информационные материалы, подготовленные Минэкономразвития России, позволят в наглядной и доступной форме ознакомиться с процедурой электронного досудебного порядка рассмотрения жалоб.

Минэкономразвития России в Письме от 08.06.2021 N 17863-АХ/Д32и сообщает о проведении информационно-разъяснительной кампании по обеспечению возможности использования предпринимателями процедуры электронного досудебного обжалования решений органов контроля.
Данные разъяснения связаны с тем, что с 1 июля 2021 года применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб в отношении 62 видов федерального государственного контроля (надзора) по установленному перечню. Это значит, что до обращения в суд будет необходимо пройти процедуру обжалования в органе контроля.
В Письме содержатся графические информационные материалы в формате Приложения, в которых наглядно и доступно рассказывается о преимуществах данного порядка обжалования. Например, выделяется:
— короткий срок рассмотрения жалобы,
— взаимодействие с контрольным органом в режиме онлайн,
— рассмотрение жалобы вышестоящим органом,
— оповещение об этапе рассмотрения жалобы и получение итогового результата на электронную почту.

Сообщается, что сервис «Жалоба на решение контрольного органа» Единого портала госуслуг предназначен для юрлиц, ИП и граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в отношении которых было назначено или проведено мероприятие по государственному контролю.
Жалобу можно подать в случае:
— нарушения процедуры проверки,
— нарушения порядка назначения проверки,
— несогласия с мерами, назначенными контролером,
— несогласия с нарушениями, отраженными в акте проверки,
— несогласия с действиями должностного лица в рамках проверки.
Также разъясняется, кто рассмотрит жалобу и как воспользоваться услугой. Приводятся этапы рассмотрения жалобы.

 

Банк России выпустил рекомендации для бизнеса по вопросу блокировки банковского счета

Возможности: воспользоваться Методическими рекомендациями ЦБ РФ, чтобы минимизировать риск блокировки счета или разобраться в вопросе его разблокировки.

В Письме Банка России от 10.06.2021 N 59-4/29017 сообщается о разработке Методических рекомендаций 2.0 «Что делать, если банк ограничил операции по счету?», которые призваны помочь предпринимателям разобраться в причинах ограничения операций по счетам. 
Так, например, разъясняется, что если операции клиента вызывают у банка вопросы, банк может направить клиенту запрос о предоставлении пояснений и подтверждающих операцию документов и в случае, если клиент не выйдет на связь либо не представит запрошенные банком документы и сведения – может ограничить дистанционное банковское обслуживание. При этом клиент может распоряжаться денежными средствами на счете, оформив платежные поручения на бумажном носителе.
Приведены основные причины ограничения проведения операций по счету, или почему платежное поручение не исполнено банком:
— недостаточно денежных средств на счете;
— неверно оформлены платежные документы;
— подозрения банка, что в отношении денежных средств совершаются мошеннические действия;
— приостановление операций по счету по решению налогового органа или прекращение банком расходных операций по счету в пределах суммы, указанной в решении налогового органа;
— подозрения банка, что целью совершения операций может являться отмывание доходов.
Ведомство советует в целях минимизации рисков, связанных с повышенным вниманием банков, проявлять должную осмотрительность к своим контрагентам (в Методических рекомендациях проводится алгоритм проверки).
Также в Методических рекомендациях рассмотрены следующие темы:
— основания для ограничения операций по счету,
— порядок реабилитации,
общие рекомендации для предпринимателей (например, среди них минимизация снятия наличных),
— как проверить контрагента,
— ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

 

ВС РФ утвердил Обзор по вопросам взыскания долгов за счет средств на счетах в банке

Возможности: ознакомиться с разъяснениями ВС РФ по вопросам взыскания долгов за счет средств на банковском счете (исполнение банком исполнительных документов, процессуальные вопросы и др.).

Президиум ВС РФ 16.06.2021 утвердил Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями.
В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров об исполнении требований исполнительных документов банками ВС РФ определил правовые позиции по вопросам:

Всего в Обзоре содержится 24 разъяснения, среди них такие:
— компенсация морального вреда за ненадлежащее исполнение банком своих обязанностей не подлежит взысканию, так как отношения между взыскателем и банком не являются потребительскими;
— возвращение исполнительного документа в связи с истребованием банком у взыскателя дополнительных документов и сведений, не установленных ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», является необоснованным и влечет ответственность банка, предусмотренную ч. 1 ст. 332 АПК РФ;
незамедлительное исполнение требований исполнительного документа означает, что такое исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в банк;
— банк, наделенный полномочием по принудительному исполнению требований исполнительного документа, обязан был произвести расчет суммы неустойки, присужденной на будущее время;
— в процессе исполнения исполнительного документа банк обязан по заявлению взыскателя предоставить информацию о суммах, перечисленных взыскателю, а также о конкретных причинах невозможности исполнения исполнительного документа;
помещение исполнительного листа в картотеку на момент предъявления взыскателем исполнительного документа не является отказом в исполнении требований исполнительного документа и не влечет для взыскателя возникновение убытков, связанных с невозможностью удовлетворения требований к должнику;
— отказ банка исполнить исполнительный документ по причине прекращения договора банковского счета с должником может являться основанием для взыскания с банка убытков, если на момент такого отказа банковский счет должника не закрыт.
На заметку:   подробнее о позициях ВС РФ читайте в Обзоре: «Взыскание долгов за счет средств в банке: Верховный суд обобщил практику» в СПС КонсультантПлюс.

 

МЧС России определило индикаторы риска в рамках федерального госпожнадзора

Возможности: ознакомление с перечнем индикаторов риска нарушения обязательных требований позволит подконтрольным лицам оценить вероятность принятия решения о проведении внепланового контрольного мероприятия в рамках федерального государственного пожарного надзора.

Приказом МЧС России от 07.06.2021 N 364 утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, который начнет действовать с 1 июля 2021 года.
Установлено, что при осуществлении федерального государственного пожарного надзора устанавливаются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:

  • привлечение к административной ответственности аттестованного эксперта в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности и нарушение порядка оценки объекта защиты требованиям пожарной безопасности в отношении объектов защиты, по которым экспертом проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) в течение последних 3 лет, предшествующих дате привлечения эксперта к административной ответственности;
  • 3 и более ложных срабатываний в течение 30 календарных дней систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться 50 и более человек (кроме жилых домов).

На заметку: как организации пройти проверку пожарной безопасности рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

 

Утверждены правила регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии и сертификатов соответствия

Риски: получатель декларации или сертификата обязан информировать приобретателей, в том числе потребителей, о приостановлении, возобновлении, прекращении действия декларации о соответствии, сертификата соответствия, признании его недействительным.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 N 936 утверждены:

  • Правила регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными, которые вступили в силу 21 июня 2021 года (за исключением отдельных положений). Документом определен Порядок регистрации в Едином реестре деклараций о соответствии:

— продукции требованиям техрегламентов РФ,
— на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия,
— продукции требованиям техрегламентов ЕАЭС (Таможенного союза),
— на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме.
Рассматриваемые Правила не применяются в отношении деклараций о соответствии на продукцию (работы, услуги), поставляемую для федеральных госнужд по гособоронзаказу, а также на продукцию (работы, услуги), используемую в целях защиты сведений, составляющих гостайну или относимых к информации ограниченного доступа, и на продукцию (работы, услуги), сведения о которой составляют гостайну. Также определен Порядок приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными.

  • Правила приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными, которые вступят в силу 1 июля 2021 года. В частности, установлено, что приостановление, возобновление и прекращение действия сертификатов соответствия, признания их недействительными осуществляется по решению:

— органа по сертификации (за исключением признания сертификата соответствия недействительным);
— контрольного органа, уполномоченного на осуществление вида федерального или регионального госнадзора, в рамках которого осуществляется контроль за соблюдением требований техрегламентов и (или) обязательных требований;
— национального органа по аккредитации.
Определено, в каких случаях указанные органы принимают решение о приостановлении действия, о прекращении, о признании недействительным сертификата соответствия.
Действие декларации о соответствии, сертификата соответствия считается приостановленным, возобновленным, прекращенным со дня внесения соответствующих сведений в единый реестр.
Информировать приобретателей, в том числе потребителей, о приостановлении, возобновлении, прекращении действия декларации о соответствии, сертификата соответствия, признании его недействительным должен заявитель.
Постановление Правительства РФ от 19.06.2021 N 936 будет действовать до 21 июня 2027 года.