Утвержден порядок выдачи ваучеров за отмененные в связи с коронавирусом авиарейсы
Риски: пассажир сможет вернуть денежные средства, не использованные для оплаты услуг авиаперевозчика, лишь по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Возможности: пассажир может использовать для оплаты услуг перевозчика всю сумму или часть оплаченной провозной платы, а в случае возврата денежных средств перевозчик должен оплатить пассажиру проценты за пользование денежными средствами.
Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажиров, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части.
При наступлении указанных выше событий Перевозчик вправе:
– в одностороннем порядке изменить условия договора авиаперевозки (в части даты, времени, маршрута, типа воздушного судна);
– отменить рейс и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату.
Пассажир при наступлении этих же событий вправе:
– отказаться от перевозки и вернуть деньги в установленные положением сроки;
– направить перевозчику уведомление о принятии в счет оплаты услуг, денежной суммы ранее оплаченной провозной платы (через сайт перевозчика, по почте или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика);
– использовать для оплаты услуг перевозчика часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.
Перевозчик обязан:
– в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке и дополнительных услуг перевозчика;
– по истечении 20 календарных дней со дня получения уведомления — обеспечить прием в счет оплаты услуг суммы оплаченной провозной платы и проинформировать об этом пассажира путем направления ему подтверждения или направить обоснованный отказ;
– вернуть пассажиру денежные средства, не использованные для оплаты услуг по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете (в течение 10 календарных дней со дня получения заявления);
– в случае возврата денежных средств — оплатить проценты за пользование денежными средствами на сумму оплаченной провозной платы.
Как вернуть деньги за билет
Денежные средства возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Не дожидаясь 3 лет вернуть свои деньги при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика, могут следующие пассажиры:
– инвалиды I или II группы, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы,
– ветераны ВОВ,
– члены многодетной семьи.
Возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при ее отсутствии на другую банковскую карту того же держателя, наличными денежными средствами или иным способом.
В общем случае заявление о возврате денежных средств подается по усмотрению пассажира:
– на сайте перевозчика,
– почтой,
– лично в пунктах, определенных перевозчиком.
Обращаем внимание, что рассматриваемые положения касаются договоров со сроком исполнения начиная с 1 февраля 2020 года — по перевозкам с КНР, с 18 марта 2020 года — по всем внутренним и международным перевозкам. При этом договоры должны быть заключены до 1 мая 2020 года. Следует отметить, что Постановление Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 вступило в силу 7 июля 2020 года и не применяется к чартерным перевозкам.
Возможности: по Проекту ЦБ РФ с 24 августа 2020 года стоимость полиса ОСАГО будет рассчитываться с учетом различных факторов, что в конечном итоге может уменьшить тариф для добросовестных водителей на 10% (для таксистов – на 30%).
Федеральным законом от 25.05.2020 N 161-ФЗ установлен более дифференцированный подход к установлению тарифов ОСАГО. С 24 августа 2020 года страховые компании вправе применять базовые ставки страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, которые установит Банк России.
В Информации от 06.07.2020 Центробанк рассказал, что уже подготовлен проект по расширению тарифного коридора ОСАГО, чтобы страховые компании могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает ПДД. Планируется, что его положения начнут применяться с 24 августа 2020 года.
Помимо факторов, напрямую установленных в законодательстве (например, наличие грубых нарушений ПДД), страховые компании при установлении тарифа смогут учитывать и иные обстоятельства — возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и другие.
Для легковых автомобилей физлиц Проект предусматривает расширение границ тарифного коридора на 10% вниз и вверх, что позволит дифференцировать тарифы для водителей с разным уровнем риска. Самое большое расширение тарифного коридора предусмотрено для таксистов (на 30% вниз и вверх) по причине высокой аварийности и значительной разницей между уровнем водителей.
Также при определении базовой ставки тарифа Проект предусматривает запрет на учет факторов дискриминационного характера — национальная, расовая, языковая принадлежность, вероисповедание, должностное положение.
На заметку: с 1 марта по 30 сентября 2020 года оформить договор ОСАГО можно без предъявления диагностической карты.