Минфин разъяснил особенности бухучета в связи с коронавирусом
Возможности: ознакомиться с разъяснениями Минфина по бухгалтерскому учету — расходов, связанных с коронавирусом; полученных от государства субсидий и льготных кредитов; прощенных за II квартал налогов.
В Информации от 16.07.2020 N ПЗ-14/2020 Минфин обобщил отдельные вопросы бухучета, связанные с деятельностью организаций в условиях распространения коронавируса.
- О расходах
В составе расходов по обычным видам деятельности можно учесть оплату услуг:
– по проведению тестирования работников на коронавирус и иммунитет к нему;
– по дезинфекции рабочих помещений;
– по обеспечению связи с работниками, осуществляющими работу удаленно;
– по доставке работников до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности.
Если данные мероприятия организация осуществляла полностью или частично собственными силами (без привлечения сторонних лиц), такие расходы также включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.
В составе прочих расходов организации могут учесть, например, следующие расходы:
– зарплату работникам за время нерабочих дней, установленных Президентом РФ;
– оплату вынужденного простоя из-за приостановления деятельности;
– штрафы и выплаты по искам за нарушение санитарных норм, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности;
– расходы по несостоявшимся служебным командировкам работников организации;
– расходы, связанные с благотворительной деятельностью (приобретение для медучреждений оборудования и иного имущества для выявления и лечения коронавируса; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет и врачей и проч.).
- О материально-производственных запасах, основных средствах и нематериальных активах
К МПЗ относятся СИЗ — маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны, др., санитарно-гигиенический инвентарь — дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы, др., медицинские изделия — аптечки, тесты, др., дезинфицирующие средства (если такие объекты не относятся к ОС).
Объектами ОС могут быть медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование, приборы, приспособления.
Объектами НМА могут быть права на программные средства, приобретение (создание) которых связано с условиями работы в сложной эпидемиологической ситуации (если такие объекты соответствуют критериям НМА).
- О государственной помощи в виде субсидий и льготных кредитов
Получатели субсидий из наиболее пострадавших отраслей экономики (на дезинфекцию, в целях частичной компенсации затрат) должны формировать в бухучете информацию о госпомощи в соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». При этом информация о видах госпомощи раскрывается в бухгалтерской отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета. Минфин приводит разъяснения по бухгалтерскому учету при получении и использовании субсидии.
Также ведомство отмечает, что бюджетные кредиты (например, льготный кредит для бизнеса по ставке до 2%), предоставленные организации, отражаются в бухучете в общем порядке, принятом для учета заемных средств. Если при предоставлении кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном ПБУ 13/2000 для учета бюджетных средств.
Информация о госпомощи, полученной коммерческой организацией, раскрывается в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах.
- Об учете освобождения от уплаты налогов за II квартал 2020 года
При освобождении от обязанности уплатить за II квартал 2020 года налоги нужно учесть следующее. Сумма, на которую организация освобождена от обязанности уплатить налог на прибыль за II квартал 2020 г., относится в уменьшение величины расхода по налогу на прибыль согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Аналогичные суммы по другим налогам и страховым взносам относятся в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации».
С 9 июля 2020 года возобновлено проведение «очных» мероприятий налогового контроля
Риски: возобновляется проведение допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган и других мероприятий налогового контроля, предусматривающих непосредственное взаимодействие инспекторов с налогоплательщиками.
, а именно:
– проверка территорий (помещений) налогоплательщиков;
– осуществление допросов;
– проведение осмотров;
– вызовов в налоговый орган;
– организация выемок, проведение инвентаризаций и т.п.
При проведении данных мероприятий налоговые инспекторы обязаны использовать средства индивидуальной защиты согласно распоряжениям властей региона, рекомендациям Роспотребнадзора и главных государственных санитарных врачей субъекта РФ. Масками, перчатками и дезинфицирующими средствами их должны обеспечить в налоговом органе.
Возможности: ознакомиться с примерами ведомства по расчету страховых взносов по пониженным тарифам для субъектов малого и среднего бизнеса в месяце, когда превышен лимит базы на ОПС и ВНИМ и примером расчета суммы возмещение от ФСС при оплате дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.
В Письме от 13.07.2020 N БС-4-11/11315@ ФНС России разъяснила отдельные моменты расчета страховых взносов с 1 апреля 2020 года субъектами малого и среднего бизнеса по пониженным тарифам.
- Ведомство на примере показало, как применять пониженные тарифы за месяц, в течение которого произошло превышение сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица над предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на ОПС и на ВНиМ.
- Взносы на ОПС
В случае если сумма выплат в пользу работника, определяемая нарастающим итогом с начала 2020 года, превысила 1 292 000 рублей, то суммы такого превышения облагаются субъектами МСП страховыми взносами на ОПС по тарифу в размере 10%, установленному пп. «б» п. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ. В пределах лимита на ОПС, но сверх МРОТ (12 130 рублей) в месяц суммы облагаются страховыми взносами на ОПС по тарифу в размере 10%, установленному пп. «а» п. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ.
См. Пример от ФНС с цифрами в Письме.
- Взносы на ВНиМ
В случае если сумма выплат в пользу работника, определяемая нарастающим итогом с начала 2020 года, превысила 912 000 рублей, то суммы такого превышения не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с п. 2 ст. 425 НК РФ. Тариф страховых взносов на ВНиМ в размере 0%, установленный п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ, применяется к части выплат за месяц, превышающей МРОТ (12 130 рублей) в пределах лимита на ВНиМ.
См. Пример от ФНС с цифрами в Письме.
- Ведомство пояснило, как определить сумму возмещения расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, если страхователь применяет пониженные тарифы как субъект МСП.
Для получения от ФСС РФ возмещения сумм страховых взносов, исчисленных с оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом необходимо сначала определить долю оплаты указанных дополнительных выходных дней в общем объеме выплат за месяц (пропорционально), которую потом следует умножить на сумму страховых взносов, исчисленных за месяц с общей суммы выплат.
См. Пример от ФНС с цифрами в Письме
Риски: работодатель не сможет ликвидироваться, пока не выплатит работникам, уволенным в связи с ликвидацией, все причитающиеся им суммы.
Возможности: при ликвидации организации или сокращении численности или штата работодатель сможет произвести выплаты работникам на период трудоустройства единовременно.
Конституционный Суд РФ признал ч. 1 ст. 178 ТК РФ не соответствующей Конституции РФ в части лишения работников, уволенных в связи с ликвидацией работодателя, возможности получить сохраняемый средний заработок на период трудоустройства, если они приобрели право на выплату после завершения ликвидации организации (Постановление КС РФ от 19.12.2018 N 45-П). В связи с эти приняты Федеральные законы от 13.07.2020 N 203-ФЗ и N 210-ФЗ, которые направлены на совершенствование порядка предоставления работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации, гарантии по сохранению за ним среднего месячного заработка за период трудоустройства.
Федеральный закон от 13.07.2020 N 210-ФЗ вносит поправки в ТК РФ, которыми установлено следующее:
– Если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. При этом уволенный работник вправе письменно обратиться к работодателю за выплатой среднего заработка на период трудоустройства в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения.
– По решению органа службы занятости работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, средний заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения. При этом уволенный работник вправе письменно обратиться к работодателю за выплатой среднего заработка на период трудоустройства после принятия решения органом службы занятости, но не позднее 15 рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения.
– При обращении уволенного работника в вышеназванных случаях за выплатами работодатель производит их не позднее 15 календарных дней со дня обращения.
– Взамен выплат среднего заработка за период трудоустройства в вышеуказанных случаях работодатель вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если работнику уже была произведена выплата среднего заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты.
– При ликвидации организации выплаты среднего заработка за период трудоустройства и/или выплата единовременной компенсации в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством.
Аналогичный порядок предусмотрен для работников – северян, но с учетом более длительных сроков выплаты среднего заработка на период трудоустройства.
Одновременно Федеральным законом от 13.07.2020 N 203-ФЗ установлено, что организация в заявлении о госрегистрации в связи с ликвидацией должна подтвердить, что она выплатила работникам, увольняемым в связи с ликвидацией, все предусмотренные ТК РФ суммы.
Поправки вступают в силу с 13 августа 2020 года.
Поддержка IT-отрасли: Минфин подготовил проект поправок в НК РФ
Возможности: Законопроект предусматривает предложенные Президентом бессрочное снижение тарифа страховых взносов до 7,6% и уменьшение ставки налога на прибыль до 3%.
В Информации от 10.07.2020 Минфин сообщил, что Законопроект с поправки в налоговое законодательство о проведении «налогового маневра» в IT-отрасли направлен в Правительство РФ.
Проектом предусматривается для IT-компаний, а также организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции и включенных в соответствующий реестр Минпромторга России, снижение:
– тарифа страховых взносов с 14% до 7,6%;
– ставки налога на прибыль с 20% до 3%.
Кроме того пересматривается порядок освобождения отрасли от НДС. Предлагается освободить от НДС реализацию исключительных прав на программы, включенные в Единый реестр программ для ЭВМ и баз данных.
Минфин отмечает, что параллельно идет подготовка механизмов дополнительного стимулирования отечественной IT-отрасли, например: прямая поддержка компаний на внедрение инноваций и запуск стартапов, стимулирование спроса, развитие государственно-частного партнёрства и кадрового потенциала отрасли.
Как оплачивается отъезд в командировку в выходной день: разъясняет эксперт Роструда
Риски: день выезда в командировку (возвращения из нее) в выходной оплачивается, как работа в выходной.
В повышенном размере оплачиваются только часы, проведенные в выходной день в пути, т.е. часы с момента отправления (прибытия) транспорта до окончания суток выходного дня. Кроме того, к оплате рекомендуется применить также повышение за ночные часы в пути.
Эксперт Роструда в консультации напоминает позиции ведомства по вопросу оплаты времени нахождения в пути командированного работника в его выходной день, в том числе в ночное время.
В день отъезда в командировку или возвращения из нее, приходящийся на выходной день работника, учитываются часы с момента отправления (прибытия) транспорта до окончания суток выходного дня. То есть выходной, приходящийся на отъезд в командировку (прибытие из командировки), подлежит оплате не менее чем в двойном размере (Письмо Минтруда России от 21.02.2020 N 14-1/ООГ-1110). Оплата производится в одинарном размере, если по заявлению работника ему предоставлен другой день отдыха (ч. 4 ст. 153 ТК РФ).
При этом по вопросу о повышенной оплате времени в пути, приходящегося на ночное время, эксперт отмечает следующее. Ст. 153 ТК РФ применяется с учетом Постановления КС РФ от 28.06.2018 N 26-П. В частности, каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (Письмо Минтруда России от 21.02.2020 N 14-1/ООГ-1110).
Таким образом, если на командировку приходится ночное время, то минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554, Письмо Минтруда России от 14.11.2013 N 14-2-195).
При этом конкретные размеры оплаты работы в выходной или нерабочий праздничный день, оплаты труда за работу в ночное время могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
На заметку: Положением о командировках не предусмотрена обязанность работодателя по доплате работнику за ночное время отъезда в командировку или возвращения из нее. Данный вопрос законодательством не урегулирован. Во избежание претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем оплачивать время ночного пути в повышенном размере согласно ст. 154 ТК РФ.
Однако по данному вопросу существует и иная позиция. Согласно ст. 166 ТК РФ командировка работника не является временем работы по графику, поэтому обычные правила оплаты в ночное время в этот период не действуют. Поскольку ночью работник совершал, например, авиаперелет, а не работал, за это время доплата работнику не полагается (в ст. 154 ТК РФ говорится именно о работе в ночное время, то есть в силу ст. 96 ТК РФ — с 22 часов до 6 часов).
ФНС напомнила об особенностях заполнения РСВ за полугодие 2020 года
Риски: СМП из пострадавших отраслей должны учесть особенности заполнения РСВ за полугодие при применении тарифа страховых взносов 0%, в противном случае им придется подавать уточненный Расчет.
В Информации от 10.07.2020 ФНС напомнила, что малый и средний бизнес из пострадавших отраслей заполняет Расчет по страховым взносам за полугодие 2020 года с учетом начислений страховых взносов за апрель, май, июнь по ставке 0%. Если такой плательщик сдал РСВ с суммовыми значениями страховых взносов, то ему необходимо пересчитать их по тарифу 0% и направить в налоговый орган уточненный Расчет.
Также ФНС напоминает о Сервисе, который поможет получить информацию об освобождении конкретной организации или ИП от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборам и страховым взносам за отчетные (налоговые) периоды II квартала 2020 года.
РСВ за полугодие сдается в обычный срок – не позднее 30 июля 2020 года.
ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В НК РФ закрепили правила признания расходов в виде процентов по льготному кредиту под 2%
Риски: проценты по льготному кредиту на возобновление деятельности учитываются в расходах только по факту их уплаты.
Федеральный закон от 13.07.2020 N 204-ФЗ внес поправки в НК РФ для учета в целях налога на прибыль кредита под 2%, субсидируемого государством. Напомним, с 1 июня 2020 года начала действовать кредитная программа для пострадавших отраслей, некоторых производственных организаций и социально ориентированных НКО, долг по которой при выполнении определенных условий, будет полностью субсидирован государством (подробности участия в ней смотрите в Обзоре «Новый льготный кредит для бизнеса по ставке до 2%: разбираемся в деталях» в СПС КонсультантПлюс).
Федеральный закон от 13.07.2020 N 204-ФЗ уточнил порядок признания в доходах (расходах) по методу начисления процентов по такому кредитному договору. Датой получения внереализационных доходов (для банка) и внереализационных расходов (для заемщика) в виде процентов по льготному кредиту признается дата уплаты процентов.
Напомним, что в случае превращения льготного кредита в субсидию, сумма прощенного долга и начисленных процентов у должника не облагается ни налогом на прибыль, ни НДФЛ. Таким образом, если установленные кредитной программой условия будут выполнены и кредит станет субсидией, то у заемщика расхода в виде процентов в налоговом учете не будет. А если условия получения субсидии не соблюдены, то включать проценты по кредиту в расходы нужно будет на дату их уплаты, а не начисления.
Эти положения применяются до конца 2024 года.
Минфин рассказал о вычете НДС при создании НМА: с 1 января 2020 года правила поменялись
Риски: по товарам, работам, услугам, имущественным правам, приобретенным для создания НМА до 1 января 2020 года входной НДС можно принять к вычету только после постановки на учет созданного НМА. Даже в том случае, если созданный НМА введен в эксплуатацию после 1 января 2020 года.
С 1 января 2020 года уточнено, что к вычету можно принять НДС по товарам, работам, услугам, имущественным правам – далее товарам, приобретенным налогоплательщиком для создания НМА. Также установлено, что в случае создания НМА собственными силами или с привлечением третьих лиц, вычеты НДС по приобретенным товарам в РФ либо по налогу, фактически уплаченному при их ввозе, производятся после принятия на учет таких товаров.
До внесения изменений в НК РФ предъявленные суммы НДС заявлялись к вычету после окончания работ по созданию объекта и принятия его на учет в качестве НМА.
В Письме от 26.06.2020 N 03-07-11/55215 Минфин разъяснил, что суммы НДС, предъявленные после 1 января 2020 года по приобретенным товарам, используемым для создания НМА собственными силами или с привлечением третьих лиц, а также уплаченные после 1 января 2020 года по ввозимым товарам, приобретенным для создания НМА, принимаются к вычету в течение трех лет после принятия на учет указанных товаров независимо от момента ввода НМА в эксплуатацию.
Если же суммы НДС по таким товарам были предъявлены до 1 января 2020 года либо НДС по ввезенным товарам был уплачен до 1 января 2020 года, а сам созданный НМА введен в эксплуатацию после 1 января 2020 года, то НДС может быть заявлен к вычету только после принятия на учет данного НМА, то есть по старым правилам.